Третьяковская галерея или Третьяковка – уникальное, всемирно известное собрание русского изобразительного искусства. Свое имя она получила благодаря своему основоположнику Павлу Михайловичу Третьякову (1832-1898).
В 1851г братья Третьяковы – девятнадцатилетний Павел, и семнадцатилетний Сергей, купили ничем не примечательный дом в приходе церкви Николая Чудотворца в Толмачах. Это был самый типичный, для этого купеческого района, дом. Он был достаточно просторен, для размещения большого семейства, недавно оставшегося без своего главы – купца 2-й гильдии Михаила Захаровича Третьякова. Старшие братья, под присмотром матери, Александры Даниловны, стали заниматься семейным делом – торговлей тканями. Ни происхождение, ни домашнее воспитание, полученное Третьяковыми, казалось бы, не предрасполагали к особой тяги к искусству. Однако, уже в первую свою поездку в столицу, в Петербург, молодой Павел посетил Эрмитаж, Императорскую Академию художеств, осмотрел множество других достопримечательностей. В возрасте 20 лет, он сделал первое приобретение художественных произведений. Это были гравюры старинных мастеров, купленные на Сухаревом рынке. А вскоре, 22 мая 1856г, произошло знаменательное событие - первая покупка Третьяковым картины русского художника Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Именно от этой покупки ведет свою историю Третьяковская галерея.
Многие купцы тогда начинали собирать коллекции произведений искусств. Были среди предшественников Третьякова и те, кто стремился собирать искусство русское, но только Павел Михайлович собирал не просто коллекцию. Очень быстро, уже к 27 годам, он сформулировал мысль, которая сделала его одной из ключевых фигур, в развитии русского изобразительного искусства второй половины XIX века. Третьяков начал собирать музей, причем музей русской художественной школы. Эта идея была впервые сформулирована им, в духовном завещании, составленном в 1860г., перед первым путешествием за границу. "...я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников" – писал меценат. Коллекция стала быстро расти, и пополняться произведениями известных мастеров, значительной частью которых были художники-передвижники (Товарищество Передвижных Художественных Выставок). Павел Михайлович не считал себя знатоком живописи, но его рачительный и купеческий подход, дал свои неожиданные результаты. Он выбирал произведения, руководствуясь, в основном, своим личным вкусом, а для того, что бы обезопасить себя от приобретения подделок, старался делать покупки у самих авторов – благо, он был близко знаком, и дружен с огромным числом художников, писателей, музыкантов. Третьяков охотно выслушивал их советы и замечания, но поступал всегда по-своему, и решения свои, как правило, не менял. Вмешательства в свои дела он не терпел. Крамской, пользовавшийся неоспоримо самым большим расположением и уважением Третьякова, вынужден был заметить: "Я давно его знаю, и давно убедился, что на Третьякова никто не имеет влияния как в выборе картин, так и в его личных мнениях…". Со временем высокий вкус, строгость отбора и, конечно же, благородство намерений, принесли Третьякову заслуженный и неоспоримый авторитет, и дали ему "привилегии", которых не имел ни один другой коллекционер: Третьяков получил право первым смотреть новые работы художников или непосредственно в их мастерских, или на выставках, но, как правило, до их публичного открытия. Он покупал заинтересовавшие его картины, невзирая на шум критики и недовольство цензуры, как это было, например, с "Сельским крестным ходом на Пасхе" В.Г.Перова или с "Иваном Грозным..." И.Е.Репина. Покупал, даже если не все в картине отвечало его собственным взглядам, но соответствовало духу времени, как то было с полотном того же Репина "Крестный ход в Курской губернии", социальная острота которого не вполне импонировала собирателю. Покупал, даже если против выступали очень сильные, и уважаемые авторитеты вроде Л.Н.Толстого, не признававшего религиозной живописи В.М.Васнецова. Третьяков отчетливо понимал, что создаваемый им музей должен не столько соответствовать его личным (или чьим-либо) вкусам и симпатиям, сколько отражать объективную картину развития отечественного искусства. Может быть, именно поэтому, Третьяков-собиратель, более других частных коллекционеров был лишен вкусовой узости и ограниченности. Каждое новое десятилетие вносило в его коллекцию новые имена и новые веяния. Вкусы создателя музея развивались и эволюционировали вместе с самим искусством.
Первоначально, все, что приобреталось Павлом Михайловичем, размещалось в комнатах его жилого дома, в Лаврушинском переулке, в тихом Замоскворечье. Но уже к концу 60-х годов, картин стало так много, что разместить их все в комнатах, не было никакой возможности. В 1874г. он построил для них специальную галерею, примыкавшую к жилому дому. И в 1881г она приобрела статус музея, частного по принадлежности и общественного по характеру. Музея бесплатного, и открытого на протяжении всех дней недели, для всех желающих, без различия родов и сословий. А в 1892г коллекция, вместе со зданием галереи, и коллекцией брата – С.М. Третьякова, была подарена городу.
После смерти П.М.Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый думой. В его состав входили в разные годы видные московские художники и коллекционеры - В.А.Серов, И.С.Остроухов, И.Е.Цветков, И.Н.Грабарь. На протяжении почти 15 лет (1899 - нач. 1913) бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича - Александра Павловна Боткина (1867-1959).
В начале ХХ века, по эскизам художника Васнецова обновляется фасад здания, который приобрел тот вид, который сохранился до наших дней. Галерея становится одним из крупнейших музеев не только России, но и Европы. Она активно пополняется произведениями, как нового, так и старого русского искусства. В 1913-1918 годах по инициативе художника и историка искусства И.Н.Грабаря, бывшего в те годы попечителем Третьяковской галереи, реформируется ее экспозиция. Если раньше новые поступления выставлялись отдельно и не смешивались с основным собранием П.М.Третьякова, то теперь развеска всех произведений стала подчиняться общему историко-хронологическому и монографическому принципу, соблюдаемому и поныне.
После Октябрьской Революции 1917г собрание было национализировано. Директором назначили Игоря Грабаря, при активном участии которого, музейный фонд продолжал пополняться, и была произведена реконструкция здания, а также построены три новых зала. В годы Великой Отечественной Войны, фонды музея были эвакуированы в Новосибирск, и были вновь открыты в Москве 17 мая 1945г. Еще один переезд был связан с капитальной реконструкцией 1986-1995гг. В 1985г Третьяковская галерея была объединена с Государственной картинной галереей (Крымский вал, 10), и часть фондов, на время была перевезена туда. В ходе реконструкции вступил в строй первый корпус - депозитарий, где разместились просторные хранилища для произведений различных видов искусства и реставрационные мастерские, а в 1989 году - второй, так называемый Инженерный корпус, с помещениями для временных выставок, лекционным и конференц-залами, детской студией, информационно-компьютерной и различного рода инженерными службами. Сейчас, вместе со зданием на Крымском валу, это единый музейный комплекс под общим названием «Государственная Третьяковская галерея» (http://www.tretyakovgallery.ru//).
В Третьяковской галерее находятся такие грандиозные полотна, как «Явление Христа народу» Александра Иванова, «Иван Грозный и сын его Иван», «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» Ильи Репина, «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова, «Богатыри» Виктора Васнецова, и многие другие. Несколько залов посвящены древнерусскому искусству, где центральное место, по праву, занимает самая известная икона Андрея Рублева «Троица».
Часть икон была передана, находящемуся поблизости, храму Святителя Николая в Толмачах. В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы, он становится одним из залов Третьяковской Галереи. Там, в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня и всемирно известное произведение искусства, гордость собрания Галереи – Чудотворная Владимирская икона Божией матери («Богоматерь Владимирская»), по преданию, написанная Св. евангелистом Лукой... Причем, фактичеки, это её прижизненный портрет. Именно эту икону, Князь Андрей Боголюбский похитил в Киеве, у своего отца Юрия (Долгорукого), а при попытке вывезти её из Владимира, в 1155г, кони встали, и Андрей заложил на этом месте свой дворец (Боголюбово http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=872)…
Впрочем, как говорится, это уже совсем другая история.
В храм Святителя Николая, можно попасть по подземному переходу, из зала, где размещены кассы и гардероб Третьяковки. А еще можно войти с Малого Толмачевского переулка N 55° 44.456' E 37° 37.195' (Дверь с табличками "Детская студия...", "Вход в храм...". Вы попадете в тот же подземный переход. Этот вход открыт всегда, когда в храме идет служба. Впрочем, часто и в другое время. Поэтому, если на основном входе в Третьяковку, со стороны Лаврушинского большая очередь, имеет смысл попробовать войти, со стороны Толмачевского.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: