Усадьба Петра Васильевича Завадовского - расположена на северной окраине села Ляличи (Суражский район) на возвышенной, несколько всхолмленной местности вдоль долины ручья Излучье, к которому рельеф немного понижается. Была построена в 1780-х и 1790-х годах по проекту Джиакомо Кваренги, но затем, много раз сменив владельцев, утратила первоначальный вид. До нас дошли лишь дом-дворец и церковь Екатерины, оба в руинах, а также сильно запущенный парк.
Ляличи известны с 1654 г., когда принадлежали одному из польских магнатов, а затем перешли к Мглинской ратуше и украинским помещикам. В 1775 г. пожалованы вместе с 2,5 тыс. крестьян и 40 тыс. десятин земли Екатериной II своему фавориту П.В. Завадовскому. Граф Петр Васильевич Завадовский (1739-1812) служил в Малороссийской коллегии, затем в канцелярии генерал-губернатора Малороссии П.А. Румянцева. Участник русско-турецкой войны (1768-74). Отличился в битвах при Ларге и Кагуле, участвовал в подготовке Кючук-Кайнарджийского мирного договора. В 1775 г. стал кабинет-секретарем Екатерины II, позднее флигель-адъютантом. С 1781 г. управляющий Дворянским заемным банком в Петербурге, с 1786 г. директор Государственного заемного банка. В царствование Александра I назначен сенатором, членом Непременного совета, затем председателем Комиссии для составления законов. Первый министр народного просвещения (1802-10). В 1780-90-х гг. Завадовский осуществил в Ляличах по проекту крупнейшего столичного зодчего Дж. Кваренги строительство огромного усадебного комплекса, названного в честь благодетельницы Екатеринодаром. Комплекс состоял из большого дома дворцового типа с галереями и флигелями, различных хозяйственных и служебных построек, церкви Екатерины и обширнейшего пейзажного парка с летним дворцом, храмом-ротондой, всевозможными "затеями" и статуями.
Усадьба является выдающимся памятником русского зодчества и садовопаркового искусства эпохи зрелого классицизма, одним из лучших произведений Дж. Кваренги. Изумительный по красоте комплекс с целым рядом великолепных зданий, объединенных парком, занимал огромный участок (1349 х 1180 м), обнесенный высокой кирпичной оградой. В основе его планировочной структуры лежала характерная для крупных русских усадеб 2-й пол. 18 в. система. Главным ядром композиции был трехэтажный дом-дворец с пониженными закругленными галереями, заканчивающимися одноэтажными флигелями. Галереи-крылья замыкали большой парадный двор перед домом, боковые протяженные стороны которого ограничивали корпуса оранжерей (позднее южный превращен в конюшню), а лицевой фасад составляла каменная ограда с монументальными въездными воротами в центре. К этому парадному въезду в усадьбу с запада подводила дорога, далее идущая через ворота и двор прямо ко дворцу; она была центральной композиционной осью всего комплекса. В качестве второй оси, перпендикулярной первой, выступала широкая липовая аллея, которая проходила вдоль каменной ограды с воротами. Она отделяла от дома-дворца большую группу хозяйственных и служебных построек: восемь одноэтажных зданий были поставлены двумя одинаковыми симметричными группами по сторонам от основной дороги, как бы продолжая композицию парадного двора за воротами, а три постройки размещены несколько севернее, вдоль липовой аллеи. У южного конца аллеи, вне основной территории усадьбы, на небольшой площади села поставлена церковь Екатерины, к которой с востока подходит пересекающая земляную плотину подъездная дорога. За дворцом, перед его парковым фасадом, находился цветочный партер, а с южной стороны от него - фруктовый сад. Напротив дворца на другой стороне пруда раскинулся огромный пейзажный парк с храмом Благодарности в виде колонной ротонды, в которой стояла статуя П.А. Румянцева-Задунайского, и двухэтажным каменным летним дворцом на поляне в глубине парка.
Парк занимал территорию в 150 га, вместе с постройками усадьбы представлял собой единый комплекс большой художественной ценности, одно из лучших произведений садово-паркового искусства своего времени. Состоял из двух контрастных (регулярной и пейзажной) частей, разделенных системой искусственных прудов в долине ручья Излучье. Два больших пруда и один малый находились в самбм парке, четвертый примыкал к его территории, а пятый располагался несколько выше по течению ручья. Все водоемы имели естественные, "природные" очертания. В настоящее время восстановлен лишь один большой пруд. Западная регулярная часть парка включала парадный двор с клумбами и цветочный партер перед парковым фасадом, идущий почти до прудов, а также частично фруктовый сад. Цепь каскадных прудов шла вдоль северной границы регулярной части. Восточная, более обширная часть трактовалась как английский пейзажный парк. Система живописных аллей и прихотливо проложенных дорожек вместе с земляными плотинами, мостиками и переходами соединяла обе части парка и одновременно создавала многочисленные видовые точки.
В восточной части парка, за прудами, располагались Летний дворец - небольшое здание павильонного типа с куполом и четырехколонным портиком - и храм Благодарности - 12-колонная ротонда, в которой стояла бронзовая статуя фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского, покровителя Завадовского (отлита по модели П.А. Рашетта). Парк также украшали скульптура (более 50 статуй), живописные мостики над ручьем, "места отдохновения", водопады, пристани и другие устройства. Западная часть парка имела открытый характер: к обеим сторонам цветочного партера примыкали зеленые поляны с небольшими группами искусно подобранных пород деревьев. Восточная часть, находившаяся на противоположном склоне за прудами, была, наоборот, обильно озеленена большими группами деревьев и целыми рощами. Использовались преимущественно местные породы деревьев (береза, дуб, клен, сосна, липа, ольха черная, реже ясень, ильм, черемуха, тополь) и кустарника (бересклет, калина, шиповник, сирень). Были и экзотические породы (барбарис, дерен красный, свидина, дрок, спиреи рябинолист-ная и итальянская).
PS. Информация взята с http://history.region32.ru/?id=50&ido=420&act=view
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: