Жизнь людей издревле проходит в окружении природы, при этом человек старался взаимодействовать с ландшафтом, выстраивал свою повседневность в соответствии с особенностями среды обитания. Одним из результатов человеческой деятельности является и сакральный ландшафт. Святилища, священные рощи и кладбища устраивались с привязкой к природному ландшафту, одновременно формируя его новое восприятие.
Рощи являются широко распространенным элементом мифологического ландшафта. В Осетии такие лесные массивы называются «дзуары хъæд» или «æрхъуын хъæд». Понятие «священная роща» встречается в Нартских сказаниях. К примеру, в кадаге «Борæ дзуары хъæды» («Нарт Бора в священной роще»): «Деревья священной рощи светятся подобно свече, ветру подпевают ее родники и водопады». Здесь герой эпоса, нарт Бора увидел небесную голубку – племянницу Всевышнего, Арвырухс, и поэтому часто стал приходить в этот лесной массив.
Таким объектом культового действа в лесном пространстве является священная роща – «дзуары хъæд» в Чесельтском ущелье. Это лесной массив площадью около гектара с вековыми деревьями. На склоне расположен недавно отреставрированный древний храм, именуемый в народе Хуссары дзуар (Хуссары в переводе с осетинского – южный), к которому ведет металлическая лестница в 720 ступенек. В самой роще был устроен церковный комплекс с храмом, часовней и трапезной.
Священные рощи изначально сами по себе являлись в понимании людей центром духовной силы, природными храмами. Лишь со временем в их периметре стали возводить культовые сооружения. Как пример, та же роща Уастырджы на севере Осетии (в простонародье роща Хетага), где в новое время был сооружен молельный дом, ставший частью ландшафта, и эта роща в Чесельтском ущелье, где впоследствии был создан центр православной веры. Поэтому сакральные лесные массивы мы можем считать первичными в отношении рукотворных культовых сооружений.
Периметр священной рощи был запретной территорией. Здесь возбранялось вести какую-либо хозяйственную деятельность, выносить что-либо за ее пределы. Эта табуированность поддерживалась в людях легендами, повествовавших о небесной каре, которой подверглись нарушители запретов.
Как иллюстрацию приведем свидетельства исследователя быта осетин Ю.Клапрота: «В Трусовском ущелье недалеко от с. Абанойы-хъæу расположена роща – Дзуары хъæд. Сюда приходили молиться в честь Елиа, резали баранов, мясо которых они поедают, а шкуру в знак почитания развешивают на деревьях. Они верят, что тот, кто срубит в этом лесу дерево, будет наказан богом слепотой и поправится, только принеся в жертву быка».
Запретный статус священной дубравы был известен жителям окрестных сел, и они не предпринимали даже попыток нарушить табу. Но чтобы избежать неприемлемых действий со стороны несведущих путников на входе в рощу ставили специальный знак «æрхъуыны хъил» – деревянный шест с лоскутком материи. Вы скорее всего оставили машину рядом с таким деревом, увешанным цветными лоскутами и информационным щитом, повествующим о запрете дальнейшего проезда.
Нельзя не отметить, что Священные рощи по причине своей сакральности служили часто и местом, где горцы укрывались от преследования со стороны кровников.
Как уже говорилось выше, Хуссары дзуар, бывший ранее, можно сказать, языческим святилищем, уже достаточно давно стал местным центром православной веры. Заброшенное в советское время и полуразрушенное от времени строение было отреставрировано по инициативе и на средства местных жителей, которые собираются здесь и на православные, и на национальные праздники. Надо отметить, что храм раньше был другого вида. Крыша была куполообразной, но после реставрации она приняла современный вид.