Уборы - древнее подмосковное село. Оно упоминается с 1610 г. как вотчина стольника Ивана Петровича Шереметева. В 1673 г. здесь строится первая церковь Спаса Нерукотворного Образа - деревянная. Строительством руководил потомок И.П. Шереметева - Пётр Васильевич, именовавшийся в актах Шереметевым-Меньшим. Под конец жизни боярин Шереметев на месте прежней возводит новую, каменную, Спасскую церковь. Строительство поручено крепостному архитектору М.Ю.Татищева - Якову Григорьевичу Бухвостову. В 1690 г. он со своей артелью возводил монастырскую стену и надвратную Входоиерусалимскую церковь в Новом Иерусалиме, а затем приступает к возведению храма в Уборах.
Строительные работы было велено завершить в 1695 г. Но зодчий, понадеявшись на привлеченных к строительству церкви мастеров, одновременно принял подряд на постройку грандиозного собора в Рязани. Неполадки с возведением последнего заставили Бухвостова почти прекратить какой-либо надзор за работами в Уборах, что привело к их остановке. Рассерженный заказчик обратился в приказ Каменных дел с жалобой на Бухвостова. Посланный в Рязань пристав вернулся обратно без результата, так как "поймать себя он, Якушка, не дал и от них посыльных людей ушел".
Однако вскоре Бухвостов был все же "принят и посажен в колодничью палату за решетку". Судьи вынесли суровый приговор "бить кнутом нещадно и каменное дело ему доделать". Тут Шереметьев, предчувствуя свой близкий конец - пошёл на попятную сообразил, что дальнейшее преследование зодчего может совершенно сорвать затеянную постройку. Шереметев, просил государя освободить Бухвостова от наказания. Церковь была закончена на исходе 1697 г., уже после кончины боярина.
Спасский храм, выстроенный в стиле московского (нарышкинского) барокко, благодаря высоким архитектурно-художественным достоинствам по праву считается шедевром древнерусского искусства. Его часто сравнивают с храмом Покрова в Филях в Москве, и даже называют более совершенным.
Спасская церковь - ярусный храм "под звоном", имеет лепестковый план. На нижний ярус (вытянутый по вертикали четверик), с пониженными полукружиями притворов и алтаря, опираются убывающие по размеру восьмерики. Завершено здание миниатюрной главой. Этот четырёхъярусный объём поставлен на высокий стилобат, повторяющий волнообразный план здания, и превращённый в круговую галерею с помощью невысоких парапетов.
Безупречные пропорции церкви дополняет роскошное декоративное убранство. Здесь каменная резьба необыкновенно скульптурна, пластична и объёмна. Будто это и не камень вовсе, а лепнина, рельефно выступающая на фоне терракотовых стен. В пышном убранстве чувствуются западноевропейские барочные тенденции. Особенно они ощутимы в ширинках парапета, заполненных барельефными мотивами изобилия (виноградные кисти, заморские плоды и цветы). Тут же рядом характерные для национального зодчества висячие гирьки и резные гребешки. Традиционные для барокко полуколонки - здесь отделились от плоскости стен, и сплошь декорированы либо вогнутыми листьями с каплями росы, либо увиты цветочными гирляндами. Великолепны сложные по рисунку наличники окон и обрамления порталов с фигурными очельями.
Бухвостов с не меньшим талантом осуществил внутренне построение здания. Он расширил арки, придав им стрельчатое очертание, что объединило притворы с основной частью храма.
Вот уже 300 лет Спасская церковь, стоящая вдалеке от оживлённых дорог, будто жемчужина на зелёном бархате лугов, радует глаз. Жаль только, что всё ближе храм обступают особняки, заслоняя собой вид на уникальный памятник архитектуры. Казалось бы совсем недавно вблизи храма возник псевдо-замок художника Александра Шилова, и вот опять непонятным образом появляются строители на соседних участках. Особняки подбираются все ближе и ближе…
Выдающийся памятник архитектуры последний раз реставрировался в 1950-1952 гг. В конце июня 2005 г. храм опять оделся в леса, на них уже ведутся работы.
Храм действующий. Не смотря на реставрацию, по выходным проходят службы. В остальное время сам храм закрыт. Но прогуляйтесь вокруг него, спуститесь к Москва-реке, над которой возвышается величественное сооружение – это никого не оставит равнодушным. Даже издалека, с Рублевки, здание завораживает, а вблизи и тем более. Кстати, у реки прекрасные места для пикника. Правда на машине туда проехать трудно.
Проезд: От ст. метро "Тушинская" автобусом № 549 до ост. "Петрово-Дальнее" - 21 км, местным автобусом - 8 км, пешком около 1 км.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: