«Добрыня, Дядя Владимира, отправился в Великий Новгород, и все идолы сокрушил, и требища разорил, и многих людей крестил, и церкви воздвиг, и священников поставил по городам и селам новгородского предела. Кумира же Перуна посекли, и низвергли на землю, и, привязав веревки, повлекли его по калу, бив жезлами и топча. И в это время вошел бес в того бездушного кумира Перуна и в нем возопил, как человек: "О горе мне! Ох мне! Достался я немилостивым рукам". И сбросили его люди в реку Волхов и заповедали, чтобы никто его не перенял. Он же, проплывая сквозь великий мост, ударил по мосту своей палицей и сказал: "Здесь пусть тешатся люди новгородские, вспоминая меня", и тут творили безумные люди многие годы, сходились в некие праздники и устраивали представления, и творили бои.» Мазуринский летописец. ПСРЛ. т. 34, М., 1968. Перевод Б. Кресеня. (Источник текста: http://ah-razum.narod.ru/liter/letopis.htm )
Кумир Перуна был установлен в Новгороде во время осуществлении языческой реформы киевского князя Владимира.
Идол Перуна был поставлен Добрыней (тем самым, который примерно через 10 лет занимался разрушением капищ в Новгороде) в том месте, которое до сих пор называется Перынью, как об этом свидетельствует Адам Олеарий, побывавший в Новгороде в 1654 г.
«Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном. т. е. богом огня, ибо русские огонь называют "перун". И на том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный Перунским монастырем. Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огню потухнуть, то наказывался смертью»
В 50-х годах 20-го века в Перыни были произведены археологические раскопки под руководством В.В. Седова. В ходе исследований были обнаружены остатки капища, представляющего собой круглую площадку диаметром 12 саженей (1 сажень – 176,4 см), окруженную неглубоким рвом с 8-ю расширениями по сторонам света. В центре площадки находилась круглая яма со следами дерева в ней – основание деревянного идола. В расширениях рва обнаружены следы кострищ. Раскопки позволили установить, что во время уничтожения капища идол был срублен, кострища перекопаны, а рвы засыпаны.
Дальнейшее исследование установило, что до установки Кумира Перуна на этом месте существовал сакральный комплекс, состоящий из трех святилищ. Академик Б.А. Рыбаков считает, что святилища могли быть посвящены трем славянским божествам: Ящеру – хозяину вод, рыбы и водных путей и Ладе и Леле - богиням плодородия. Отражение древнего культа хозяина вод можно обнаружить в былинах о Садко. Вплоть до 20-го века рыбаки, проплывая мимо Перыни, бросали в воду деньги, как бы воскрешая древние жертвы морскому царю. (По материалам книги Б.А. Рыбакова «Язычество древней Руси» ). На рисунке реконструкция святилища В.В. Седова, источник: http://www.paganism.ru/img/per-kap.gif .
После разрушения капища Перуна на его месте был создан мужской монастырь, просуществовавший до правления Екатерины II. В 1764 году монастырь был упразднен, все постройки, кроме церкви, были разобраны и перевезены в Юрьев монастырь. В 1822 по инициативе архимандрита Фотия здесь был организован Перынский скит. В советское время здесь были сначала рыбоперерабатывающий завод, а потом турбаза, от которой нынче остались лишь руины. В настоящее время здесь находится Рождество-Богородицкий скит от Юрьева монастыря, где инок и послушники проводят время в молитвах.
Перынь – удивительно красивое место, расположенное на возвышении там, где Волхов берет свое начало в Ильмень-озере. Когда более 1000 лет назад на этом холме горели ритуальные огни, их свет был виден за многие километры. Если Вы окажетесь на Городище, бывшей резиденции новгородских князей, то не забудьте найти Перынь на другой стороне Волхова, левее Юрьева монастыря, и попытаться рассмотреть сквозь века отблески огня на сьребяной главе Перуна. На вершине холма стоит церковь Рождества Богородицы, датируемая 30-ми годами XIII века. Холм покрыт вековыми соснами, посаженными монахами в XIX веке, вершина холма, там где было святилище, осталась свободной. Вдоль подножия холма по кругу идет тропинка, у тропинки стоят таблички, посвященные различным интересным фактам из жизни растений и птиц. Ни следов капищ, ни даже следов раскопок 50-летней давности я не обнаружил. Но, надеюсь, Вы не пожалеете, посетив это замечательное место.
Весной 2005 года контейнер пропал, а таблички забирали на реставрацию. В настоящее время благодаря игрокам Cossacks контейнер восстановлен и табличка с ответом на вопрос тоже на месте. По предложению Cossacks позже введу дополнительный вопрос на случай исчезновения табличек
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: