Описание окружающей местности

Древнейшие известные на территории Порта Байкал человеческие поселения относятся ко времени, когда на этой территории жили эвенки. Известны две их сезонные промысловые стоянки, напротив истока Ангары и в пади Баранчик. Сам посёлок ведёт свою историю с начала XX века, когда строящийся Транссиб от Иркутска дотянулся до Байкала и возникла необходимость в крупной перевалочной базе с железнодорожного транспорта на водный. Тогда, как говорят местные жители - "при царе" и возник непосредственно порт и посёлок при нём. Своеобразие поселка обусловлено, в первую очередь, рядом географических особенностей: это и берег Байкала, и берег Ангары, и рельеф местности. Строения расположены на узкой полосе берега вдоль железной дороги и внутри четырех распадков. Самый большой и разветвленный называется местными жителями "Баранчик" (говорят, что слово произошло от эвенкийского слова "баранчук", но что оно значит - сейчас уже никто не помнит), другой, узкий и длинный, именуется "Щелка". Ещё два выходят на берег Ангары. Горный рельеф очень сильно затрудняет как земледелие, так и скотоводство - почти нет мест для огородов, покосов и выпаса скота. Иногда кто-нибудь пытается устроить на склоне горы "террасы", на которые завозится земля, но это в основном дачники. Огороды местных жителей часто неухоженные или вовсе заброшенные, их не рассматривают как источник существования. Несмотря на то, что поселок выходит как на берег Байкала, так и на берег Ангары, ни одной набережной нет. Это также подчеркивает отличие Порта Байкал от расположенной на другой стороне истока Ангары Листвянки, где есть и набережная, и большая торговая площадь, и туристы, в том числе иностранные, и доход от них. Несмотря на то, что от Порта Байкал её отделяет только исток Ангары, который легко пересечь на пароме, Листвянка выглядит гораздо более благоустроенной, ухоженной и успешно развивающейся. Основная причина отличия видится в том, что в Листвянку гораздо проще попасть из Иркутска по хорошей автодороге или - летом - на теплоходе. Дорог в городском понимании этого слова в Порту Байкал нет. Главной улицей является железная дорога, и многие местные жители используют разного рода дрезины и тележки в качестве транспортных средств для перевозки грузов. Вверх по распадкам проложены улицы и по ним даже ухитряются ездить автомобили, но эти улицы даже не представляют собой ровно поднимающиеся поверхности, кроме того, почти по каждой из них бежит сверху ручей. Общий вид поселка - это резкий контраст ухоженных дач с запущенными и разваливающимися старыми домами, прекрасных видов природы с ржавыми кранами в порту… Порт Байкал неразрывно связан с историей строительства КБЖД (КРУГОБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА) Аналогов Кругобайкалке нет в мире. Это - уникальный комплексный музей. Причем дорога и территория, прилегающая к, включают в себя не только многочисленные памятники инженерно-технического искусства (тоннели и галереи, мосты и виадуки, подпорные стенки), памятники архитектуры, но и разнообразные памятники природы - геологии, минералогии, зоологии, биологии. О количестве инженерных сооружений можно судить из следующих данных: тоннелей - 41 (сохранилось 40: 39 тоннелей на историческом отрезке Кругобайкалки (сейчас используется 38) и еще один - восточнее Слюдянки), каменных галерей - 16 (сохранилось 15, сейчас используется 5), железобетонных галерей - 3, мостов и виадуков - 248, подпорных стенок - 268, памятников архитектуры - 172. Решением Иркутского областного Совета народных депутатов от 21 декабря 1982 года участок Кругобайкальской железной дороги от станции Байкал до станции Култук объявлен архитектурно-ландшафтным заповедником и взят под государственную охрану. Использовалась информация: http://kbzd.irk.ru От себя добавлю, поселок интересен тем, что добраться туда на машине практически невозможно, есть только узкоколейка, по которой проходит всего 3-4 поезда в неделю. Самое распространенное средство сообщения паром Порт Байкал-Листвянка (берет и автомобили) , которые расположены на берегах Ангары в месте ее выхода из Байкала. Проплывая на пароме, можно увидеть знаменитый Шаман-камень. Сейчас поселок достаточно хорошо развивается, появляется новые гостиницы, например в гостевом дворе «Яхонт» приятно удивил отличный сервис и разнообразные виды активного отдыха (сани, велосипеды, зимний дайвинг…).Если пройти около 2-3 км за поселок можно увидеть первый туннель КБЖД.