Тайник этот посвящен Курганскому отделению Южно-Уральской железной дороги и локомотивному депо Курган.
Локомотивное депо Курган - одно из старейших предприятий Курганской области. Дата его рождения 29 октября 1896 года.
Весной 1891 года в России был опубликован приказ Александра III о строительстве железнодорожного пути через всю Сибирь. К этому времени правительством России было рассмотрено несколько вариантов грандиозной стройки. За основу был принят третий вариант от Самары через Уфу, Златоуст, Челябинск, Курган и Омск.
В июле 1892 сотни наёмных рабочих приступили к прокладке железнодорожного пути на участке Челябинск - Курган. Велось оно полностью вручную без применения каких-либо машин и механизмов.
4 октября 1893 года на станцию Курган прибыл первый поезд. В октябре 1896 года был подписан акт сдачи в эксплуатацию всего участка от Челябинска до Омска, и с этого же момента вступило в постоянную эксплуатацию паровозное депо Курган на 9 стойл - самое крупное депо на этом участке.
После сдачи в эксплуатацию на железнодорожном участке Челябинск – Омск обращалось 29 паровозов и 1010 вагонов, в том числе 31 пасажирский. Максимальная скорость движения не превышала 35 км/ч.
Начавшаяся революция ускорила создание организаций Российской социал-демократической рабочей партии на Южном Урале. В Кургане она была создана в апреле 1905 г. В депо в это время работали 700 человек, а в городе немногим более 500 на мелких частных предприятиях, так что основные революционные силы находились на железной дороге, в паровозном депо.
Депо тех лет представляло одно из самых крупных предприятий на Сибирской магистрали. К этому времени кроме паровозного депо были построены мастерские и вагонный сарай, без которых невозможно было ремонтировать паровозы и вагоны.
Десятилетняя эксплуатация Сибирской магистрали заставила Министерство путей сообщения России пойти на скорейшее решение вопроса по замене паровозов малой мощности Т, которые не могли обеспечить возрастающий грузопоток. Быстрый рост промышленного производства в Сибири и возрастающий поток грузов требовали технического пе6реворота.
Через 10 лет после прихода первого поезда в депо эксплуатировались уже двадцать паровозов, но паровозы серии Т, были маломощны и требовали замены, и в 1903 г. в депо начинают поступать паровозы серии Ов формулы 0-4-0 Од, пассажирские Ав. Возникла необходимость строительства нового пассажирского депо, которое и было сдано в эксплуатацию в 1904 году.
Октябрь 1917 года, гражданская война 1918-1920 годов оставили свой разрушительный след в городе и депо. Железнодорожный узел, станция Курган были сильно разрушены. Паровозный парк был приведен в негодность, вагоны, имевшиеся на станции выведены из строя. Чтобы все это восстановить, нужно было пережить немалые трудности.
До 1914 года по станции Курган проходило ежедневно от 7 до 10 пар поездов. Отопление паровозов производилось дровами или нефтью. В ночное время место остановки поездов на станции освещалось кострами. Работа в депо напоминала ад. Но несмотря на тяжелые условия труда, депо развивалось, быстро строилось, являясь крупным предприятием Зауралья и Сибирской магистрали.
До 1930 года в паровозном депо Курган в основном эксплуатировались паровозы серии Ов и Ав. Позднее в Курганское депо приходят более сильные паровозы серии Эм. Весовая норма поезда на эти паровозы из Шумихи в Курган составляла 1800 тонн. Со станции Курган поезда выталкивали толкачи, а дальше поезда следовали с одним локомотивом.
К началу строительства второго пути в депо было чуть более 30 паровозов. С вводом второго пути и открытием железнодорожной ветки Шадринск-Курган в июне 1933 года работали уже 78 паровозов серий Эм, ЕА, Ов, Щ, пассажирские Су.
Для обеспечения ремонта такого количества паровозов требовалось новое оборудование. В кузнице депо был смонтирован паровой молот, установлены токарные станки, бандажные, столярный и шеечный станки. Возросшее в эксплуатации количество паровозов потребовало резкого увеличения расхода воды для паровозов, и только в марте 1933 года было поднято в водонапорную башню 80 тысяч кубометров воды. В этот год резко возросла пропускная способность станции Курган.
За квартал в среднем каждые сутки с Омской дороги принималось 447 вагонов, сдавалось 500, что составляло 14-15 пар поездов, не считая пассажирских, или в два раз больше чем в 1913 году.
Великая Отечественная война вписала свои тяжелые строки в историю локомотивного депо Курган. Война предъявила железнодорожникам исключительные требования по срочности перевозок. Курганские машинисты стали водить поезда с повышенной скоростью. Суточный пробег поезда по сравнению с 1940 годом увеличился на 62 км.
Близ Курганского железнодорожного вокзала 1 августа 1980 года установлен на почетный пьедестал паровоз-памятник серии ФД 20-2697. И это вполне заслуженно — в его «жизни» было много трудовых побед.
С 1935 по 1957 год на нем работал широко известный во всей стране машинист Иван Петрович Блинов, который первым среди курганских машинистов в апреле 1937 года провел тяжеловесный состав от Шумихи до Кургана.
В годы войны старший машинист Иван Петрович Блинов водил поезда-тяжеловесы с высокой скоростью экономил топливо. Бригада ремонтировала паровоз своими силами, довела пробег его до 120 тыс. км. При норме 40 тыс. км. Обучил за военное время более 20 машинистов. Вспоминает Иван Петрович Блинов: «Без содрогания в душе невозможно описать и передать, что происходило в то военное время на станции Курган. Вдоль приемоотправочных путей горели костры, у которых грелись вагонники, жалобно скрипели примерзшие колеса вагонов. Паровозы были обвешаны факелами, бригады спасали узлы, которые могли размерзнуться. Над паровозами стоял такой пар и дым, что трудно было что-то разглядеть».
Героическую вахту несли курганские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны. Десятки раз на этом паровозе доставлял грузы фронту И. П. Блинов. В 1943 году Родина высоко оценила трудовой подвиг машиниста — ему первому в Зауралье было присвоено звание Героя Социалистического Труда за перевоз 1,5 млрд. тонн груза военного назначения. А весь коллектив курганских железнодорожников удостоен Красного Знамени Государственного Комитета Обороны, которое оставлено в локомотивном депо на вечное хранение. О славных трудовых традициях этого коллектива можно узнать, побывав на экскурсии в музее локомотивного депо.
В годы войны на полях сражений три работника паровозного депо Курган были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Это Кремлев Евгений Константинович, Радионов Николай Иванович и Криволапов Григорий Архипович.
Окончилась Великая Отечественная война, железнодорожное хозяйство страны требовало огромных материальных затрат, большого притока специалистов и рабочей силы, особенно на железнодорожном транспорте.
В 1949 году машинист-тяжеловесник Борис Петрович Карпеш доставил из Шумихи поезд весом в 6250 тонн. Такого в депо не помнили со времени вождения тяжеловесов Блиновым И.П. Стахановскую школу мастеров-тяжеловесников освоило и подхватило комсомольское поколение машинистов. Применение передовых методов вождения поездов только в 1948 году дало 12 миллионов рублей экономии, сверх нормы в тяжеловесных поездах было перевезено 4 800 000 тонн груза.
30 декабря 1956 года в жизни депо начинается новый этап. Под мелодию государственного гимна отправляется в первый путь грузовой поезд, в голове которого поблескивал краской новый электровоз. Вели этот электровоз будущий герой социалистического труда машинист Борис Карпеш и помощник машиниста Борис Лещенко.
И сегодня локомотивное депо Курган- одно из самых крупных и преуспевающих предприятий Зауралья.
Описание подготовлено с использованием материалов информационного стенда локомотивного депо Курган.