Описание окружающей местности

Над Карским морем продолжался полярный день... Северное солнце, лишь приблизившись к линии горизонта, вновь начинало свой плавный подъём наверх. На календаре была середина лета – 17 июля 1942 года… Это были трудные дни для Советского государства, одни из самых трудных за всё время войны. Тяжёлая ситуация была на всех фронтах, на южном и юго-западном участках обстановка складывалась катастрофическая. Части вермахта форсировали Дон и, захватив часть Воронежа, рвались к кавказской нефти, начинали наступление на Сталинград… В Баренцевом море только что был разгромлен конвой PQ-17, что привело ко временной приостановке арктических конвоев…

                     * * *

Ледокольный пароход «Федот Попов» продвигался к выходу из Байдарацкой губы Карского моря, держа курс на Амдерму. Примерно в семи милях по левому борту проплывал низкий берег, за ним на многие десятки километров простиралась тундра, а вдали на юго-западе в бинокль легко можно было различить горы северной оконечности Уральского хребта. Прямо на траверзе парохода лежал остров Левдиев.

Иван Александрович Креницын, начальник экспедиции, вышел на палубу и вдохнул солёный морской воздух… Был солнечный, по-настоящему тёплый летний денёк, и лишь лёгкий ледяной ветерок с севера напоминал о том, что Арктика рядом.

Креницын был очень доволен. Экспедиция дала удивительные результаты, превзошедшие все ожидания. Находки обещали серьёзно продвинуть вперёд советскую науку…

Креницын вспомнил, как начиналась эта экспедиция… В обстановке строгой секретности, они вышли из Архангельска перед самой войной, направившись к берегам Ямала. Там, в тундре, вдалеке от освоенных мест, недавно были обнаружены следы древней высокоразвитой цивилизации… Целью экспедиции являлись археологические изыскания и подробное изучение найденного.

И вот, преодолев за прошедший год множество трудностей и лишений, проделав огромный объём работы, они возвращались с результатами, которыми можно было гордиться…

Внезапно мысли Ивана Александровича были прерваны криком наблюдателя с мостика: «Подводная лодка справа по борту!»…

Немецкая субмарина типа VIIC показалась над водой в 12 кабельтовых к северу от парохода. Это было полной неожиданностью. До сих пор не было зафиксировано случаев захода немецких подлодок сюда, в тыловое Карское море. Что этот «волк» делает здесь, в мелководной Байдарацкой губе..?

Креницын поспешно взбежал на капитанский мостик. Тем временем, с подлодки начали подавать пароходу сигналы: остановиться и приготовиться к досмотру... Капитан, Николай Фёдорович Рощин, обратился к Креницыну:

 – Что за чёрт? Откуда они здесь взялись? Что надеются найти у нас? Не могут же они знать…

 – Бумаги экспедиции и артефакты не могут попасть в руки немцев. Мы не имеем права подчиняться этому приказу, – прервал его Иван Александрович.

 – Но что Вы предлагаете? Мы не имеем вооружения, нам не скрыться и не уйти от лодки…

 – Нет ли у нас шанса взять противника на таран?

 – Они слишком далеко. Увы, наша скорость не позволит…

 – Тогда нам остаётся одно – повернуть к берегу и попытаться добраться до него.

Капитан отдал рулевому команду о смене курса и перевёл рукоятку машинного телеграфа на «Полный вперёд»…

Подводная лодка открыла огонь из палубного артиллерийского орудия и начала преследование парохода, постепенно сокращая дистанцию.

88-миллиметровые снаряды полетели вслед пароходу… По мере пристрелки артиллеристов подлодки и сближения судов, урон, наносимый лодкой, всё возрастал. Снаряды ударяли в палубные надстройки, в борт и корму. Рои осколков разлетались по судну, оставляя раненых и убитых… Рулевое управление было повреждено, но пароход продолжал движение к берегу на пределе сил своей паровой машины.

Креницын, собрав наиболее ценные артефакты и документы, поместил их в герметичный водонепроницаемый контейнер и, положив его в свой портфель, взял с собой…

Когда до берега оставалось уже не более 8 кабельтовых, снарядами были нанесены критические повреждения. Через пробоины в машинное отделение хлынула вода – во избежание взрыва котлов пришлось спустить из них пар через предохранительные клапаны; судно полностью потеряло ход и стало быстро погружаться в воду... Спасательными шлюпками возможности воспользоваться не было – к этому моменту они уже были изрешечены осколками. Оставшиеся в живых матросы стали прыгать за борт, в ледяную воду, в надежде добраться до берега вплавь. Лодка, находившаяся теперь на расстоянии 4 кабельтовых, продолжала огонь по тонущему пароходу. В этот момент Иван Александрович, ещё не успевший покинуть судно, получил ранение осколком, и прыгнул, а, точнее, упал за борт…

Пароход лёг на грунт ровного дна, которое здесь было всего лишь в нескольких метрах от поверхности – верхушка одной из мачт осталась торчать над волнами. На поверхности остались плавать обломки древесины, пустые бочки, и прочие предметы, оказавшиеся легче воды… Креницын, превозмогая боль и красный туман, застилающий глаза, доплыл до одного такого обломка и, ухватившись за него, собрав все силы, выбрался из воды. Прикрыв телом драгоценный портфель, он потерял сознание…

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться