Описание окружающей местности

Есть между Пензой и Саранском два стоящих друг за другом села, имеющие родственные названия: Большой Вьяс и Лесной Вьяс. Если, конечно, вы не спешите на пожар, то эти два села достойны того, чтобы, проезжая мимо,  уделить им некоторое время. В плане культовой провославной архитектуры эти сёла объединяют в себе как вековую древность, так и современность. Посетив этот хоть пошаговый, но совсем несложный тайник, путник сможет не только проникнуться красотой архитектурных форм, но и напиться ключевой воды из святого источника и совершить приятную прогулку по лесу.

Итак, точка №1 — Лесной Вьяс (N 53°46.776, E 045°28.207). Здесь находится храм во имя Димитрия Солунского. Он построен в 1994–1996 годах на средства предпринимателя Анатолия Петровича Захарова по проекту пензенского архитектора Дмитрия Александровича Борунова. Освящен 8 ноября 1996 года. Храм во имя великомученика Димитрия Солунского входит в комплекс церковных сооружений, включающих в себя, кроме церкви, отдельно стоящую шатровую колокольню и здание воскресной школы, Ансамбль расположен на возвышенном месте недалеко от сельского кладбища и находится в гармоничной взаимосвязи с ландшафтом. В архитектуре храма заметно ощутимы ренессансные мотивы, которые прослеживаются в перспективных порталах входов и круглых окнах-витражах. Силуэт крестообразного в плане храма отличается выразительностью и легкостью, чему способствует ступенчатый характер его объемно-пространственной композиции и многоглавое завершение, решенное в виде шаровидных глав, сидящих на длинных и тонких шейках.

Вам надо встать во дворе этого постмодернистского чуда, посмотреть вокруг себя и посчитать эти самые шаровидные маковки. Это будет число A.

Точка №2 — Большой Вьяс (N 53°47.485, E 045°29.658). Эти координаты приветут вас к Вьясской
Впадимирско-Богородицкая мужской пустыни. Она была основана на рубеже XVII и XVIII веков на правом берегу р. Вьяс при источнике, куда, по преданию, старцами Иоанном и Тихоном была принесена икона Владимирской Божией Матери. Там, в лесу, была построена деревянная часовня, позже — кельи, а в 1713 году стараниями графа Г.И. Головкина, пожертвовавшего на устроение обители земли, лесные угодья и рыбные ловли, — деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. В 1740 году построена вторая церковь — во имя Живоначальной Троицы. В 1764 году пустынь была упразднена, а главная церковь сделана сельской кладбищенской. В 1801 году пустынь вновь возродилась и в разные годы была приписана к Саранскому Петропавловскому монастырю и Пензенскому архиерейскому дому, лишь с 1823 по 1832 год оставаясь самостоятельной. Ее истинное возрождение началось в 1851 году, когда она снова получила самостоятельность. Вместо ветхих церквей были построены новые деревянные церкви во имя Живоначальной Троицы (1851 г.) и в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1857 г.) и каменная пятиглавая церковь во имя Владимирской иконы (1853–1862 гг.). В 1853 году в общине насчитывалось 16 человек. В конце XIX века пустынь представляла собой компактно расположенный комплекс, включающий кроме трех церквей четырехъярусную каменную колокольню, жилые и хозяйственные постройки. Здания были окружены каменной оградой, сооруженной в 1886 году, протяженностью 500 саженей, с двумя башнями на углах западной стороны и двумя воротами, В 1398–1903 годах построен еще один каменный храм — в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. К 1907 году община насчитывала: настоятеля, 21 монаха, 5 послушников и 25 находящихся на испытании. После революции пустынь была упразднена, К настоящему времени сохранился лишь один Владимирский храм, а также каменные здания трапезной, настоятельского и братского корпусов, одноэтажная хозяйственная постройка. Над источником установлена часовня. Сейчас пустынь стала женской и функционирует в качестве архиерейского подворья.

Пятиглавый каменный храм во имя Владимирской иконы Божией Матери сооружен в 1853–1862 годах и считался соборным храмом монастыря. С 1997 года на средства предпринимателя А. П. Захарова велось восстановление храма. 3 июня 2002 г. в нем состоялась первая Божественная литургия архиерейским чином. Массивный прямоугольный объем храма завершается близко посаженным пятиглавием с центральным световым барабаном. С высоко расположенными полуциркульными окнами перекликаются арочные порталы входов, которые расположены с северной, южной и западной сторон. Углы здания и стены отмечены спаренными лопатками, цоколь — прямоугольными нишами.

На территории Вьясской Владимирско-Богородицкой пустыни есть Монастырский родник (или Молебный ключ), где в XVII века поселились двое старцев: Иоанн и Тихон. Они принесли с собой Владимирскую икону Божией Матери, а над источником поставили часовню. Впоследствии над родником соорудили церковь Божией Матери Живоносного Источника, В советское время храм был сломан, но источник продолжал почитаться местными жителями, В 1996 году источник был обустроен, а вскоре над ним  поставили металлическую ажурную часовню.

Посчитайте колокола в маленькой деревянной колоколенке около храма. Это будет число В.

Можно также заехать посмотреть  как продвигается восстановление храма имя святых бессребреников Космы и Дамиана. Этот храм строился с 1827 по 1830 год графиней Лаваль. В 1857 году были устроены два придела: в честь равноапостольного князя Владимира (справа) и во имя святой мученицы Софии (слева). Церковь является памятником зрелого классицизма. Четверик двухсветного храма, акцентированный с боков четырехколонными портиками с фронтонами, несет на себе световой барабан-ротонду, покрытый куполом. Небольшая трехъярусная колокольня увенчана шпилем, ее нижний ярус украшен колоннами. Закрытая в 1931 году, церковь вновь была открыта в 1991 году.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться