Автор: ЖЖ и Chuma
Создан: 19.03.2005
Опубликован: 29.03.2005
(отредактирован: 26.03.2023)
Компаньоны: Chuma, Отец, Сергей, ГРАЛ (GRAL)
Описание окружающей местности
С севера идет на Коломну Егорьевская дорога. Раньше она именовалась Владимирской или Переяславской. Этот путь известен с XIV в., но вероятнее всего, что дорога существовала и во времена гораздо более ранние. Отсюда открывается удивительной красоты вид на Старую Коломну. Немало художников запечатлело дивную панораму Кремля, Посада, слобод с их причудливыми башнями, кровлями и венцами. Здесь - то, на небольшом возвышении, у озера, что ныне превратилось в маленький пруд, поставили в конце XIV столетия монашескую обитель.
История возникновения Бобренева монастыря полна мифов и загадок. Коломенское предание связывает строительство с именем Димитрия Михайловича Боброка-Волынского, одного из полководцев св. Димитрия Донского и считает Бобренев монастырь памятником Куликовской битвы. Впрочем, документов об основании Бобренева не сохранилось, поэтому в научной среде до сих пор идут дискуссии об его датировке и названии. Некоторые ученые считают, что от имени Боброк нельзя произвести название Бобренев. Утверждают, что по источникам XV в. известен некий Андрей Гаврилович Бобрыня или Бобруха. Его предок, Андрей Кобыла, был известным московским боярином и держал владения в Коломенском уезде. Конечно, нельзя отрицать, что Андрей Бобруха мог иметь вотчины в Коломенском крае. Непонятно только, зачем ему строить монастырь, посвященный Куликовской победе. К тому же никакой, даже самый знатный, боярин не мог построить в монастыре белокаменный храм (а именно такой и построен был в Бобреневе). Дорогостоящее каменное сооружение мог создать только великий князь. Но тогда тем более непонятно, зачем главе московского государства строить храм в монастыре какого-то неведомого Бобрухи? Если же вернуться к церковному преданию, то предыстория строительства монастыря излагается следующим образом.
В августе 1380 г. около Успеньева дня у Коломны собрались союзные русские войска для похода на Золотую Орду. Под Коломной состоялся смотр войска, отсюда пошли на Куликово поле. Перед битвой св. Димитрий Донской со своим полководцем объехал место будущего сражения, испытывая старые воинские приметы, сходя с коней и «слушая землю». Тогда-то, говорят, и дали обет два Димитрия: Донской и Волынец, в случае победы построить монастырь на коломенских землях Боброка. Битва пришлась на праздник Рождества Богородицы, 8 сентября 1380 г. На следующий год, в 1381 г. у Коломны был основан монастырь. У него три имени: Богородице - Рождественский, поскольку битва пришлась на этот праздник, Бобренев - по семейному прозвищу Боброка-Волынца: Бобреня, и Обетный - в знак того, что монастырь заложен по обету. Участие великого князя в обете Боброка вполне объяснимо. Знаменитый полководец был связан с московским князем семейными узами: св. Дмитрий выдал за Волынца свою сестру Анну. С тех пор и до наших дней возносят в этих святых стенах молитвы об упокоении «вождей и воинов, на поле Куликове убиенных». Хотя документальных свидетельств о времени строительства не сохранилось, данные археологии подтверждают раннюю датировку монастыря.
При раскопках обнаружены остатки грубой красной и серой керамики, характерной для рубежа XIV - XV вв. В 1969-70 гг. при исследовании современного Богородице - Рождественского собора М.Х. Алешковским и Б.Л. Альтшуллером были найдены фундаменты древнего храма. Его датировали второй половиной XIV в. Это позволяло предпологать, что найден храм, в закладке которого принимал сам св. благоверный Димитрий Донской. Современные исследователи датируют собор более поздним временем, относя здание (по особенностям тески камня) к нач. XV в. Так что, возможно, каменная церковь имела предшественницу, сложенную из бревен. Вероятно, с этим временем связано предание о тайном подземном ходе, шедшем от Бобренева к Москве-реке, дабы в случае военной опасности братия могла речным путем уйти в Кремль, где тоже существовал тайный ход к воде. Позднейшее сказочное предание «удлинило» этот ход до самого Кремля, куда он, якобы, шел под рекою. Древний храм к началу XVIII века изрядно обветшал. Офицерские описи 1763 года сообщают о начатом ещё в 1757 году строительстве нового кирпичного собора. Вторая монастырская церковь - Входоиерусалимская - сохранила в XVIII веке свой древний облик трапезной с шатровым храмом. Та же офицерская опись указывает на ещё одно каменное сооружение - Святые ворота, всё остальное было деревянное. В 1790 году при епископе Коломенском Афанасии вместо существующего храма воздвигнута церковь новой архитектурной формы в два этажа с трапезною вверху - церковь во имя Алексия человека Божия. Затем выстроены были игуменские покои и архиерейский дом, который в летнее время служил дачей коломенского архиерея. В 1795 году монастырь обнесён каменной оградой с башнями по углам по проекту великого зодчего М.Ф. Казакова. В 1800 году, по перенесении Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, оставшийся свободный архиерейский дом в Коломне митрополитом Платоном был обращён в Троицкий Ново-Голутвин мужской монастырь, в который были переведены иноки из Старо-Голутвина монастыря, и в то же время к сему последнему был приписан Бобренев монастырь со всеми прилежащими угодьями. В 1830 году построенный в 1790 году храм из двухэтажного переделан в одноэтажный, главный престол - Рождества Пресвятой Богородицы перенесён вниз, верхний этаж был выломан и окна заложены, престол Алексия человека Божия упразднён. Поскольку храм этот был холодным, то для зимнего служения в трапезной были устроены два придела: справа - в честь Казанской, а слева - в честь Федоровской икон Божией Матери. Восьмигранная, увенчанная шатром колокольня на квадратном основании типологически восходит к образцам XVIII века, однако трактовка архитектурных форм и барочные детали позволяют её считать современной собору. Настоятельский корпус представляет собой двухэтажное кирпичное здание. Первый этаж принадлежит архиерейскому дому конца XVIII века, верхний надстроен в 1861 году. Двухэтажный келейный корпус сложен из кирпича. Нижний этаж относится к игуменским кельям конца XVIII века, верхний - сооружён 1861 году. Одноэтажный келейный и конюшенный корпуса - скромные кирпичные здания, интересные формой оконных и дверных проёмов с треугольным верхом. Стены Бобренева заслуживают отдельного повествования. Они выстроены в стиле русской готики, вероятно - по проекту великого зодчего Матвея Казакова. Напротив Коломенского Кремля появился как бы маленький кремль: белые стены, Святые ворота, украшенные причудливыми резными пирамидками, а по углам - алые башни с узорчатой белокаменной резьбой и шпилями. Нарядный городок, словно в зеркале отражающий древнюю Коломну. Этот зеркальный эффект «двух крепостей» придал небывалую художественную мощь всему пространству между монастырем и Кремлем. Когда от Бобреневской переправы идешь к монастырю, то чувствуешь себя будто в огромном храме, а небо между Кремлем и Бобреневым кажется огромным лазурным куполом, простертым между этими святынями. В 1850 году Бобренев монастырь вновь получил самостоятельность. В 1861 году благотворителем Д.И. Хлудовым, по благословению святителя Филарета, был сооружён на том месте, где существовало и временем уничтожено жилое здание с церковью внутри Входа в Иерусалим, отдельный тёплый храм во имя Федоровской иконы Божией Матери с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского. Вместо ветхого братского помещения были выстроены два каменных корпуса со всеми надвратными принадлежностями, и сверх этого пожертвована пахотная земля. Вероятно, во второй половине XIX века появляются хозяйственные постройки монастыря и дополнительная площадь участка окружается новой каменной оградой, повторяющей архитектурные формы ограды конца XVIII века. 29 июля 1865 года Бобренев монастырь был возведён на степень самостоятельной обители с тем, чтобы иметь в нём одного настоятеля, одного казначея и 15 человек братии. В 1929 году монастырь был закрыт, его здания и сооружения стали приходить в упадок. Богородице-Рождественский собор и Федоровская церковь в течение многих десятилетий использовались как складские помещения для хранения минеральных удобрений. К 1987 году весь комплекс находился в аварийном состоянии, конюшенный и сенной сараи разобраны, не полностью сохранились крепостные стены, собор и два братских корпуса, от прежней роскоши ничего не осталось. В марте 1991 года начались ремонтно-восстановительные работы. В братском корпусе была сооружена домовая церковь, начата реставрация собора Рождества Богородицы и Федоровской церкви.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: