В современной Феодосии помимо широко известных средневековых башен и крепостных стен сохранились остатки укреплённого поселения армян города. Оно расположено у стен средневековой Кафы и носит название «Армянская крепость» или «Айоц-Берд».
Прошло более полутора тысяч лет с момента образования Феодосии. Город пережил несколько периодов подъёма и запустения. В 13 веке средневековая Кафа стала частным владением, а затем ареной противоборства Генуи и Венеции. Постепенно из небольшой фактории город превратился в крупное морское государство с республиканским устройством.
Большую часть информации о внутреннем устройстве Кафы в этот период можно получить из Устава города 1316 года, сохранившегося до наших дней документа.
Уже тогда существовали три армянские церкви, хотя в то время армянской колонии на территории города ещё не было. Численность же армян была так велика, что они занимали один из обширнейших городских кварталов и имели своего епископа. Тот построил за собственные средства один из главных водопроводов в Кафе, который для приморского города был стратегически важен.
В 1340 году, к моменту образования армянского поселения, город уже был обнесён крепостной стеной. Устав Кафы запрещал выделять земли внутри городских стен армянам, поэтому те вынуждены были селиться за её стенами и защищать себя самостоятельно. Для этого они укрепили своё поселение дополнительным рядом стен.
Постепенно армянское поселение разрасталось и сливалось с Кафой. К середине 15 века всё многонациональное население города насчитывало около 70 тысяч человек, из которых армян было 46 тысяч. Они имели в своём распоряжении 45 культовых зданий в пределах городских стен и предместьях. К тому времени армяне распространились по всему восточному Крыму, был построен монастырь Сурб-Хач. Расцвет армянской культуры длился вплоть до захвата Кафы турецкими войсками в 1475 году.
Колония постепенно стала угасать. Армяне получили право селиться в пределах города. Их крепость переоборудовали в турецкую Нарын-хисар. Она стала более совершенной и больше отвечала возросшим требованиям к ведению войны. Часть армянских храмов переделали под мечети, другие были заброшены. Однако некоторые церкви всё же сохранили свой первоначальный вид.
Последний удар по армянской культуре нанесло принудительное переселение армян из Крыма в 1778-1779 годах. Если к моменту завоевания Крыма Российской империей в городе было 24 армянских храма, то уже к 1825 году прихожанами посещались только церкви святых Архангелов, Сергия, Феодора и монастырь святого Георгия. Все прочие были оставлены и лежали в совершенном запустении и развалинах. Многие армяне остались на Дону, основали город Нахичевань и деревни в его окрестностях, где живут и поныне. Лишь небольшая часть вернулась в Крым.
Последующая история армянской крепости представляется не менее интересной. В конце 18 – начале 19 веков на месте бывшего армянского поселения был устроен карантин, который многие считали главным на Чёрном море. В 1804 году армянская крепость вновь была перестроена, замкнута новой стеной с воротами. Были сооружены арочные проёмы для протока воды из окрестных балок. Здесь выдерживали карантинный срок все сомнительные в эпидемическом отношении суда, направляющиеся в порты Черного и Азовского морей. Через Феодосийский карантин проходили тысячи паломников, возвращавшихся из поездок на Ближний Восток. При нём находилась Пастеровская станция, которая обслуживала всю губернию. Впоследствии весь этот район города с холмом стал носить одноименное название «Карантин».
В 1910-1912 годах на месте бывшего армянского поселения был найден источник минеральной воды, которая до недавних пор ещё выпускалась под марками «Феодосийская» и «Айвазовская».
В годы Великой Отечественной войны на холме, возвышающемся над Феодосийским заливом, были построены казематы, остатки которых можно увидеть и сегодня. В настоящее время на месте карантина выросли лодочные гаражи, многоэтажные эллинги тянуться к мысу святого Ильи.
На территории армянской крепости сохранились только четыре церкви. Почти все они упоминаются в описании тайника «Средневековая Каффа», поэтому я остановлюсь только на некоторых фактах их истории и деталях интерьера.
В том, что все эти церкви армянские, нет никакого сомнения. На это, помимо летописей, указывают сохранившиеся с тех времён армянские надписи на стенах. Все храмы сооружены на весьма надежных сводах. Эти постройки так массивны и крепки, что могут смело простоять еще столько же веков, сколько прошло от их первоначального сооружения. Церкви сложены на известковом растворе из крепкого камня, того самого, который генуэзцы использовали на сооружение своих громадных укреплений в Кафе. В некоторых храмах время не успело еще изгладить на стенах фресковые изображения святых. В иных местах на каменных стенах и на полусводах, где когда-то были алтари, довольно хорошо сохранились резные рельефные изображения святых и другие украшения. Кое-где в стены вставлены особые камни с узорочными крестами. Из четырех сохранившихся церквей функционирует сейчас только одна, остальные стоят закрытыми. Архимандрит Минас Медичи, путешествовавший в Крыму в 1825 году, оставил описания этих церквей.
1.Церковь святого Иоанна Крестителя.
Это один из древнейших армянских храмов в Кафе. Церковь представляет собой образец древней армянской архитектуры и является точной копией храмов, существующих и поныне в Армении. Она представляет собой здание без внешних украшений, но замечательное по своей архитектуре и массивности постройки. Главным фасадом церковь обращена к древней генуэзской цитадели и к тянущейся от нее крепостной стене, которая грозит теперь окончательным разрушением. В разное время помещение церкви служило магазином, складом вещей карантина, а с 1857 года обращена в православную церковь во имя Иверской иконы Божьей Матери. При её восстановлении в главном церковном здании не было сделано важных перестроек. Лишь над дверью, которая вела из притвора и была слишком низка, вынули камень с высеченным изображением усекновения главы Иоанна Предтечи.
При входе в храм расположен довольно обширный притвор, затем средняя часть церкви, отделенная от притвора колоннами, которые поддерживают крепкие и красивые своды; далее ― купол над алтарем и место для хоров, с боковыми пристройками. Более всего украшен церковный портик. По углам бордюра, обрамляющего аркаду портика, до сих пор ещё видны высеченные из камня два изображения святых: вероятнее всего святого Григория Великой Армении и святого Даниила. Над алтарём также из камня выполнено изображение Спасителя в окружении двенадцати апостолов. Внутренние и внешние стены церкви покрыты и другими вырезанными из камня украшениями, преимущественно хачкарами.
История этой церкви связана с Афанасием Никитиным, который молился в храме после завершения своего «Хождения за три моря». Недавно рядом с храмом появился памятник купцу и путешественнику.
2.Церковь святого Иоанна Евангелиста.
Большая церковь находится неподалёку от первой. Сейчас передняя её часть начала разрушаться, отсутствует купол. В своё время она также служила магазином и складом.
3.Церковь святого Урпата, что по-армянски значит святой Пятницы (по-гречески - Параскева).
Небольшой храм в архитектурном отношении не представляет собой ничего замечательного. Он также долгое время служил складом. Самое раннее упоминание в летописи этой церкви относится к 1584 году. Причём указано, что в этом году она была уже закрыта. Внизу, в стене, примыкающей к этой церкви, был вложен камень, на котором сохранилась стертая от времени армянская надпись, датируемая этим годом.
4. Церковь святого Стефана.
Это обширная и высокая церковь, построенная на сводах. Она особенно замечательна благодаря тому, что в ней до сих пор сохранились фресковые изображения над алтарём, над дверью и при входе. Заметно, что фрески эти несколько раз покрывались штукатуркой, но она отваливалась, а краски фресок и изображения мало утратили своей яркости и живости. Одежда и лица святых видны явственно и отчетливо. Рядом с церковью находится каменный фонтан с армянскими надписями: «Сей фонтан построен в память Вартереса и жены его Мелеки; лета армянского исчисления 940, а Господня 1491.» Внизу другая надпись, восстановления фонтана: «Снова переделан Даниилом Магдеси Агопом; лета армянского исчисления 1192, и Господня 1643.» Вода из этого фонтана проходила подземными трубами в другой фонтан, который находится почти на берегу моря. Этот фонтан тоже частично сохранился на территории рыбколхоза.
Совет Министров Автономной Республики Крым постановлением № 238 от 25 августа 1998 года принял решение о передаче церкви Иоанна Крестителя (Предтечи), церкви святого Стефана (Дмитрия) и церкви Иоанна Евангелиста или Иоанна Богослова в безвозмездное пользование религиозной общине Иверской иконы Божией Матери Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви.
На примере этих храмов хорошо видно, с каким постоянством и как верно сохраняли армяне во всех своих отдаленных колониях тот стиль церковной архитектуры, который процветал на их родине.
Стоит упомянуть ещё об одной очень древней армянской церкви святых Иоакима и Анны. Она была построена на возвышенном месте к югу от города. По сказаниям армянских летописей она была самым известным священным местом, куда стекались на поклонение со всех сторон не только крымские армяне, но даже и христиане других вероисповеданий. Рядом с церковью находился монастырь.
В середине 18 века церковь и монастырь были разрушены. Несмотря на это народ постоянно стремился туда на поклонение, а в день празднования Иоакима и Анны в этих развалинах совершалась литургия. На месте, где стояла эта церковь, был похоронен один из мучеников за веру Луйс Барон, память которого все крымские армяне свято чтят до настоящего времени. В армянских летописях говорится, что Луйс Барон - это юноша-армянин из Кафы, которого турки в царствование султана Селима насильно хотели обратить в мусульманство. Несмотря на все истязания, которым его подвергли, он не отрекся от христианской религии. Турки долго содержали его в тюрьме, и наконец, видя его непреклонность, отсекли ему голову.
В 1858 году епархиальное начальство обратилось за помощью к верующим и на собранные средства (3000 рублей) восстановило церковь на прежнем фундаменте. Постройка церкви была окончена 28 апреля 1859 года. Произошло торжественное освящение восстановленного храма святых Иоакима и Анны и это священное для армян место, где покоится прах мученика Луйс Барона, снова стало доступным для поклонения верующих. Восстановленная святыня приобрела черты русской церковной архитектуры, в отличие от церквей, не подвергшихся полной перестройке.
В настоящее время церковь вновь разрушена.
Недалеко от тайника вы можете увидеть фундамент ещё одной старинной церкви. Её детально исследовали археологи феодосийской экспедиции Академии Наук Украины в 1996 году. Была проведена графическая реконструкцию храма святых Федоров Тирона и Стратилата. В настоящее время сохранился выложенный плиточным камнем-известняком фундамент, частично стены, полукруглая апсида с останками алтаря. Ученые считают, что церкви подобной архитектуры являются самым распространенным типом византийского храма в средневековой Таврике с XII-XIII веков.
Что касается армянских церковных зданий Феодосии и Крыма в целом, то они, несмотря на свою историческую и архитектурную значимость, сегодня находятся на грани полного исчезновения. Это, по правде говоря, вовсе не тревожит ни малочисленную армянскую общественность, ни местных епархиальных представителей Армянской Церкви, ни соответствующие городские и республиканские организации.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: