"Откуда пошла земля Вятская"? Любой из жителей села Никульчино Слободского района без труда сможет ответить на этот вопрос. Они уверены, что история Вятки начиналась на территории этого села. Основано оно было православными новгородцами в XII веке, т.е. на двести лет раньше, чем принято считать. До христиан территорию нынешнего Вятского края три – четыре тысячи лет назад населяли язычники, они не знали Бога, чтили идолов. Из летописной «Повести о стране Вятской» известно, что в 1174 году новгородцы, «теснимые возрастающим многолюдством в их пределах» или «наскучив внутренними раздорами» отправились на судах-ушкуях вниз по Волге осваивать новые земли. Проплывая по реке Вятке, «новгородцы увидели на правой стороне, на высокой прекрасной горе град чудской, называем чудью Болванский городок» и «возжелаше взяти его». Но не все было так просто. Древнее поселение имело хорошую естественную защиту. Ее можно представить в виде треугольника, одна сторона которого – высокий и обрывистый склон коренного берега Вятки, другая – почти такой же крутой скат глубокого оврага. А вот с напольной стороны ничего подобного не было, и местным обитателям пришлось создавать оборону самим. Они отсыпали высокий земляной вал, установили на нем частокол из вертикально вкопанных заостренных бревен, а для пущей надежности выкопали глубокий ров. Земляной вал с признаками рва перед ним до сих пор хорошо выделяется на относительно ровном рельефе городища. Новгородцы, встав под стенами Болванского городка, несколько дней постились и молились, призывая на помощь святых князей Бориса и Глеба: «… и обещашася прародителем своим российским великим князьям Борису и Глебу и заповедаша всей дружине своей поститися, ни ясти, ни пити...». И только в день памяти святых Бориса и Глеба (6 августа), воины пошли на приступ города. Сохранилось предание, свидетельствующее, что ушкуйники, готовясь к штурму Болванского городка и уповая на Бога, не забывали все-таки о воинской удали и смекалке. Суть воинской хитрости состояла в том, что накануне штурма новгородцы сделали плоты, на которые поставили вытесанных из дерева идолов («болванов») и в день штурма пустили плоты вереницей вниз по Вятке. Когда идолы проплывали мимо Болванского города, то и жители и сторожевые «зазевались на них», а ушкуйники, скрытно подошли к городу с противоположной стороны, спокойно преодолели оборонительные сооружения, без лишнего шума проникли в город и «воинским промыслом» взяли его. «И по обещанию своему поставиша церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба». Прежнюю Болванку (по-удмуртски «Бадзым-Куала») новгородцы переименовали в Никулицыно (современное название - Никульчино). Через 18 лет после этого, в 12 верстах от Никульчино, на противоположной стороне р. Вятки был основан град Хлынов. Но о событиях той поры сейчас спорят и, по-видимому, будут еще долго спорить историки – уж слишком мало нам оставило время письменных и вещественных свидетельств… Наиболее интенсивно жизнь развивалась на месте городища во второй половине XII – XIV века, когда здесь возник форпост на границе освоенных русскими земель – хорошо укрепленный городок Никулицын. Он существовал до XV века, после чего пришел в упадок и окончательно был покинут жителями. Значительно позднее вблизи городища появилось открытое, незащищенное поселение, превратившееся впоследствии в село Никульчино. «Идут к нам Борис и Глеб …» С Никульчино связано возникновение древнейшего вятского крестного хода, Борисоглебского, - с иконой святых страстотерпцев, князей Бориса и Глеба. Начало хода совпадает с основанием земли Вятской, когда новгородцы обещали своим покровителям - святым Борису и Глебу каждый год «образ их святый с Никулицина в град Хлынов приносити и круг града хождения чинити и празновать честне, дабы долгими леты и времены незабвенны были бывшая чудеса о поселении на Вятке». Крестный ход совершался ежегодно и просуществовал до конца 1920-х годов. В 1929 году власти запретили ход, якобы «ввиду наличия как в г. Вятке, так и на территории губернии заразных заболеваний». В 1935 году был разрушен до основания храм в селе Никульчино (3-ий по счету). Его взорвали, надеясь, добыть кирпич для Чепецкой ТЭЦ, но первые же груженые баржи затонули на середине реки, а остатки стен лежат на берегу и по сей день. Как выглядел храм можно посмотреть тут и тут. В 1995 году, казалось бы, уничтоженный крестный ход обрел новую жизнь: 15 мая 1995 года, в день памяти святых страстотерпцев Бориса и Глеба, сорок верующих из окрестных сел и областного центра прошли крестным ходом из села Волково в Никульчино и обратно. С молитвами и пением паломники несли старинную икону св. Бориса и Глеба, переданную из закрытой властями Никульчинской церкви в Волковскую общину. С возобновлением крестного хода среди обломков прежней церкви, сначала был поставлен деревянный крест, а затем, в 1999 г. по благословению митрополита Хрисанфа, благодаря помощи кировского предпринимателя Сергея Николаевича Соловьева, началось строительство нового храма. Храм был достроен в 2001 году и освящен 14 мая. Впервые за семьдесят с лишним лет на месте древнейшего вятского храма и поселения была отслужена Божественная Литургия. Впервые за шесть лет после возобновления крестного хода, 15 мая - в день памяти св. князей Бориса и Глеба, паломников встречал колокольный звон и деревянная церковь-красавица. И впервые, после почти векового перерыва древняя Борисоглебская икона вернулась в исконный храм, в котором пребывала до богоборческой смуты. Икона гостила в Никульчино все лето, а осенью, 18 сентября - в день убиения св. князя Глеба ее торжественно, с крестным ходом перенесли из Никульчино в Волково. Так возникла традиция осеннего Борисоглебского крестного хода, который с 2001 года проходит регулярно. Благодаря этой новой традиции икона святых страстотерпцев освящает своим присутствием два древнейших поселения Вятской земли - Волково и Никульчино.
В настоящее время село Никульчино является местом паломничества не только православных, но и «язычников». Их группу мы встретили рядом с церковью – ведь, как сказал нам завхоз, Анатолий Анатольевич, место это очень древнее, намоленное, с сильной энергетикой. А еще провел он нам экскурсию по церкви, небольшой, но уютной. Одна из икон привлекает внимание. На ней - история зарождения православия на Вятской земле. На колокольне, от открывшейся панорамы захватывает дух. Здесь есть маленький, но очень звонкий церковный колокол. Рядом с церковью находится «рычаг времени», сделанный для губернатора, так и не приехавшего в село (Анатолий Анатольевич давать комментарии об этом сооружении отказался).
По карте до Никульчино есть хорошая дорога через Сидоровку, хотя на самом деле этой дорогой мало кто пользуется. Лучше стоит выбрать дорогу на Боровицу и свернуть с трассы/асфальта в точке N 58° 36.202’ E 49° 54.118’, где дорога уходит в лес после моста через речку Никулинку (Никульчинку).
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: