На берегу реки Евды, в 12 километрах от районного центра есть живописное и легендарное место Красноборской земли. Здесь существовали почти два десятка деревень, теперь уже большей частью заброшенных, разбросанных по окрестным холмам. Вековой лес защищал Шеломя от ветров и напастей. Это историческое место заманивает своей загадочностью и таинственностью. Именно в этих местах, согласно леденде, располагался стан Ермака, покорителя Сибири, который, по заказу промышленников Строгановых, отвоевал у князя Кучума западную Сибирь, расширив просторы нашей державы.
На покорение Сибири.
Попробуем восстановить события четерыхсотлетней давности.
На востоке страны выходцы из вологодской Тотьмы, солепромышленники Строгановы начали крупномасштабное освоение Предуралья. Организовали добычу меди, олова, железа. Но коварный князь Кучум, в то время хозяин Западной Сибири, тревожит их заводы и поселения набегами, грабит, и Строгановы вынуждены обороняться всеми доступными способами.
Тем временем, на юге в донских степях гуляют вольные казаки, грабят всех, невзирая на титулы. И вот Строгановы , уже имевшие ранее контакт с Ермаком, приглашают дерзкого атамана и его "братву" на защиту своих владений. При этом промышленники сильно рискуют,потому как узнай Царь о сговоре с разбойником, не сносить им головы. С другой стороны, что можно ожидать от лихих людей. Того и гляди: ограбят нового хозяина. Тем не менее Строгановы решились.
Поход на Урал и за его пределы должен быть хорошо подготовлен. Нужно вооружить новоиспеченное войско, одеть, накормить, обучить и дать суда для путешествия. И скрытое от других глаз, включая царские, местечно Шеломя, на чем сходятся многие историки и археологи, вполне могло подойти для этих целей. Тем более что для Ермака это были родные места. (По одной из трех версий родиной покорителя Сибири является деревня Заостровье, что на правом берегу Двины, недалеко от Сельца. ) Также под боком Сольвычегодск- вотчина Строгановых. А еще Великий Устюг рядом - город богатый, и мастеров-оружейников хватает. А лодки на Двине или притоках можно строить. Да и путь водный в Сибирь еще новгородцами проложен: через Вычегду на Северную Кельтму, там волоком на Каму, из Камы на Чусовую...
Согласно исследованиям краеведов, суда для Ермакова войска строились на речке Уфтюге, на другой стороне Двины. Местное население хранит предания об останках огромного сгнившего струга, который звали Ермаковым. Воинство атамана проходило здесь обучение хождению на стругах, перетаскиванию их через волоки из одной реки в другую. Также шла отработка техники прохождения мелководий: для подъема уровня воды натягивалось просмоленное полотно или парус, которым перегораживали речки. После поднятия уровня воды суда могли двигаться, невзирая на мели.
Скорее всего именно с Ермака и его войска началась жизнь в Шеломя. Демографический взрыв, устроенный лихими людьми, привел к бурному росту числа деревень вокруг и сгладил негативный эффект мора 1571 года. Уже в 17 веке число деревень достигло 16, а в окрестностях Шеломя есть несколько топонимов, связанных с именем атамана: Ермакова гора, деревня Ермачиха, Ермаковский ручей, Ермаковский колодец...
Этот колодец долгое время являлся целью различных кладоискателей и черных копателей. Ведь, опять же по легенде, Ермак, уходя в поход в Сибирь, не стал брать с собой награбленное ранее добро, чтобы не отягощать войско, и спрятал его в укромном месте - колодце. Пока еще вожделенных сокровищ никто не нашел.
Лагерь будущей экспедиции был разбит на самом высоком месте Красноборского района - Ермаковой горе, откуда хорошо просматривались окрестные реки, ведь Ермак был все еще вне закона и боялся царского войска. На гору вела Ермакова лестница. Эта лестница реально существует, и в 50-е года 20 века она была найдена, откопана и расчищена. Сейчас она вновь заросла.
Итак, 1 сентября 1581 года Ермак Тимофеевич со своим вновь обученным войском выступил в поход на завоевание Сибири.
Праздник забытых деревень.
А Шеломя зажила обычной деревенской жизнью. В 1642 году строится деревянный храм во имя Николая Чудотворца, который стоит до сих пор. Через 200 лет рядом с ним поставили каменный, также названый Никольским. В 1861 году при церкви открывают школу. В начале 20 века в селе уже объединены 19 деревень, общим числом жителей более 1000. Помимо своего основного занятия - земледелия, шеломяне занимались ремеслами и промыслами, главным из которых была охота.
Войны и революции 20 века изменили привычный уклад крестьянской жизни, мир разделился на красных и белых, на коммунаров и кулаков. В 30-е годы были организованы 3 колхоза, куда вошла часть хозяйств. 15 хозяйств, как водится наиболее ремесленно продвинутых, были раскулачены.
Великая Отечественная принесла новые испытания. На фронт ушло более 200 шеломян, и многие не вернулись домой. После войны из деревни стала уезжать молодежь. Колхозы вначале укрупнялись через объединения, затем переводились в состав городских совхозов. Постепенно закрывались школы, магазины, почта, клуб. В 1965 году ликвидировали Шеломянский сельсовет, а в 1987 году из всего села осталось только две деревни по одному постоянному жителю в каждой. Но шеломяне никуда не делись, они просто разъехались, храня в памяти свою малую родину. Сейчас, когда модно возвращаться к корням, и ничего не мешает возвратиться и возрождать жизнь в деревне, им не хватало объединяющей силы, способной дать надежду на возрождение. И вот такая сила появилась.
Начали, как это положено, с возрождения храмов. Два бывших жителя села Виталий Андреевич Панов и Александр Григорьевич Поздяев, сейчас уже пенсионеры, начали реставрировать, а, точнее говоря, спасать храмы от дальнейшего разрушения. Начали с крыши, потолка, затем организовали ТОС - территориальное общественное самоуправление - стали поступать средства на замену окон. Работа производится силами коренных шеломян-добровольцев. Сейчас в храме открылась воскресная школа, ведет которую отец Валентин.
Но началось все с камня. Клинов-камень, названный так в шутку по кличке предков Поздяева, вошел под этим именем в краеведческие книги. Этот камень стоит в живописнейшем месте, на вершине холма, откуда видны как на ладони большинство заброшенных деревень и две церкви: деревянная и каменная . Камень этот памятный. На нем табличка и карта расположения деревень села. У места появилась история, это вызывает гордость бывших шеломян. История связана со всероссийским героем-Ермаком, это привлекает туристов.
Каждый год в начале августа здесь проводится так называемый праздник забытых деревень «Шеломянская сторонка». Приезжают коренные жители со всех мест, куда их разбросала судьба, обмениваются воспоминаниями, фото. Возят теперь сюда и туристов. Когда в «раскрученном» Великом Устюге туристам надоедает ходить вокруг вотчины деда Мороза, для них организовываются различные экскурсии по окрестностям. До Устюга отсюда около 100 км. Экскурсии посвящаются Ермаку и местам, с ним связанным. Для туристов организована смотровая площадка, столики, «святой» источник, туалет. В программе экскурсий предусматривается поход к колодцу Ермака, Ермаковой горе и лестнице. Но, учитывая противоречивость исследований по местонахождению этих объектов, есть сомнения, что походы ведут к правильным местам.
Мы же предлагаем геокешерам попробовать включить эти уникальные места, связанные с Ермаком Тимофеевичем, в тайник. Легенды поиска описаны здесь и здесь. Также интересны места, куда приходят с экскурсиями. Игроки, предложившие идеи по наполнению тайника, станут его соавторами.
К Шеломя идет дорога из Красноборска: на перекрестке, что около дома торговли, нужно повернуть на запад. От камня, после того как Вы ответили на вопрос, нужно спускаться вниз. В сырую погоду без полного привода мы бы Вам спускаться не рекомендовали.
Желаем Вам прикоснуться к истории и получить удовольствие !!
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: