Описание окружающей местности

Когда говорят: дворцы и парки Пушкина, то первая ассоциация - Екатерининский дворец, Янтарная комната, Лицей. Однако есть еще масса интересных, но не столь знаменитых мест, одно из них - Зверинец. Так называется большой район парка, к западу от Александровского дворца. При Екатерине II здесь содержали зверей для царской охоты. Позднее, в эпоху Александра I, район парка был изменен. Благодаря архитектору Менеласу он приобрел модный в то время неоготический облик. В Зверинце появились новые здания: Арсенал, Шапель, Павильон Лам, Пенсионерские конюшни.
К сожалению, сейчас все это находится в запустении, но все равно очень и очень красиво - советуем посмотреть.

Ниже приводим информацию с сайта Государственного музея-заповедника "Царское Село"

Арсенал
В пейзажной части Александровского парка, в центре бывшего Зверинца, на месте павильона Монбижу, частично разобранного в начале XIX века был построен готический павильон Арсенал.
Строительство павильона начал А. Менелас в 1819 году, а после его смерти завершал отделку в 1834 году А. Тон.
В 1827 году Император Николай I решил разместить в нем свою коллекцию оружия, находившуюся до этого в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге. В царскосельском Арсенале был первый в России публичный музей оружия.
Интерьеры Арсенала были великолепны: стрельчатые окна переливавшиеся подлинными средневековыми витражами, приобретенными в Европе, изящные легкие витые колонны и росписи, украшавшие помещения приводили посетителей в восторг.

Шапель
За Драконовым мостом, на окраине Александровского парка, по проекту архитектора А. Менеласа в 1825-1828 годах был сооружен павильон "Шапель" (капелла, или часовня) в виде готической руины.
Павильон состоит из двух квадратных в плане башен, между которыми переброшена широкая арка. Одна башня "обвалилась" и поросла деревьями, стены другой также несут на себе разрушительные следы времени.
Прежде в окнах Шапели были витражи с изображением библейских сцен, и проникавший сквозь цветные стекла дневной свет озарял призрачным мерцанием интерьер, фигуры ангелов у основания сводов и беломраморное изваяние Христа. Фигуры ангелов были исполнены одним из лучших русских скульпторов первой половины XIX века — В. Демутом-Малиновским, статуя Христа из белого каррарского мрамора — изваяна немецким скульптором И. Даннекером (сейчас она находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге).

Руины Ламского павильона
К западу от Арсенала у Ламского пруда видны руины Ламского павильона, разрушенного в годы Великой Отечественной войны. Павильон был построен в 1820-1822 годах А. Менеласом специально для содержания лам, присланных в подарок императору Александру I из Южной Америки.
Кроме конюшни и манежа для животных, здесь были устроены склад фуража и квартиры для присмотрщика, в котором располагались парадные покои. Доминантой ансамбля служила высокая трехъярусная башня с рустованными углами и характерным зубчатым парапетом. В башне располагались парадные покои. Башня примыкала к двухэтажному зданию, соединенному глухой стеной с Фотографическим павильоном на противоположном углу каре. Этот павильон был построен архитектором И. Монигетти в 1860 году. Он долгое время использовался как фотографическая лаборатория.

Пенсионерские конюшни, Кладбище лошадей
Здание расположено на территории бывшего Зверинца, недалеко от северной границы Александровского парка, к западу от Фермы. В январе 1826 император Николай I повелел перевести восемь верховых лошадей Собственного седла Государя Императора Александра Павловича из доживавших свой век "на пенсионе" в конюшне Петербурга, в Царское Село, где отвести им особое помещение на конюшне. Летом предполагалось приготовить им конюшню на Ферме, однако из-за недостатка места на Ферме, в 1827-1829 г., по проекту арх. А. Менеласа было выстроено особое здание для отслуживших свой век лошадей Собственного императорского седла, названное "Пенсионерная конюшня".
Двухэтажный павильон с круглой лестничной башней — бельведером, двумя трехгранными эркерами и одноэтажной пристройкой возведен из кирпича с романтической ориентацией на английскую готику. Внизу находилась конюшня на 8 стойл и небольшое помещение для хранения конских уборов, за которым закрепилось название музея. В верхнем этаже располагались квартиры смотрителя и конюхов. Закрытый двор был образован деревянными хозяйственными постройками, не дошедшими до наших дней. Часть луга к западу от здания конюшни была превращена в клеверное поле для выпаса лошадей.
Кладбище лошадей
Недалеко от южного фасада здания Пенсионерских конюшен, мирно скончавшиеся от старости лошади Собственного императорского седла нашли свое последнее прибежище. Ряды каменных плит с высеченными на них надписями указывали места погребения любимых коней русских императоров от Александра I до Николая II.
Раньше кладбище было обнесено невысокой оградой, уничтоженной в годы второй мировой войны. Первые захоронения появились здесь в 1830-х гг., последние были сделаны незадолго до революции 1917 г.
Всего кладбище насчитывает более 120 погребений. Здесь лежат Лами, бывший с императором Александром I в Парижском походе, Флора — конь, носивший императора Николая I, конь Коб, на котором император Александр III объезжал войска, и другие.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться