На каслинском церковном подворье расположены два храма. Многие гости города восхищаются красотой храма в честь «Вознесения Господня», а храм «Св.чуд. Николая Мир Ликийских» "остается в тени" и многие его просто не замечают. Предлагаю посетить это место, а ниже дана подробная информация о каслинских храмах.
Храм в честь «Св.чуд. Николая Мир Ликийских»
На каслинском церковном подворье возвышаются два храма: 1. «летний» храм – храм в честь «Вознесения Господня»; 2. «зимний» храм – храм «Св.чуд. Николая Мир Ликийских».
Храм в честь «Вознесения Господня» был освящен для богослужения в 1855 году. Из-за отсутствия парового отопления, в зимнее время в храме была низкая температура, поэтому вскоре прихожане решили построить другой, меньших размеров, зимний храм. 1858 году началось строительство храма в честь Святого чуд. Николая Мир Ликийских.
Храм «Св.чуд. Николая Мир Ликийских» каменный, одноэтажный заложен по грамоте Ионы Епископа Екатеринбургского, викария Пермского от 30 апреля 1858 года за №43 на имя благочинного священника Кыштымского завода Димитрия Фиодоровского. Закладка храма состоялась 9 мая 1858 года. Храм строился три года. Благословенная грамота на освящение престола была выдана по соизволению Неофита Архиепископа Пермского, Варлаамом Епископом Екатеринбургским от 30 ноября 1861 года за №132 на имя благочинного протоиерея Филарета Пономарева.
Освящение состоялось 10 декабря 1861 года при участии, как гласит пометка на обороте грамоты, благочинного протоиерея Филарета Пономарева, протоиерея Михаила Бирюкова, священника Николая Лаврова, священника Петра Борнова, священника Алексея Серебренникова.
Скоро вновь построенный храм «Св.чуд. Николая Мир Ликийских» оказался недостаточным по своим размерам. Вот что мы читаем по этому поводу в церковной летописи: «Местный Никольский храм по своим размерам далеко не соответствует количеству посещающих воскресное и праздничное богослужение, вследствие чего в эти дни бывает в храме страшная теснота и спертый воздух, в великие же праздники, например в Рождество Христово, Богоявление Господне, день Св.чуд. Николая Мир Ликийских (храмовый праздник) и другие, часть молящихся принуждена бывает в буквальном смысле стоять на улице за недостатка места в храме ...».
ХХ век принес разрушительные изменения в жизнь православных верующих. В ГАСО города Екатеринбурга обнаружен следующий документ «Дело о закрытии Каслинских церквей». Судя по документам, сначала было ходатайство Свердловского Окружного Исполнительного Комитета от 27 февраля 1930 г. (протокол №62) о закрытии Каслинских церквей, которое тут же было удовлетворено. 2 марта 1930 г. Президиум Уральского облисполкома выпустил постановление за №39 от 2 марта о закрытии всех церквей и монастыря в Каслинском поселке, уже 4 марта закрытие было произведено. «Ценное культовое имущество передано в Фин. часть РИКа, а прочее культовое имущество передано Району, церковные здания переданы в следующем порядке:
1. Успенская церковь – Союзу ВСРМ Каслинского чугунно-литейного завода под дворец труда; 2. Вознесенская церковь – Р.К. Союза сельхоз.лес.рабочих и колхозу «Красный партизан» под клуб. 3. Никольская церковь – Каслинскому врачебному участку под амбулаторию. 4. Успенская единоверческая – Каслинскому Району под мастерские школы семилетки. 5. Старообрядческий молитвенный дом – Району под культбазу. 6. Часовни: Харлампиевская и Георгиевская – Каслинскому Поселковому совету под киоски.
Передача оформлена актами.»
Все эти скоропалительные действия новой власти вызвали волнения в поселке Касли, с помощью милиции «беспорядки» были подавлены.
Вновь каслинский приход был открыт, с открытием Вознесенского храма в 1944 году. Множество церквей, по негласной договоренности церковных иерархов и Сталина, были открыты по всей России для оказания молитвенной помощи многострадальному нашему народу и воинству.
И только лишь в 1992 году приходу были возвращены Успенская заводская церковь и Никольский храм. К тому моменту в здании храма Св. Николая Чудотворца долгие годы находился заводской клуб «Победа». Процедура возврата здания завершилась в 1993 году. Здание храма долгие годы реставрировалось, первыми «реставраторами» стали прихожане и дети из воскресной школы.
Спустя некоторое время нашлись благотворители, достойные граждане, которые стали помогать и финансами, и рабочей силой.
Постепенно открывалась красота храма, полукруглый алтарь с высокими окнами, сводчатый зал с великолепной акустикой. Приспособили и заводскую кочегарку, провели отопление и подключили газ. Теперь, после Покрова Пресвятой Богородицы и до Пасхи, причт храма и прихожане творят молитву в тепле, вспоминая благоустроителей, труждающихся и молящихся в сем храме.
Список документов: 1.Церковная летопись по "Вознесенской" церкви, Каслинского завода. 2.Дело о закрытии Каслинских церквей.-1930.-ГАСО,ф.102-р,оп.1,д.658.
Автор статьи: руководитель воскресной школы Прихода храма "Вознесения Господня" Головкина М.А.
Храм в честь «Вознесения Господня»
"Вознесенский" храм – каменный, трёхпрестольный, одноэтажный, величественного византийского центрально-купольного стиля, построен по проекту промышленного архитектора Э.Х-Г.Сарториуса. Проект был составлен в 1842 году и утверждён Пермским Гражданским Губернатором 16 марта 1843 года. О начале строительства "Вознесенского" храма свидетельствует чугунная плита под престолом Ильинского алтаря, гласящая: «Сей каменный трёхпрестольный православный храм во имя "Вознесения Господня" и святых Пророка Божия Илии и Священномученника Харлампия заложен в лето от Рождества Христова 1848 июня в 22 день благополучно царствования Императора Николая Павловича всея России 18 год Архиепископом Аркадием Пермским и Верхотурским.» Известно, что средства для строительства храма поступали от жителей Каслинского завода, такое название раньше носил наш город, посредством месячного рублёвого отчисления из заработка.
Сначала был окончен Ильинский предел, который и был освящен по грамоте от 1852 года, вот что значится в этом документе: «Июня 2 дня... и по благословению Архиепископа Неофита Пермского и Верхотурского ... в царствовании того же императора благочинным священником Алексеем Сладчинским при уполномоченном от госпожи землевладелицы Марии Львовне Харитоновой, господине его высокородие Якове Григорьевиче Головине и господине управляющем заводов его благородие Иване Ивановиче ..., при приказчике Каслинского завода Михаиле Дунаеве, при поверенном завода Алексее Злоказове». Вознесенский и Харлампиевский пределы сложены одновременно к 1855 году. Надпись на чугунной плите под престолом Вознесенского храма гласит: «Устроился и освятился жертвенник Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа Каслинского завода в храме Вознесения Господня 1855 года июля 1 дня Высокопреосвященнейшим Неофитом Архиепископом Пермским и Верхотурским кавалером в царствование Государя императора Александра Второго в бытность протоиерея Михаила Бирюкова, священника Алексея Серебренникова и строителях Михаиле Дунаеве, Андрее Трутневе и Тимофее Свистунове тщанием и усердием всех жителей Каслинского завода».
Архитектурные особенности храма "Вознесения Господня".
Храм одноэтажный, четырёхстолпный, крестовокупольный, с одной апсидой, пятью куполами и колокольней. Сложен из кирпича и оштукатурен. Шлемовидные купола покрыты листовым оцинкованным железом. Диаметр главного купола – 11м. Высота колокольни с крестом – 56 м. Общая площадь храма 1 540 кв.м. Ядром архитектурной композиции является четырёхстолпный четверик с сильно выступающей апсидой. К четверику с севера и с юга прилегают прямоугольные приделы.
Центральный купол поднят на мощном цилиндрическом световом барабане с 12-ю оконными проёмами. Малые купола так же располагаются на высоких цилиндрических барабанах с четырьмя световыми проёмами на каждом. Все оконные проёмы в храме арочные, закомары имеют килевидную форму. К основному массиву храма с запада присоединен четверик притвора, над которым возвышается трёхярусная колокольня, выполненная как «два восьмерика на четверике» и увенчанная шлемовидной главкой.
В оформлении храма использовано каслинское чугунное литьё. Паперть, притвор, средний храм – застелен узорчатыми половыми плитами; первый ярус колокольни завершается ажурной решёткой. Здание расположено на возвышенности и поэтому храм "Вознесения Господня" является главной высотной доминантой города.
Литература: 1.Летопись Вознесенской церкви Каслинского завода Екатеринбургского уезда Екатеринбургской епархии.-1909г. 2.Столбикова Л.П. Церковь Вознесения в г.Касли,1999.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: