«Прошу командование Челябинского военного училища разобрать мое заявление, в котором я изъясняю просьбу о поступлении в число курсантов Вашего училища. Я узнал нужную и верную для меня возможность окончить авиационную школу, к чему проявилось большое желание еще с ранних лет. Я много читал о подвигах наших советских героев-летчиков, что постепенно прививало любовь к летному делу и авиации. Я также хочу быть в числе РККА бойцом-летчиком, до конца жизни преданным своему делу...»
Это заявление было написано 67 лет тому назад двадцатилетним студентом второго курса Томского топографического техникума Николаем Бусовым, который с детства грезил об авиации и даже записался в Томский аэроклуб, чтобы быть ближе к своей мечте. Все, о чем написал Николай в своем заявлении, сбылось. Руководство авиационного училища удовлетворило его просьбу.
Николай родился в деревне Кадуй Иркутской области в семье крестьян-середняков. Его родители (очень юные родители, Анастасия Логиновна Бусова родила Николая в шестнадцать лет) были родом из Белоруссии. В родной деревне Николай окончил начальную школу и уехал учиться в «семилетку» в райцентре Тулун, несмотря на сопротивление отца и матери. Причины этого сопротивления, не указанные в его автобиографии, становятся достаточно ясными, когда Николай отвечает на вопросы анкеты военного училища: в хозяйстве родителей, занимавшихся «землепашеством», были молотилка, жнейка-самосброска, «две или три лошади». А в семье, помимо старшего сына, росло пятеро детей: Мария, Василий, Татьяна, Екатерина и Алексей. Но Николай уехал учиться сначала в Тулун, из которого вынужден был вернуться в Кадуй, потеряв отца (Федор Федорович, работавший плотником, погиб в 1936 г. при строительстве на территории кадуйского колхоза «Ударный труд»), а потом в Томск, где жил его дядя. Поступив в Томске в техникум, Николай существовал только на средства получаемой им стипендии. Он хорошо учился, особенно по точным и естественным дисциплинам. При поступлении в авиационное училище он сдал вступительные испытания по математике и химии на «отлично». Но особенно поражает его красивый почерк, так не похожий на почерки современной молодежи. В 1940 г. Николай окончил Челябинское военное авиационное училище и вскоре, как и тысячи молодых пилотов, оказался действующим боевым летчиком. Он воевал в составе 5-й корпусной авиаэскадрильи Забайкальского военного округа, а затем в составе 105-ой корпусной авиаэскадрильи ВВС Западного фронта, впоследствии вошедшей в состав Первой Воздушной армии.
105-ая эскадрилья базировалась осенью и зимой 1941 г. на военном аэродроме рядом с деревнями Власьево и Пыхчево, входившими тогда в состав Краснопахорского района. Фашистская авиация подвергала эти деревни интенсивной бомбежке. Именно там зимой 1941 г. начал формироваться 606-й штурмовой авиационный полк, прошедший с боями от Власьево до Восточной Пруссии. Летчики и штурманы жили в домах местных жителей. Конечно, молодые офицеры авиаэскадрильи, вылетавшие на боевые задания в основном по ночам и возвращавшиеся (если возвращались) на рассвете, вызывали интерес у местных девушек. Жители Пыхчево называют сегодня имена двух девушек, которые общались с Николаем и помнили о нем: Капитолина Ботанова и Нина Алексашина. Пыхчевские и киселевские старожилы дают Николаю такую характеристику: он был невысоким (его рост составлял около 170 см), худощавым, светловолосым и светлоглазым, всегда тщательно одетым, нежным и учтивым по отношению к девушкам.
25 декабря 1941 г. при возвращении с дневного боевого задания самолет Р-5, на котором в качестве штурмана летел Николай, был атакован противником. По воспоминаниям однополчан, над территорией сегодняшнего Наро-Фоминского района Николай был смертельно ранен осколком снаряда, попавшим в голову. По мнению современных хирургов, умер он мгновенно. Личное дело Н.Ф.Бусова содержит акт о его смерти, подписанный медицинской службой авиаэскадрильи: «...25 декабря в 14.00 при посадке самолета Р5 летчик Соковин сообщил, что штурман старшина Бусов Н.Ф. ранен. При осмотре врачом ... обнаружено ранение головы с раздроблением костей черепа и мозговых тканей. ...смерть наступила еще до посадки, вероятно, самолета на аэродром от большой потери крови и от разрушения центральной нервной системы осколком снаряда. Похоронен 26.12 в 15.00 командованием части в м. Власьево.»
Николай Федорович Бусов похоронен в лесу, над оврагом, по которому протекает ручей Незнайка, рядом с деревнями Пыхчево и Киселевка, в часе ходьбы от Троицка. Надпись на его могиле гласит: «Летчик Николай Бусов (1920 - 1941). Погиб при выполнении боевого задания». Надпись не совсем верна: Николай родился 22 мая 1919 г.
Многие поколения троицких, ватутинских, поливановских школьников в советское время посещали 9 мая могилу летчика Бусова. Служащие военной части, которая была расположена между деревнями Власьево и Пыхчево (сейчас она ликвидирована), и школьники ухаживали за этой могилой. Торжественный салют звучал над ней и 9 мая, и 23 февраля. Было время, когда несколько школ Троицка, в одной из которых существовал музей боевой славы, вместе с военной частью ухаживали за ней. Но и теперь могила Николая не заброшена: за ней ухаживает Десновский сельсовет.
Звание младшего лейтенанта было присвоено Николаю уже посмертно, 31 декабря 1941 г. Жители Пыхчево и Власьево уверяют, что в лесу, рядом с Николаем, похоронено еще несколько летчиков, в частности, капитан Виноградов из Свердловска. Но место расположение их могил неизвестно: их не огораживали, надгробия не ставили. Кроме того, есть сведения, что Бусова похорони ли в гробу и с воинскими почестями, других же хоронили, завернутыми в простыни. Законы военного времени, боевая обстановка не давали возможности поступать иначе, как положено. Сам лес в 1940-60е годы был наполнен вещественными воспоминаниями о войне: в нем было вырыто более пятидесяти землянок, среди деревьев лежали фрагменты и детали самолетов.
Спустя годы после войны Капитолина Ивановна Ботанова вышла замуж за военного, уехала жить с мужем в Монино. Перед отъездом она сняла с надгробия Н.Ф.Бусова фотографию (на ней Николай был изображен с медалью). Годы стерли надпись на деревянном постаменте. С тех пор в воинской части эта могила фигурировала как «безымянная». Только обращение к командиру части А. В. Рожкова, уроженца Власьева, знавшего происхождение захоронения, спасло могилу от окончательного забвения. Десятилетия в овраге у ручья Незнайка лежал остов деревянного самолета. Местные жители полагали, что именно на этом самолете разбился Николай. Могила и самолет порождали множество легенд у мальчишек. Рассказывали о том, что Бусов рухнул и разбился в результате воздушного боя спротивником; что, будучи раненым, он все-таки довел самолет до аэродрома, посадил его и в этот момент умер от ран.
История короткой юной жизни Николая Бусова, отданной в бою за Родину, является частью героического прошлого нашего народа в годы той страшной войны. Но это еще и часть нашей местной истории. Иными словами, Николай -это наш герой. И все, похороненные рядом с ним воины, тоже наши герои. Сегодня, в дни 65-летия битвы за Москву, жителям Троицка и окрестностей надо узнать и еще об одном печальном юбилее: 65 лет со дня гибели Николая Федоровича Бусова.
В.Вишняков., газета «Наш город Троицк», №7 от 23 октября 2006 г.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: