В бой идут одни "старики" [MS/5899]

Николай Бусов
Николай Бусов
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Прогулка
Размер: Нормальный
Автор запретил посещение тайника в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Подольский р-н
Ближайший нас.пункт
Пыхчево, Власьево
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 4
Рейтинг
4.85Рекомендаций: 5Нашли: 31
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Фрагмент автобиографии
Фрагмент автобиографии
Могила лётчика Бусова
Могила лётчика Бусова
Могила П. П. Калмыкова
Могила П. П. Калмыкова
Автор: Инструктор
Создан: 22.06.2009
Опубликован: 23.06.2009
(отредактирован: 11.03.2021)
Компаньоны: domovenok, lobsteri

Описание окружающей местности

«Прошу командование Челябинского военного училища разобрать мое заявление, в котором я изъясняю просьбу о поступлении в число курсантов Вашего училища. Я узнал нужную и верную для меня возможность окончить авиационную школу, к чему проявилось большое желание еще с ранних лет. Я много читал о подвигах наших советских героев-летчиков, что постепенно прививало любовь к летному делу и авиации. Я также хочу быть в числе РККА бойцом-летчиком, до конца жизни преданным своему делу...»


Это заявление было написано 67 лет тому назад двадцатилетним студентом второго курса Томского топографического техникума Николаем Бусовым, который с детства грезил об авиации и даже записался в Томский аэроклуб, чтобы быть ближе к своей мечте. Все, о чем написал Николай в своем заявлении, сбылось. Руководство авиационного училища удовлетворило его просьбу.

Николай родился в деревне Кадуй Иркутской области в семье крестьян-середняков. Его родители (очень юные родители, Анастасия Логиновна Бусова родила Николая в шестнадцать лет) были родом из Белоруссии. В родной деревне Николай окончил начальную школу и уехал учиться в «семилетку» в райцентре Тулун, несмотря на сопротивление отца и матери. Причины этого сопротивления, не указанные в его автобиографии, становятся достаточно ясными, когда Николай отвечает на вопросы анкеты военного училища: в хозяйстве родителей, занимавшихся «землепашеством», были молотилка, жнейка-самосброска, «две или три лошади». А в семье, помимо старшего сына, росло пятеро детей: Мария, Василий, Татьяна, Екатерина и Алексей. Но Николай уехал учиться сначала в Тулун, из которого вынужден был вернуться в Кадуй, потеряв отца (Федор Федорович, работавший плотником, погиб в 1936 г. при строительстве на территории кадуйского колхоза «Ударный труд»), а потом в Томск, где жил его дядя. Поступив в Томске в техникум, Николай существовал только на средства получаемой им стипендии. Он хорошо учился, особенно по точным и естественным дисциплинам. При поступлении в авиационное училище он сдал вступительные испытания по математике и химии на «отлично». Но особенно поражает его красивый почерк, так не похожий на почерки современной молодежи. В 1940 г. Николай окончил Челябинское военное авиационное училище и вскоре, как и тысячи молодых пилотов, оказался действующим боевым летчиком. Он воевал в составе 5-й корпусной авиаэскадрильи Забайкальского военного округа, а затем в составе 105-ой корпусной авиаэскадрильи ВВС Западного фронта, впоследствии вошедшей в состав Первой Воздушной армии.

105-ая эскадрилья базировалась осенью и зимой 1941 г. на военном аэродроме рядом с деревнями Власьево и Пыхчево, входившими тогда в состав Краснопахорского района. Фашистская авиация подвергала эти деревни интенсивной бомбежке. Именно там зимой 1941 г. начал формироваться 606-й штурмовой авиационный полк, прошедший с боями от Власьево до Восточной Пруссии. Летчики и штурманы жили в домах местных жителей. Конечно, молодые офицеры авиаэскадрильи, вылетавшие на боевые задания в основном по ночам и возвращавшиеся (если возвращались) на рассвете, вызывали интерес у местных девушек. Жители Пыхчево называют сегодня имена двух девушек, которые общались с Николаем и помнили о нем: Капитолина Ботанова и Нина Алексашина. Пыхчевские и киселевские старожилы дают Николаю такую характеристику: он был невысоким (его рост составлял около 170 см), худощавым, светловолосым и светлоглазым, всегда тщательно одетым, нежным и учтивым по отношению к девушкам.

25 декабря 1941 г. при возвращении с дневного боевого задания самолет Р-5, на котором в качестве штурмана летел Николай, был атакован противником. По воспоминаниям однополчан, над территорией сегодняшнего Наро-Фоминского района Николай был смертельно ранен осколком снаряда, попавшим в голову. По мнению современных хирургов, умер он мгновенно. Личное дело Н.Ф.Бусова содержит акт о его смерти, подписанный медицинской службой авиаэскадрильи: «...25 декабря в 14.00 при посадке самолета Р5 летчик Соковин сообщил, что штурман старшина Бусов Н.Ф. ранен. При осмотре врачом ... обнаружено ранение головы с раздроблением костей черепа и мозговых тканей. ...смерть наступила еще до посадки, вероятно, самолета на аэродром от большой потери крови и от разрушения центральной нервной системы осколком снаряда. Похоронен 26.12 в 15.00 командованием части в м. Власьево.»

Николай Федорович Бусов похоронен в лесу, над оврагом, по которому протекает ручей Незнайка, рядом с деревнями Пыхчево и Киселевка, в часе ходьбы от Троицка. Надпись на его могиле гласит: «Летчик Николай Бусов (1920 - 1941). Погиб при выполнении боевого задания». Надпись не совсем верна: Николай родился 22 мая 1919 г.

Многие поколения троицких, ватутинских, поливановских школьников в советское время посещали 9 мая могилу летчика Бусова. Служащие военной части, которая была расположена между деревнями Власьево и Пыхчево (сейчас она ликвидирована), и школьники ухаживали за этой могилой. Торжественный салют звучал над ней и 9 мая, и 23 февраля. Было время, когда несколько школ Троицка, в одной из которых существовал музей боевой славы, вместе с военной частью ухаживали за ней. Но и теперь могила Николая не заброшена: за ней ухаживает Десновский сельсовет.

Звание младшего лейтенанта было присвоено Николаю уже посмертно, 31 декабря 1941 г.
Жители Пыхчево и Власьево уверяют, что в лесу, рядом с Николаем, похоронено еще несколько летчиков, в частности, капитан Виноградов из Свердловска. Но место расположение их могил неизвестно: их не огораживали, надгробия не ставили. Кроме того, есть сведения, что Бусова похорони ли в гробу и с воинскими почестями, других же хоронили, завернутыми в простыни. Законы военного времени, боевая обстановка не давали возможности поступать иначе, как положено. Сам лес в 1940-60е годы был наполнен вещественными воспоминаниями о войне: в нем было вырыто более пятидесяти землянок, среди деревьев лежали фрагменты и детали самолетов.

Спустя годы после войны Капитолина Ивановна Ботанова вышла замуж за военного, уехала жить с мужем в Монино. Перед отъездом она сняла с надгробия Н.Ф.Бусова фотографию (на ней Николай был изображен с медалью). Годы стерли надпись на деревянном постаменте. С тех пор в воинской части эта могила фигурировала как «безымянная». Только обращение к командиру части А. В. Рожкова, уроженца Власьева, знавшего происхождение захоронения, спасло могилу от окончательного забвения. Десятилетия в овраге у ручья Незнайка лежал остов деревянного самолета. Местные жители полагали, что именно на этом самолете разбился Николай. Могила и самолет порождали множество легенд у мальчишек. Рассказывали о том, что Бусов рухнул и разбился в результате воздушного боя спротивником; что, будучи раненым, он все-таки довел самолет до аэродрома, посадил его и в этот момент умер от ран.

История короткой юной жизни Николая Бусова, отданной в бою за Родину, является частью героического прошлого нашего народа в годы той страшной войны. Но это еще и часть нашей местной истории. Иными словами, Николай -это наш герой. И все, похороненные рядом с ним воины, тоже наши герои. Сегодня, в дни 65-летия битвы за Москву, жителям Троицка и окрестностей надо узнать и еще об одном печальном юбилее: 65 лет со дня гибели Николая Федоровича Бусова.

В.Вишняков., газета «Наш город Троицк», №7 от  23 октября 2006 г.

Тайник действует только в летний период.

 

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

9122590 (18.11.2023 16:43:52)
18.11.23 посетили тайник. Спасибо автору и восстановителям. Все в хорошем состоянии.
Natic (26.04.2022 01:03:38)
Да, побывали с Hurrier9000 вчера, 24.04.2022, после взятия "Аквариума" и "Святого источника Ксении Петербургской".
Да простит нас автор, но дошли только до одной точки тайника - места, где раньше был захоронен лётчик Пётр Порфирьевич Калмыков. До захоронения с обелиском Николая Бусова нам, пешим геокешерам, пришлось бы топать по азимуту больше 6 км, а по дорогам и тропам, то и больше 8. А мы уже протопали 7 км.
Да и погода не располагала к пешим прогулкам - нудный дождь, больше похожий на осенний, сопровождал нас весь день. Грунтовки и тропы превратились в глинистое месиво, местами с целыми озёрами луж. Приятная дорога началась только когда свернули с грунтовки налево на лесную просеку. Здесь в лесу и дождь меньше ощущался, и просека заросла травой, а не грязью.
Надо отдать должное Славе-Харриеру - на этот тайник, в отличие от двух предыдущих, где дома заранее подготовилась я, вёл всецело он.
Я как-то несколько лет назад посмотрела и фильм (кстати, один из моих любимейших про войну), и координаты вычислила. Но, как часто водится, когда сразу не находишь возможности отправиться на тайник, всё вычисленное где-то затерялось. Вот всё же надо сразу доводить начатое дело до конца! Банальность? Согласна. Однако правильная!

Сначала приняли за нужную еловую аллею немного другую, слегка не дойдя до забитой в наши девайсы координатной точки. Но решили всё же пройти немного дальше. И правильно сделали! Уже на небольшом расстоянии увидели среди ёлок части могильной оградки. Да, они ещё сохранились - две секции. А рядом - удивилась - какие-то кОзлы. Уже потом, дома, рассматривая фотографии в фотоальбоме и читая отзывы, поняла, что на этих "козлах" раньше была столешница. То есть это сохранившаяся часть когда-то стоявшего здесь стола.

17-я ёлка нашлась довольно быстро, а за нею и бывшая V-образная берёза. Один её ствол, да, как и писали, упал, а вот второй ещё пока держится молодцом. Фотографию тайника не смотрели, поэтому искали методом тыка. Но нашли. Немного разочаровала совсем уж маленькая баночка - здесь вполне поместился бы контейнер средних размеров. Внутри всё сухо - и это порадовало. Отписались, без обмена. Закутала баночку в новый чёрный пакет, вернула на место, замаскировала. Очень постаралась! :-)))
Кто-то писал, что еловая аллея уже и не аллея вовсе. Не знаю, мне так не показалось - нормальная, чётко угадываемая аллея.
Мне лично жалко, что в этом месте не оставили хотя бы символическую могилку погибшего лётчика, некий кенотаф. Это же история!
Было интересно почитать рассказ Миши Инструктора в описании местности. И ещё очень тронули записи в интернет-блокноте родственников.
Кстати, вот сейчас я нашла в интернете информацию о втором лётчике. Может, Михаил посчитает нужным включить её в описание?
Вот здесь на сайте Музея истории Самарского края: https://museum.samgd.ru/national/regiment/shalaj/o_geroe/
Слава нашим героям! И светлая память!

А потом мы стали искать выходы из леса на Калужское шоссе. Рядом с коттеджным участком, обнесённым высоченным зелёным забором, о котором, по-моему, все пишут, сейчас строятся новые коттеджи. Хорошо, что дорога сделана из бетонных плит - не грязно. Но мы - из-за моего топографического идиотизма и некоторого природного упрямства - в поисках выхода на дорогу, которая вывела бы нас на Калужское шоссе, сделали круг почёта вокруг этих строящихся домов, домищ и домиков. Да простит мне Харриер!

А потом, попав, наконец на правильную дорогу, мы вышли прямиком на заброшенную воинскую часть. И вместо того, чтобы поспешать домой - время было уже около семи вечера - мы стали увлечённо обследовать здания бывшей части - вот караульное помещение, а вот трансформаторная подстанция, а вот здание, в котором стоит, покосившись, в углу стенд "История части" (кстати, узнала оттуда, что в/ч была создана в 1943 году для обслуживания связью дальней бомбардировочной авиации). Самым интересным было найти в одном из заброшенных зданий (широкая дверь была закрыта сверху на огромный ржавый гвоздь - да, вот такое хитрое запирающее устройство!) большие стопки старых (я бы даже сказала уже древних) больших таких катушек магнитной ленты 1990 года выпуска. Для ЭВМ. Вообще было интересно полазить по заброшке. Можно было бы и побольше и подольше. Но время поджимало.
К метростанции "Ольховая", с которой и стартовали утром, добрались уже в темноте. За весь гео-день намотали в общей сложности больше 16 км.

Спасибо автору и восстановителям!

Hurrier9000 (25.04.2022 04:12:21)
Solo (19.09.2021 23:23:42)
DenSol (19.09.2021 00:33:37)
НЕСЕЗОН (17.05.2021 17:18:56)
DidJ (17.05.2021 17:14:17)
gremling (17.05.2020 11:41:07)
Vlad374 (01.12.2018 02:50:20)
volchisa (06.10.2018 19:32:34)
mmm1863 (08.04.2017 19:28:29)
Aleslav (12.04.2016 18:03:45)
pakhem (28.07.2014 14:31:37)
Tolga (01.06.2014 18:08:13)
Семья Тумановых (09.05.2014 20:53:07)
ЖЖ и Chuma (13.05.2011 15:21:47)
BT (гость) (09.05.2011 21:54:19)
The Zhidelevs (09.05.2011 16:32:38)
Фиатра (02.09.2010 10:30:11)
Rom_Ka (01.09.2010 01:35:46)
unite (гость) (29.07.2010 12:30:28)
Anamaria (24.06.2010 12:01:33)
Фреон (01.06.2010 12:07:17)
NOZO (09.05.2010 23:36:05)
FlyOnTheSky (16.09.2009 11:59:58)
Eger-2009 (26.06.2009 18:46:28)
Ментярик (26.06.2009 17:25:46)
AngeL-87 (26.06.2009 17:10:50)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.