«Форпост Сталинграда» [MV/31937]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Астраханская обл.
Ближайший нас.пункт
Верхний Баскунчак
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 5
Рейтинг
Нашли: 2
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Автор: HunterLip
Создан: 02.09.2024
Опубликован: 03.09.2024
(отредактирован: 03.09.2024)

Описание окружающей местности

 

Великой Победе посвящается…

 


Пути и люди – всё из стали,
В смертельном громе и огне
Они бессменно воевали,
А фронт их был по всей стране.

От бомб стонали перегоны,
И гарью забивало грудь.
Но шли в бессмертье эшелоны,
К Победе проторяя путь.

 

​     В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В междуречье Волги и Дона развернулось величайшее в истории войн сражение. 12 июля 1942 года был образован Сталинградский фронт, а день 17 июля вошел в историю как начало Сталинградской битвы. Мамаев курган стал главной высотой России. На высоте 102,0 велись ожесточённые бои. День и ночь, день и ночь - двести суток шли бои, горел Сталинград, горела Волга, плавился металл, горела земля. Битва под Сталинградом принимала все более ожесточенный характер. Астраханское направление стало левым флангом Сталинградского фронта.
     На территории Поселка Верхний Баскунчак более двух десятков памятников, установленных на братских могилах. Большинство из них связано с Великой Отечественной войной, прошедшей по узловой станции смерчем яростных бомбежек немецко-фашистской авиации. И это понятно. Ведь через станцию шли эшелоны с горючим и техникой, со снарядами и воинскими частями на Сталинград. А оттуда шли с ранеными, с беженцами... Работать приходилось в невероятно трудных условиях. И после каждого налета железнодорожники не только восстанавливали разрушенное путевое хозяйство, ремонтировали технику и оборудование, вели поезда под огнем противника, но и выполняли печальные обязанности по преданию земле останков погибших и умерших от ран моряков, артиллеристов, зенитчиков, летчиков, а также своих земляков, своих родных и близких.
     ​По воспоминаниям и письмам Георгия Георгиевича Латунова, начальника станции Верхний Баскунчак в годы Великой Отечественной войны, первый массированный налет на станцию Верхний Баскунчак был совершен 25 августа 1942 года. Затем вражеские самолеты стали приходить и уходить по графику. Война изменила условия работы железнодорожного транспорта. Большое влияние на условия работы железных дорог оказывали частые налеты вражеской авиации на узлы, станции и перегоны. Немецко-фашистское командование хорошо понимало важность линий Ахтуба-Баскунчак-Эльтон. Железнодорожный узел был разрушен. В иные дни на Верхне-Баскунчакский узел одновременно налетало до 35 вражеских бомбардировщиков, но благодаря удачной развязке имеющихся путей на станции и строительству обводных путей движение поездов почти не нарушалось.
     Георгий Георгиевич рассказал в своей биографии, как в ночь на 2 августа 1942 года собрался весь командный состав Управления дороги. Совещание было необычное. Присутствовали первый секретарь Саратовского обкома партии, представители военного командования. Военные товарищи сообщали, что железнодорожники Сталинграда в тяжелейших условиях, под непрерывными ударами с воздуха продолжают подвозить все необходимое фронту. Люди показывают чудеса героизма. Но натиск фашистов был силен. Основные железнодорожные линии с часу на час будут перерезаны. Остается единственная магистраль - Саратов-Баскунчак-Паромная, которая сможет питать фронт всем необходимым для отражения натиска противника.
    Государственный Комитет Обороны обязал в кратчайший срок удвоить пропускную способность Астраханской ветки. Принято решение построить двадцать разъездов. Задача трудная. В мирное время на дороге строилось в течение года3-4 разъезда, а теперь за один месяц надо построить в пять раз больше. В тот же день железнодорожники отправились на строительство разъездов.
     Путейцы, строители, стрелочники, машинисты, инженеры работали, когда требовалось, и землекопами, и молотобойцами, и грузчиками. Не хватало механизмов. Плохо обстояло дело с материалами, недоставало питания, но люди трудились героически. Приказ Государственного Комитета Обороны был выполнен: все двадцать разъездов построены точно в установленный срок. Пропускная способность Астраханской линии была увеличена в два раза.
     ​Георгий Георгиевич вспоминает, что после 13 сентября 1942 года, когда Сталинградский узел перестал действовать, питание фронта шло бесперебойно по единственной Астраханской линии. Несмотря на то, что территория не находилась в зоне боевых действий, суровое дыхание войны ощущалось всюду. Немецкие самолеты-разведчики держали каждый поезд под наблюдением, и достаточно было из Астрахани выйти наливному составу, как на подходе к Верхнему Баскунчаку он подвергался бомбежке. Многие железнодорожники проявляли в эти годы храбрость и смекалку. Когда станция была полностью разрушена, была проложена обводная линия. Грузили вагоны по торцам, открывали двери и отправляли вагонами вперед. Фашисты думали, что это пустые вагоны и бомбили их. 786 налетов совершила немецко-фашистская авиация на объекты Астраханской линии.
     В начале сентября четырёхмоторный самолет с фашистской свастикой сбросил на узел многотомную воздушную торпеду, разрушившею все семь станционных путей. В дышавшую смрадной отравой воронку глубиной в семнадцать и шириной более пятидесяти метров железнодорожники сбросили 6 поврежденных четырехосных вагонов и несколько составов песка. Только после этого стало возможно начать восстановление разрушенных путей. 27 августа самолеты уничтожили большой благоустроенный поселок. Жители поселка уходили в степь и жили в вырытых землянках.
     Самоотверженно и храбро вели себя железнодорожники, когда в поворотный круг депо Верхний Баскунчак враг сбросил бомбу большого калибра, которая не взорвалась. Георгий Георгиевич Латунов писал: ​"В котлован опустились несколько железнодорожников. Они деловито оплетают стальным тросом подкопанную со всех сторон бомбу. Двое тащат конец троса к стоящему невдалеке паровозу и закрепляют его на крюке. Раздается команда: - Всем укрыться в щели! Машинист Ивин, трогать осторожно! Звучит пронзительный свисток. Паровоз плавно двигается и натягивает трос. Стальная сигара кренится и распластывается на взрыхленной почве. Затем она медленно выползает из котлована. Вражескую бомбу взорвали за семафором. Освобожденные из ловушки локомотивы повели поезда к Сталинграду. А те, что рисковали жизнью, занялись очередными делами". Вот имена этих отважных людей. Руководил операцией главный инженер депо Верхний Баскунчак Алексей Панкратов, паровозный диспетчер Павел Краснов, мастер цеха теплой промывки Василий Мастюков, машинист Роман Ивин.
     7 ноября 1942 года железнодорожники послали приветственное письмо героическим воинам Сталинграда, поздравляя их с 25-летием Великого Октября. В письме говорилось: “Мы полностью отдаем себе отчет в том, что успех вашей героической борьбы во многом зависит и от успеха нашей работы. Защитники Сталинграда требуют – будет сделано! – это лозунг имеет огромную популярность у нас, военных железнодорожников, свято выполняющих свой долг. Великая любовь к Родине, неистребляемая ненависть к врагу, непреодолимое стремление как можно лучше помочь вам, дорогие товарищи — вот что воодушевляет нас на самоотверженный труд… Мы и впредь непрерывно будем снабжать вас всем необходимым!”
     Свое слово железнодорожники сдержали. Они внесли весомый вклад в Великую Победу на Волге.
     Соль земли… Об этом богатстве сразу вспоминают, когда речь заходит о Баскунчаке. Ведь озеро Баскунчак – это солонка нашей родины. Но соль земли – это ещё и люди, олицетворяющие самую суть, душу народа: сильные, добрые, надёжные, любящие свой народ и свою землю. Люди, которые в самое тяжелое для страны время прошли мужественно через все выпавшие на их долю испытания и без сомнений и раздумий жертвовали собой ради Победы.
     В конце 1942- начале 1943 года враг рвался к Сталинграду. Форпостом на его пути стал Баскунчак, отвлекая на себя немалые силы противника от города, носившего имя вождя советского государства. Маленькая станция во время Сталинградской битвы стала главным источником питания фронта боеприпасами, боевой техникой, продовольствием, обмундированием, людьми. Заслуга эта принадлежит железнодорожникам - путейцам, связистам, машинистам, и всем жителям посёлка, которые принимали непростые решения, делали невозможное в самые ответственные моменты судьбы своей Родины.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Звезда (16.10.2024 01:00:06)
Взят. Автору спасибо.
IVasi (03.10.2024 04:42:24)
Цифры нашли, вычислили значения, почитали описание тайника и стало понятно где искать слово. Но с первого раза не поняли какое. Позвонили автору, на что получили указ почитать еще раз внимательно описание тайника.
Со второй попытки Автозачёт
Автору спасибо.
А мы сидим и клеим очередной прокол.
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.