Оказывается, что бы попасть на Чертово городище необязательно ехать в Калужскую область :) Все находится гораздо ближе, а именно в Коломенском.
Примечательно то, что когда мы посетили это место, Чертов Городок был совершенно черный из-за выжженой на нем травы. Этакая черная гора...
"Само название “Чертов городок” весьма знаково. Академик Рыбаков, недавно скончавшийся, установил, что славяне давали названия “чертов” тем местам, где располагались в дохристианскую пору культовые сооружения – славян ли, или их предшественников. Так предположение о “лбе” городища как месте лобном вроде бы косвенно подтверждается, поскольку факт человеческих жертвоприношений у древних финно-угров не вызывает сомнений. С другой стороны, обратим внимание, как называется отстроенный в 16 веке храм в селе Дьякове, метрах в 300 от Чертова городка – Усекновения главы Иоанна Предтечи. Тот же Рыбаков показал, что выбор имен храмов не был случайным, и часто храмы называли в честь тех святых, которые коррелировались каким-то образом с языческими богами, на месте капищ которым возводился храм. В нашем случае трудно не усмотреть связь между “усекновением” в христианском варианте и тем, которое практиковалось возле храма на протяжении тысячелетий.
Овраг, который и делает Чертов городок таким труднодоступным, называется Волосовым (в более поздней огласовке 19 века – “Голосов овраг”, что несомненно искажает суть слова при утрате смысла). Волос – скотий бог славян – как известно, был богом кощным, то есть подземным, и тоже требовал жертв. Неподалеку от городища лежат себе два валуна, которые принес сюда когда-то ледник. Их называют Девий камень и Гусь, что еще прозрачней. Дева – это никто иной, как финно-угорская женская подземная богиня, а Гусь – священная птица финно-угорской мифологии, плавающая в подземном океане и сотворившая некогда все сущее, бросив в бездну, полную мертвой воды, шлепок ила из своего клюва.
Здесь бьет источник – он никогда не замерзает, даже в лютый мороз, поскольку его вода всегда плюс 4 градуса. Здесь же еще в прошлом веке крестьяне сотнями находили “амулеты” – вероятно, какие-то вотивы, может быть, все те же грузики. Да, здесь было святилище."
Полностью статья Евгения Арсюхина о Чертовом Городке и связанной с ним Дьяковской культуре находится по адресу http://archeologia.narod.ru/diak.htm
Сейчас городок обнесен проволочным забором. Видимо для того, что бы не мешали раскопкам. Хороший вид, как на городок, так и на окресности открывается с пригорка рядом, координаты которого и приведены в заголовке. Пригорок очевидно тоже искуственного происхождения, но его назначения выяснить пока не удалось..
Историческая справка:
На территории музея «Коломенское» находится одно из древних городищ раннего железного века. Дьяково городище – первое хорошо изученное поселение – крепость, укреплённая чередующимися валами и частоколами. Многочисленные археологические раскопки подтвердили существование целой культуры, названой дьяковской по первому городищу. Всего на территории России от верхней Волги до Оки найдено 500 поселений дьяковцев существовавших с VIII века до нашей эры по VIII век нашей эры. Костяные и железные ножи, серпы, ручная керамика, глиняные куклы-обереги и орнаментированные «рогатые» кирпичи – подставки для полочек возле очагов воочию рассказывают о долгом и многотрудном пути, пройденном нашими далекими сородичами с конца бронзового века. Первооткрывателем Дьяково городища стал Зориан Доленга-Ходаковский в 1818 году. Именно он обратил внимание на необычную курганную форму мыса возле Москвы-реки и предположил его рукотворное происхождение. Первые раскопки, сделанные им, подтвердили, что необычайно мощный – до 4 метров – культурный слой представляет собой абсолютно неизученный пласт древнемосковской старины. Жили дьяковцы в так называемых «длинных» домах, когда под одной двускатной крышей размещались несколько родственных семей. Например, в Дьяковском городище сохранились следы двух таких домов, длина которых составляла не менее 15 метров, а ширина – 3-3,5. Перед входом в дом имелись «сени». Стены строились из горизонтально уложенных бревен и зажимались столбами и плетнем (иногда двойным), внутренние перегородки делались из тонких жердей. Жители занимались охотой и рыболовством, скотоводством, собирательством и земледелием. Преобладал рогатый скот, а также свиньи и лошади. Выращивали ячмень, пшеницу и просо. Дьяковцы были солнцепоклонниками – солярные знаки украшают как утварь, так и ювелирные изделия. Носители дьяковской культуры были смелыми и предприимчивыми людьми – в городищах найдены следы активной торговли с соседями – стеклянные глазчатые бусы, стрелы, предметы конской упряжи (псалии и удила), пряжки, а также ювелирные украшения скифского «звериного» стиля. В свою очередь, дьяковские вещи находят в ареале 300-500 километров во всех направлениях, а пушное производство имело промышленные масштабы.
Дайджест по материалам публичных интернет изданий.
Очень рекомендуем приезжать с утра. Потом уж очень много народа.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: