Описание окружающей местности

     В 1552 году на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый казанский владыка, святитель Гурий. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину казанского кремля с прилегающей к нему частью города.


Явление чудотворной иконы.
     Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, во сне явилась Матерь Божия, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать.
     Так как никто не обращал внимания на слова ребенка, Матерь Божия явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Тогда мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка.
     Наконец, 8 июля, мать с помощниками стала рыть по указанию дочери, но только когда сама девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.
     После того как архиепископ с воеводами отправили царю подробное описание обретения иконы с точным ее списком, тот велел строить на месте явления женский монастырь. Первыми постриженицами обители стали отроковица Матрона и ее мать.
    В 1595 г. митрополитом Ермогеном был отстроен новый Успенский собор и штат монахинь увеличен до 64 человек; чудотворный образ был обложен царскими дарами — золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В 1798 г. новые украшения были возложены императрицей Екатериной, и ею же были отпущены 25 тыс. руб. на строительство новой соборной монастырской церкви, освященной в 1808 г.


Списки Чудотворной иконы.
     В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божьей Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе - 22 октября. Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы.
     Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.


История похищения Чудотворной Казанской иконы Божией Матери.
     Более печальной оказалась участь явленной Казанской иконы Божией Матери. Как известно, на месте явления в 1579 году чудотворного образа был основан женский Богородичный монастырь. В соборе этого монастыря и находилась икона вплоть до начала двадцатого века. В 1904 году Россию потрясло известие о похищении святыни.
     Но вот в ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с неким В.А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда же святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привели. Говорили, будто икона в действительности была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки.
      Уже в 1960‑х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе; но образ этот оказался мастерски исполненным уже в нашем столетии списком, но вот риза на нем, судя по многим свидетельствам, подлинная – та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Но это вопрос спорный. Эта Казанская вместе с украшающей ее ризой долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находилась в Ватикане. В 2004 году икона была доставлена в Москву делегацией во главе с кардиналом Вальтером Каспером, в Успенском соборе Московского Кремля и преподнесена Патриарху Алексию II. Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, передал образ Казанской епархии: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме бывшего Богородицкого монастыря.

Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%E7%E0%ED%F1%EA%E0%FF_%E8%EA%EE%ED%E0_%C1%EE%E6%E8%E5%E9_%CC%E0%F2%E5%F0%E8

 http://orthodox.etel.ru/2004/29/k_7anna.shtml

 http://www.pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhiej-materi-istoriya-s-prodolzheniem/

  http://pda.privet.ru/blog/28500585

 http://www.giuseppe.ru/menu/kazan/kazkobogkiymonr/

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться