Костёл Преображения Господнего в Германовичах [VI/12947]
Описание окружающей местности
Придисненский регион знаменит роскошными архитектурными ансамблями костёлов XVIII века. Строительство храма в Германовичах в 1770 году начал мстиславский воевода Юзеф Гильзен. После того, как в 1782 году он продал имение Игнатию Ширину, главным спонсором стал новый владелец Германович. Строительство костёла было завершено в 1787 году. Долгие годы этот храм был духовным центром католического населения села и окрестных земель, сначала в униатском, а затем православном окружении.
Костёл Преображения Господнего размещён напротив усадебно-паркового ансамбля Ширинов на берегу Дисны. Памятник архитектуры виленского барокко имеет удлинённую симметрично-осевую композицию. Она формируется прямоугольным в плане нефом и округлой апсидой с низкими боковыми сакристиями.
Фронтальный фасад решён пластичной архитектурной кулисой вертикально направленной композиции. Ажурность и скульптурность пятиярусных четвериковых башен достигается использованием сквозных лучковых и арочных проёмов, круглых люкарн, угловых лопаток, вогнутыми гранями верхних ярусов.
Между башнями размещён высокий фигурный щит с пилястровым портиком. Пластично насыщенный главный фасад контрастно соединяется с плоскостными стенами основного объёма храма. В архитектурном декоре использованы лучковые сандрики, рустика, фигурные филёнки, тонкопрофильные карнизы. Нижний ярус фронтона декорирован дополнительно накладным треугольным фронтончиком и рустичным обрамлением окна в центре, что добавляет ему черты барочного классицизма.
Завершение центральной части фасада двухъярусным фронтоном достигается имитацией пропорций и ритмов горизонтальных и вертикальных членений, характерных для позднебарочных базилик. Это даёт большую презентабельность камерному сельскому храму – оптически создаётся впечатление чрезвычайной вытянутости и вертикализма пропорций, почти готической возвышенности творческого образа.
Внутренний неф храма замкнут цилиндрическим перекрытием на подпружных арках с люнетами высоко поднятых лучковых оконных проёмов, плавно переходящих в пятигранную алтарную часть. По периметру зала проходит профилированный антаблемент, декорированный растительным орнаментом. Стены расчленены пилястрами. Над узким нартексом на двух столбах, аркаде и крестовых перекрытиях возвышены выгнутые дугой хоры, декорированные пилястрами, между которыми размещено панно с лепными изображениями музыкальных инструментов. Украшение интерьера дополняет орнаментально-растительная роспись верхних частей стен и подпружных арок.
В годы советско-польской войны, в ходе июльской операции советских войск в районе Германович развернулись активные боевые действия. О тех кровопролитных днях напоминают могилы шестерых солдат Войска Польского около костёла.
После оккупации территории Западной Беларуси Советским Союзом в 1940 году храм был закрыт. Возвращён верующим лишь в 1988 году.
Рядом с костёлом живёт ксёндз Ян, который провёл нас по храму и рассказал его историю. По его словам нынешнее руководство государства не только не помогает реставрации памятников архитектуры, но и создаёт всевозможные бюрократические препоны желающим помочь в этом благородном деле. Например, уже долгое время не получается покрасить костёл снаружи. Требуются особые разрешения из многих инстанций и специальные дорогостоящие строительные леса. Нелегко и с финансами. Все поступления из-за рубежа блокируются из-за политической нецелесообразности, а местных прихожан насчитывается лишь несколько десятков…
По материалам:
http://www.radzima.org/be/object/5194.html
http://orda.of.by/.add/gallery.php?germanovic/kostel/art/mh
В качестве полезной информации:
По итогам поездок в Беларусь Викка (НЕСЕЗОН) скомпилировала свой опыт, написала статью "Едем в Беларусь!...или бытовуха путешествий" и любезно предоставила мне возможность поделиться ею с вами.
вариант 1, без картинок, облегчённый, можно распечатать с собой
вариант 2 чуть подробнее и с картинками







