Вряд ли в истории есть личность более загадочная и противоречивая, чем личность Святого Георгия. Святой Георгий или Георгий-Победоносец – герой многих легенд и реальных событий. Кто же он не самом деле – мифический герой или реальная личность? Обратимся сначала к легенде «Чудо Георгия о змии», в которой говорится, что у стен некоего восточного города поселился огромный змей (огнедышащий дракон), с которым не смог справиться ни один из местных богатырей. Тогда против змея вышел юноша по имени Георгий, который, отложив оружие в сторону, начал молиться, и змей был побеждён словом. Смысл легенды понятен: слово сильнее меча.
Недаром говорят:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Любопытна трансформация данной легенды, причем, чем позднее текст, тем более «точными» деталями изобилует он.
В одной из версий данной легенды говорится, что после того, как Георгий усыпил змея, девица по имени Елисава повела его на поводке в город.
По другой версии легенды, змей угрожал городу гибелью, и горожане, чтобы спасти город, регулярно отдавали ему на съедение девушку. Георгий, победив змея, спас очередную жертву (царскую дочь), на которой женился.
Есть версия легенды, где Георгий пронзает змея копьём, а конь затаптывает его. В поздних версиях данной легенды отмечается, что змей обитал на берегу большого озера среди Ливанских гор в Финикии, около города Берита (Бейрута), по соседству с Палестиной, однако никакого озера в тех краях нет.
Долгий путь
Совсем недавно по историческим меркам ученые заинтересовались одним из селений в Дербентском районе Дагестана. Знатоков исторической науки не оставляет в покое тот факт, что в селе Верхний Джалган найдена гробница Святого Георгия, почитаемого как христианами, так и мусульманами. Какого именно Георгия? Ведь у каждого народа был свой герой с созвучным именем. Дабы разузнать обо всем этом наш корреспондент отправился в долгий путь к могиле святого Георгия!
Дорога от Дербента до села Верхний Джалган занимает час с небольшим, если добираться пешком. Чтобы проделать этот путь, нужно набраться смелости и терпения подниматься по ухабистым тропинкам через густой лес и крутые вершины гор. Нужно сказать, что это не первое мое путешествие к святыням села. На этот раз я поднимаюсь с группой местных жителей, которые трудятся в Дербенте строителями, а по вечерам возвращаются домой. Мой попутчик Ахмед знает здешние тропинки на зубок. Он и взялся показывать нам дорогу через лес.
Солнце клонилось к закату, когда мы уже слышали лай сельских собак и мычание возвращающего с пастбищ скотины. Переночевав у своего знакомого, утром следующего дня я уже стоял с кучей местных ребятишек у того самого надгробного камня. Детей заинтересовал мой цифровой фотоаппарат - штучка для здешних мест диковинная, а меня интересовал сам памятник и то, как он сохранился. Местные жители ухаживают за ним тщательно. По своему они называют его «пиром», то есть святым местом. Ко мне неторопливо подошел старик. После непродолжительного допроса я услышал тот самый «контрольный» вопрос, который и следовало ожидать: «Ты тоже из экспедиции Мурада Аджи?». Для тех, кто не знает, скажу, что Мурада Аджи в Джалгане уважают. Это пожалуй единственный ученый, кто ратовал за то, чтобы село Джалган стало чуть ли не местом паломничества к гробнице святого.
РАЗНЫЕ ГЕОРГИИ...
Вот что пишет по этому поводу сам ученый.
«... В России Георгия зовут Победоносцем, в других странах - Покровителем воинов, Великомучеником, Страстотерпцем. Но самым большим святым воин стал у осетин: у них он необыкновенно возвышен. Тоже всадник, но иной - седовласый старец на трехногом крылатом коне... "Уастырджи", - с придыханием произносят осетины. И от этого придыхания сжимается сердце.
… В исламском прочтении подвиг святого Георгия (или по-мусульмански Джирджиса) - иной. Он связан с именем Бога (Аллаха), в нем тоже присутствуют древние восточные персонажи: наделенные бессмертием и мудростью Хызыр и Илйас, они передают Джирджису эти свои качества. Мусульмане дополнили и обогатили повествование о великом воине за веру, высветили новые грани в его деянии.
Такая "дополняющая" традиция естественна, в ней невидимая глазу связь времен и культур. Например, те же славяне называют святого Георгия еще и "загонщиком скота", даже "скотным богом". При этом одновременно видят в нем черты древних Ярилы и Яровита - своих весенних божеств плодородия...
Какие же разные сложились образы Георгия... Непохожие. У народов, почитающих его, воин - свой, не схожий с другими. И вместе с тем он у всех един... Почему? Объяснение - в глубине и необъятности образа. Его, по-моему, очень точно передает другая московская икона - из коллекции Исторического музея. Здесь святой Георгий стоит на молитве Богу, держа в руках свою отрубленную голову... Нет образа сильнее. В нем сила духа и преданность вере, жизнь и смерть - все перемешалось, все слилось в неразрывном единстве, имя которому Человек…»
Стремясь сохранить исполненную верой память о подвиге святого Георгия, а не римскую выдумку, люди бесхитростно делали воина другим человеком, по-иному произнося его имя. Где-то Георгий стал покровителем скотоводов, где-то превратился в земледельца. У одних народов - он защитник воинов, у других - драконоборец.
Различия столь заметны, что в пору и задуматься, а не разные ли то Георгии? Объяснение же здесь бесхитростное: каждый народ делал его своим святым, приближал его к своей истории, своему образу жизни и тем сохранял не только в духовном пантеоне, но и в каждодневной культуре. Вот почему столь разнятся сведения о святом Георгии у разных народов. Вот почему столь похожи и одновременно не похожи литературные произведения о нем в разных странах. (Из книги Мурада Аджи)
Могила святого воина - самое почетное в Джалгане место. Оно рядом с мечетью. Когда-то над могилой возвышалась небольшая часовня. Ее сейчас здесь нет, остались только стены. Растет возле могилы и смоковница, которую по давней традиции высаживали около святых мест. Раз в день хозяйка дома, во дворе которого и оказалась могила, прибирается здесь. Детишки не без корысти сторожат могилу. Селяне оставляют деньги или сладости на могиле, при этом прося святого помочь решить их проблемы.
У родника
Почти в трех километрах от могилы есть священная роща. Когда-то здесь останавливались паломники, они собирались на молитвы - тенгриане, мусульмане и христиане приходили сюда. Здесь они отдыхали, приносили жертвы в честь святого воина, погибшего за веру. Алтарь и место разделки животных сохранились. Теперь животных в жертву приносят здесь только жители двух селений: Верхнего и Нижнего Джалгана. В мусульманские праздники в роще собирается молодежь. Юноши знакомятся с девушками, а после свадьбы укрепляют свой союз, принося в жертву животное или просто раздавая «саадака» (сладости).
Волны атеизма, захлестнувшие в 1917 году Россию, прокатились и по Кавказу. Но и они не смыли могилу святого Георгия - люди тайно ухаживали за ней. Не объявляя, разумеется, и не афишируя свою заботу. А вот священная роща пострадала. Ее приказали вырубить. К счастью, у властей не хватило сил довести приказ до конца.
Правда, без разрушений не обошлось, - пишет М. Аджи. - В З0-е годы в Дербенте взорвали храм святого Георгия, он стоял на месте, где, по преданию, убили воина. Сюда, к храму, от селения Джалган еще в давние времена провели водопровод, и прихожане совершали омовение перед молитвой его водой! (Омовение перед молитвой считалось обязательным у тенгриан.) Почти тысячу семьсот лет просуществовал водопровод. В 1938 году его разрушили. Ныне на месте гибели святого Георгия - памятник Ленину...
Лишь родник в священной роще селения Джалган живет бессмертной жизнью. Сюда по традиции приходят кормящие матери, у которых пропало молоко. Священную воду пьют и те, кто страдает бесплодием.
*****
Сегодня личность Георгия-Победоносца очень популярна во всём мире. Георгия-Победоносца на коне, пронзающего копьём змея, можно видеть на гербе Москвы и некоторых европейских государств.
И всё-таки он наш и свои деяния совершил здесь, и могила героя находится у нас.
История Святого Георгия – это ещё одно подтверждение тому, что Дербент – перекрёсток религий, второй Иерусалим, город толерантности, где находятся святыни различных религий, город, историко-культурное наследие которого принадлежит всему человечеству.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: