Еще 15-20 лет назад в западной части бассейна Северного ледовитого океана существовала развитая система пассажирских судоходных линий. Белоснежные теплоходы отправлялись из Мурманска и Архангельска в Кандалакшу, Шойну, Индигу, Нарьян-Мар, многие другие поселки и деревни на берегах Белого и Баренцева морей. Сейчас ряд населенных пунктов на побережье покинут, в других резко сократилось население. Для многих поморских сел прилетающий один-два раза в неделю 12-местный Ан-2 остался последней связью с Большой Землей. Теплоходы отправлены на переплавку или проданы в другие страны. Но среди всей этой разрухи каким-то чудом выжила последняя пассажирская морская линия в Баренцевом море – от Мурманска до бухты Йоканьга, где стоят два поселка – Островной и Гремиха. Последний теплоход – «Клавдия Еланская» каждые 5 дней, летом и зимой, отправляется в 400-километрове плавание вдоль стылых берегов Кольского полуострова.
Спасло эту линию то обстоятельство, что в бухте Йоканьга находится военно-морская база Северного флота, в которой до недавнего времени базировались атомные подводные лодки. Аэропорта там нет, а население и гарнизон (всего около 3000 человек) надо как-то снабжать и возить на Большую землю. В итоге с Мурманским пароходством был заключен долговременный договор на выполнение рейсов в бухту Йоканьга. Островной и Гремиха – закрытое территориальное образование. На этот рейс билеты продают только при наличии пропуска, но можно договориться и совершить рейс без права выхода на берег. Пару лет назад несколько рейсов в год (летом) продлялись до Архангельска, становясь доступными для всех желающих, но сейчас из-за отсутствия договоренности с Архангельской областью о дотациях, эти рейсы сокращены до Чапомы.
Северный берег Кольского полуострова, несмотря на суровость климата, был заселен с древних времен. В 1608 - 1611 годах царский писец Алай Михалков вместе с дьяком Василием Мартемьяновым совершил путешествие по Лапландским землям, упомянув в описании 15 саамских погостов, в том числе старинные саамские селения на Йоканьге и Вороней. В тот же период здесь были основаны поморские становища, а в начале 20 века в удобной закрытой бухте Йоканьга устроена метеостанция, возник небольшой поселок Гремиха 6 марта 1918 года в Мурманске высадились английские солдаты. Вслед за ними на побережье появились французы, американцы. Началась интервенция Кольского края. Белогвардейцы и интервенты устроили здесь 12 тюрем. В Йоканьге была самая страшная тюрьма на Кольском полуострове - неподалеку от радиостанции наспех были построены бараки и землянки, куда втиснули более тысячи заключенных. Йоканьга была выбрана местом каторги потому, что отсюда было невозможно бежать. В том месте, где стояли бараки Йоканьгской тюрьмы, в 1927 году воздвигнут памятник. Из гранитных валунов выложено основание. Железные решетки и стальные цепи как бы напоминают о тех мучениях, которые перенесли узники. Сверху обелиск, на котором высечены слова: "Жертвам интервенции вечная память". По периметру памятника захоронены около 200 черепов погибших узников Йоканьгской каторжной тюрьмы.
В конце 30-х годов руководство СССР активизировало усилия по обороне северных рубежей страны. Для защиты коммуникаций на подступах к Белому морю, предполагалось создать в Гремихе сильную военно-морскую базу. Первые строители на теплоходе "Аракс" прибыли в Йоканьгу в мае 1940 года. Кроме того, этим же транспортом сюда были привезены пять двухэтажных восьмиквартирных домов, шесть автомашин, трактор и 12 лошадей. С началом войны, 22 июня 1941 года, командующий Северным флотом контр-адмирал Арсений Григорьевич Головко подписал приказ о создании Йоканьгской военно-морской базы (ЙВМБ), где ранее базировались пограничные корабли. База создавалась по единому генеральному плану, разработанному Главным морским штабом на случай войны. В приказе отмечалось, что Йоканьга - это маневренная база для обеспечения боевых действий кораблей флота по обороне подходов к Белому морю и как промежуточный пункт на пути перед ним и Кольским заливом. В июле - августе 1941 года стали прибывать в базу сторожевики и тральщики, переоборудованные из рыболовецких траулеров. Они бросали якоря на рейде базы, так как не было ни причалов, ни пирсов. Единственным причалом служил разбитый парусник. Осенью 1941 года из Гремихи, где находился в ту пору центр Саамского района, двинулись к линии фронта оленьи упряжки. Жители тундры вступили в оленетранспортные отряды и стали бойцами. Они шли на фронт со своими оленями, нартами, легкими чумами, с меховой одеждой и шкурами. В 1944 - 1945 годах корабли Йоканьгской ВМБ тралили свободные ото льда участки пути, несли дозорную службу на входе в Белое море, усиливали охрану конвоев. За всю войну они провели 700 транспортов в зоне своей базы и доставили 2 миллиона тонн различного груза. По внутренним коммуникациям и в зоне Йоканьгской военно-морской базы прошло более 1800 транспортов, самостоятельно совершили переход 1500 судов.
Уникальность военно-стратегического положения ВМБ, которая обеспечивала контроль над восточной частью Баренцева моря, горлом Белого моря, проливами Маточкин Шар и Карские Ворота, а также наличие прямого выхода в океан и важность решаемых военно-стратегических задач были правильно оценены высшим военным руководством страны. Поэтому ВМБ и город, несмотря на колоссальные затраты, связанные с их содержанием, продолжали успешно функционировать и развиваться в послевоенные годы. Началось активное строительство и освоение новой техники. В строй ВМФ начали поступать новейшие в те времена - атомные подводные лодки. Именно в Гремиху пришла 20 июля 1962 года первая советская атомная подводная лодка К-3 «ленинский комсомол», совершил поход подо льдами Северного ледовитого океана к Северному полюсу. Впоследствии здесь была сформирована бригада АПЛ. Вскоре здесь же обосновались и ракетчики, возник поселок Островной.
Расцвет базы и поселков пришелся на 1980-е годы. В период разрухи и сокращения флота Гремиха стала переживать не лучшие времена. К началу нового столетия все боеспособные подводные лодки были переведены в другие базы, а корпуса списанных постепенно отправляли на разделку в Мурманск и Североморск. Последний раз слово Гремиха «прогремело» на всю страну 30 августа 2003 года, когда в Баренцевом море затонула АПЛ К-159 с перегоночным экипажем на борту, буксируемая к месту утилизации.
Сейчас ходят разговоры о снятии с Островного и Гремихи статуса ЗАТО и ликвидации поселков. Когда это произойдет, исчезнет и последняя пассажирская линия в Баренцевом море…
При написании текста были использованы материалы исторической справки на сайте Администрации Мурманской области.
За пропусками в ЗАТО Островной следует обращаться в Пограничное управление ФСБ по Мурманской области: 183038, г.Мурманск, Северный проезд, дом 5. Телефоны (8152) 48-75-80, 48-76-26.
Тайник посвещен именно этой последней пассажирской линии на Ледовитом океане. Если Вы получите пропуск и сойдете на берег - в Островном и Гремихе можно найти много интересного, в том числе безымянный памятник подводникам, погибшим в Атлантике на АПЛ К-8 в 1970 г. Гремиха заслуживает своего отдельного тайника.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: