В закатных лучах серебряных, В реке отражаясь синей, Стоит богатырь деревянный- Верный стражник России. А. Каменева
Русский Север!.. Нельзя остаться равнодушным к его притягательной суровой красоте. У каждого, кому посчастливилось оказаться в этих местах, в сердце рождается любовь к ним, время от времени напоминающая о себе непонятной тоской и заставляющая возвращаться туда снова и снова. Но что же там такого пленительного? Неужели у кого-то могут затронуть нотки души темные мрачные леса, широкие реки с высокими берегами, деревни с серыми огромными избами?.. Кажется, что ни у кого, а на самом деле стоит увидеть стройные изумрудные ели на залитом солнцем берегу скованной сверкающим льдом реки – как каждый начинает жалеть, что он не художник и не может запечатлеть открывшееся взору великолепие, а художник тут же хватается за кисть и творит шедевры. Подходишь поближе к избам и с изумлением замечаешь переплетения узоров под козырьками крыш. Причем "небо" каждого дома украшено своим простым, но неповторимым, понятным и оттого приятным глазу рисунком. Стоит же увидеть впереди стройный шатер церкви, как душа наполняется чувством прекрасного. Ты понимаешь насколько каждое творение мастеров деревянного зодчества уникально и притягательно. Смотришь во все глаза и не оторвешься... Душа поет!
В ходе внедорожного рейда "Волок" (Архангельск-Тамань) посчастливилось познакомиться со многими образцами деревянного зодчества Севера, но среди всего хоровода деревянных храмов Архангельской области особенно выделяется Вознесенская церковь 1651 года в селе Пияла. По одному её силуэту чувствуешь что-то незаурядное. Когда от калейдоскопа церквей, представшего перед тобой за короткий промежуток времени, у тебя притупляется восприятие, теряется тот живой интерес, который был в самом начале, когда ты за день устал и спешишь в лагерь, где тебя ждет горячий ужин, кажется, ничто не может привлечь внимание – и вдруг: застываешь, с восторгом разглядывая деревянную красавицу!.. И больше никуда не спешишь, всё твое воображение захвачено пейзажем стройной церкви с колокольней, уютно устроившихся на берегу могучей северной реки. Казалось бы, обычная церковь, но есть в ней что-то чарующее, манящее, неповторимое...
Стройность пияльской церкви изумительна, ее архитектурное решение подчинено единому замыслу — создать ощущение взлета ввысь, идея шатрового зодчества выражена здесь с максимальной отчетливостью. В сущности, все шатровые церкви выражают идею вознесенности ввысь, "к горнему". Вознесенская же церковь замечательна тем, что являет собой зрелый образец стиля. Её формы доведены до классической завершенности.
Церковь крещатая в плане — квадрат основания с четырьмя симметричными прирубами. Четверик, как и прирубы, сильно вытянут ввысь. Он переходит в сравнительно невысокий восьмерик с крутым повалом и завершается взлетом острого, идеального рисунка шатра. Устремленность шатра ввысь направляют и усиливают два ряда узких килевидных бочек, венчающих прирубы, и остроугольные теремки над ними, к ним тесно прижаты вытянутые тонкие шейки главок — ритм островерхих линий подготавливает торжественный взлет шатра.
Такой прием невольно заставляет вспомнить мотивы каменного шатрового зодчества. Принято считать, что перенесение в каменное зодчество форм деревянного шатрового храма породило каменное шатровое зодчество, высшим достижением которого явилась церковь Вознесения в Коломенском. В свою очередь каменное зодчество оказало обратное влияние на деревянное шатровое, примером чему исследователи считают пияльскую церковь. "Бе же та церковь вельми чудна высотою и красотою и светлостью", — записал летописец о возведении коломенской церкви. Слова эти хочется повторить, говоря о пияльской церкви.
С западной стороны к церкви примыкает трапезная с притвором, пристроенная, по-видимому, позже: горизонтальная распластанность ее плохо совместима с вертикальной композицией. Алтарная апсида по форме идентична приделам.
По обшивке повала с алтарной стороны есть надпись о том, что церковь сия поставлена при государе Алексее Михайловиче. Слова эти переводят мысль в область историческую: 1651-й — год постройки церкви — начальное, сравнительно спокойное время царствования “тишайшего” царя; в 1652 году Никон, будущий патриарх, проплывая по Онеге с мощами митрополита Филиппа, мог видеть эту церковь. Все это почти легендарно, бесконечно далеко от нас, и вот эта церковь, что рядом с нами, — она делает это далекое явным, потому что сама существует въяве и в, казалось бы, бренном, непрочном материале своем пережила здесь, в глуши, три с лишним века русской истории и по-прежнему стоит перед нами, людьми конца XX века, стоит, как и встарь, стройно, ни в чем не отклонившись от вертикали. “Стоит как стопочка”, — говорят про неё (встарь так говорили о шатровых церквах, сравнивая со стопкой или со свечой).
Некогда в Пияле сохранялся обычный для Онеги “тройник”. Сейчас второй церкви — Климентовской, кубоватой, нет, она сгорела, а была тоже XVII века (1685). Колокольня, к счастью, сохранилась (датируется 1700 годом). Она необычной, пожалуй, нигде более не встречаемой формы: на нижнем восьмерике с повалом поставлен второй, более низкий восьмерик.
В описании частично использована информация с сайта: http://www.onegaonline.ru/dz/arhiv/piala/
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: