В этом году исполняется ровно 80 лет с того дня, как по территории нынешних Красноозёрного и Мичуринского сельских поселений пошли первые поезда и местное население получило возможность, мечтая о чём-то своём под стук вагонных колёс, без особых хлопот добраться до Виипури (Выборга), Кякисалми, Сортавалы, а то и отправиться в столицу Хельсинки за городскими гостинцами.
Движение по этой, ныне практически забытой, железной дороге открылось в Новогодний праздник 1 января 1930 года. Но отпущен ей был недолгий срок — боевые, действия, развернувшиеся в ноябре 1939 года между Финляндией и СССР, положили начало ее разрушению и последующему уничтожению.
Однако до сих пор через центр поселка Мичуринское вдоль его центральной улицы проходит неплохо сохранившаяся железнодорожная насыпь. Это что-то вроде местного Бродвея, Пикадилли или Невского проспекта. В хорошую погоду молодые мамы прохаживаются здесь с колясками и делятся друг с другом последними новостями. Тут же хозяева круглогодично выгуливают своих четвероногих друзей. А зимой, вскоре после первого снега на этой высокой насыпи появляется отлично наезженная лыжня, и не только ребятня, но и любой мичуринец, предпочитающий здоровый образ жизни, имеет возможность красиво и приятно провести время, совершив на своих лыжах несколько ходок в ту и обратную сторону.
Решение о строительстве железной дороге Viipuri (ныне Выборг) — Heinjoki (ныне Вещево) — Ristseppälä (ныне Житково) — Äyräpää (ныне Барышево) — Valkjarvi (ныне Мичуринское) было принято правительством Финляндии в 1919 году. Первоначально линия была государственной. Линия пролегала недалеко от границы с Советским Союзом и имела важное стратегическое значение, способствовала развитию сельского хозяйства и промышленности на юго-востоке страны. В 1936 году в Сейме рассматривался проект строительства ответвления до станции Мюллюпельто. Однако проект принят не был. В дальнейшем идею строительства этого ответвления поднимали еще раз, однако все дальнейшие работы по проектированию прервала Зимняя война. В том же году в Сейме рассматривался еще и проект продления ветки от Valkjarvi (ныне Мичуринское) до Rautu (ныне Сосново). Но из-за Зимней войны работа и над этим проектом была прервана. После окончания Зимней войны, дорогу пытался достроить Советский Союз, но летом 1941 года начинается новая — Великая Отечественная — война. Этот участок железной дороги так и не достроили. Участок Liimatta (ныне Лазаревка) — Äyräpää (ныне Барышево) протяженностью 45 км был открыт для движения поездов 1 ноября 1928 года, а участок Äyräpää (ныне Барышево) — Valkjarvi (ныне Мичуринское) (25 км) — 1 января 1930 года.
30 ноября 1939 года СССР напал на Финляндию. За три месяца ценой огромных потерь был захвачен Карельский перешеек, железнодорожная линия Выборг — Мичуринское, согласно Московскому мирному договору, перешла к СССР. В июне 1941 года Финляндия почти одновременно с нацистской Германией напала на СССР и вскоре восстановила контроль над территориями, утраченные в 1940 году. В 1944 году территория Карельского перешейка, Северного Приладожья и района Печенги окончательно перешла к Советскому Союзу.
В годы войны ветка подверглась серьезным разрушениям и в послевоенное время была восстановлена только на участке Лазаревка (Liimatta) — Житково (Ristseppälä). Пассажирское движение поездов на линии Выборг – Вещево было закрыто 1 апреля 2009 года. Теперь по этому направлению ходит рейсовый автобус.
В поселке Мичуринское от железной дороги остались платформа финской постройки и здание бывшего паровозного депо с поворотным кругом.
Старожилы Сосновской зоны, вспоминая о своей молодости в послевоенные годы, рассказывают, как их посылали на поросшую бурьяном железнодорожную линию, протянувшуюся между Мичуринским и Красноозёрным, где они снимали рельсы со шпал, грузили их на полуторки, а то и на подводы. Куда потом отправлялось всё это прочное финское железо — в лом, на переплавку или же на ремонт старых магистралей либо на строительство новых, — трудно сказать...
Кто знает, а не оживёт ли лет через двадцать - тридцать забытая железная дорога? Ведь, как и довоенным финнам, нынешним жителям Красноозёрного и Мичуринского сельских поселений она весьма бы пригодилась в их житейских нуждах.
Использована информация с Wikipedia и perecheek.narod.ru
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: