В Калужском крае в средневековье был целый ряд городов, которые позже прекратили свое существование. Среди них Кременец, Оболенск, Любутск, Брын, Серенск, Опаков, Залидов, Людимеск и др.
Древний Людимеск исследователи отождествляют с сохранившимся городищем у деревни Гришово Бабынинского района в 40 км к западу от Калуги. Вокруг Гришова располагается много археологических памятников, говорящих нам о значительной населенности этого района и существовании города.
Письменных свидетельств об этом городе сохранилось очень мало. Название его, возможно, произошло от слова "людин" - человек, обыватель, вольный человек или "людность" - населенность, многолюдство, скопление людей. Многолюдный город вольных людей. Похожее название носила речка Людима. Жители д. Гришово и с. Сычево считали городище остатками древнего города Людимска и называют его татарским курганом.
Городище расположено на правом берегу реки Б. Березуй, в 0,216 км к северо-западу от церкви, в 0,3 км к западу и в 0,25 км к северу от усадеб деревни.С севера и северо-востока городище ограничено лощиной, с юго-запада - берегом реки, с юго-востока - рвом. Поселение имеет овальную форму, защищено кольцевым валом и с юго-востока - рвом. Вал достигает наибольшей высоты (4 м) с юго-восточной стороны. Глубина рва 5 м. Высота площадки городища над уровнем реки Б. Березуй 9-10 м. Со стороны речки отчетливо просматривается углубление. Видимо, здесь были городские ворота и въезд в город. Отсюда начиналась дорога, которая вела в с толицу окрестных мест, древний город Серенск, до которого отсюда не более 30 верст.
Город , основанный вятичами, стоял здесь несколько стлетий. Летописи сохранили о нем очень скудные сведения. Известно только, что возник он видимо, в XII веке, как Серенск Козельск Воротынск и существовал минимум до 1508 г., когда в очередной раз упомянут в документе. В грамоте Великого князя Московского Василия Ивановича. В XIV в. занимаемая им территория выросла, а следовательно, увеличилось его население, значение города возросло.
Вначале город носил название Березуеск и лишь к концу ХIV-началу XV в. приобрел название Людимеск.
Он находился некоторое время в вотчине князей Серпуховских и Ивана Андреевича Можайского как пожалование им от великих князей Московских (в том числе и в период феодальной войны на Руси в XV в.). Долгое время город входил в зависимые от великого княжества Литовского земли Верхней Оки, предположительно служил пожалованием литовских господарей князьям Воротынским, бывшим у них на службе.
Создание централизованного Русского государства проходило в борьбе с ордынским игом, а затем и с польско-литовскими феодалами, захватившими в XV в. значительную часть территории современной Калужской области (граница проходила по рекам Оке и Угре). Военные столкновения сыграли отрицательную роль в судьбе Людимеска как города. Видимо, он не раз подвергался нападениям и разорению, находясь на самой границе двух великих княжеств. Людимеск не был центром, где проживали княжеские семьи (в отличие от Воротынска, Мосальска, Мезецка и других городов Верхней Оки). В нем, как и в других порубежных удельных городках в описываемое время, не сложилось развитой городской общины, не было структур самоуправления. Скорее всего, он нес назначение крепости на границе двух могучих соседей. При образовании Калужской губернии в 1776 г. Людимеск был причислен к Перемышльскому уезду.
С вхождением западной территории Калужского края в начале XVI в. в состав Русского государства и перенесением границы с Литвой дальше на запад Людимеск пришел в еще больший упадок и к началу XVII в. как город прекратил свое существование.
В 200 м к юго-востоку от городища, согласно клировой ведомости за 1915 г., помещик Щербачев в 1662 г. построил каменную церковь во имя Святителя Чудотворца Николая. Однако, судя по архитектуре «московского барокко», ее можно скорее отнести к XVIII веку. И действительно, по клировым ведомостям Перемышльского уезда, эта церковь была возведена в 1769 г. Остается предположить, что Щербачев в середине XVII столетия соорудил деревянный, а не каменный храм.
Славился Никольский храм села Людемск и хранившейся в нем чудотворной иконой Божией Матери Одигитрии. По преданию, она была явлена недалеко от сельца Куракина Людемского прихода. Помещик этого сельца вместе с крестьянами пытались перенести ее в храм, но она каждый раз являлась на прежнем месте, в лесу, у болота, около большой Мещовской дороги. Тогда на этом месте построили часовню, в которую и поставили икону. Часовню нередко грабили. Помещица Каверина на свои средства устроила при Никольской церкви села Людемска придел во имя Божией Матери Одигитрии и украсила чудотворную икону сребропозлащенной ризой. По сообщениям причта, некоторые больные, обращавшиеся в молитвах к Пречистой Богородице пред ее иконой, получали исцеление от мучивших их болезней. Эта икона почиталась и в других приходах.
Никольская церковь была закрыта в 1932 г. В этом же году начали сносить колокольню. В 1962 г. церковь не использовалась и, согласно "Отчету о недействующих зданиях церквей..." Полномочного Совета по делам религий при СМ СССР по Калужской области, подлежала "сносу из-за ветхости здания".
Данный храм уникальный памятник русского зотчества, один из самых древних на Калужской земле (ему около 350 лет), но надежды на его возрождение все меньше и меньше. Хотя по данным Калужской епархии,он относится к числу существующих
Источники:
1. Абакулов В. И. История Людименска Перемышльского уезда: от средневекового города до села. с.84-102 - Труды регионального конкурса научных проектов в области гуманитарных наук. Выпуск 6. – Калуга: Полиграф-Информ, 2005. -422 с.
2.Кривов С.И., Комаров Д.Е. Вяземским почтовым трактом.От калуги до Вязьмы: Путеводитель – Калуга: Золотая аллея, 2010 г. – 176 с., ил.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: