"Как свет фонаря пробуждает заблудшего путника, так и свет Божий направляет нас в нашем жизненном пути".
"Мы обращаемся к Богу, и Он притягивает нас к свету". - Рабиндранат Тагор.
"Свет - это символ добра, и Бог сотворил его, чтобы преодолеть тьму". - Марк Твен.
"Белгород… издавна на счету из лучших уездных городов в Империи. Живописно лежащий на южном склоне, с 16 церквами, широкими, прямыми улицами, он производит приятное впечатление на каждого приезжающего", – отмечал член-сотрудник Императорского Русского географического общества Александр Дренякин больше 100 лет назад.
Губернский статус, который город имел до 1779 года, придавал ему особый масштаб: к такому городу в архитектурном плане предъявлялись более высокие требования, нежели к уездному. Вплоть до начала XIX века Белгород был ещё и центром митрополии, занимавшей обширную территорию. Помимо множества церквей и двух монастырей, здесь находились резиденция митрополита и духовная семинария.
Когда в 1779 году у Белгорода отобрали его губернский и епархиальный статусы, все важные учреждения постепенно стали переводить в Курск, который не был к этому готов. Переходный период растянулся на десятилетия, и Белгород по‑прежнему оставался центром торговой, административной и религиозной жизни.
К началу XX века Белгород представлял из себя небольшой уездный город, который украшало много церквей. Из них до наших дней сохранилось всего семь. Но мы вспомним и расскажем так же о храмах и монастырях, которых сейчас уже нет. И поможет нам в этом:"ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЕЛГОРОДУ" написанный местным учителем Иваном Кулегаевым в 1911 году: ГЛАВА 3: Храмы и молельни г. Белгорода.На него мы будем ссылаться и в дальнейшем описании. Слова автора в тексте (немного измененные) выделены курсивом,дополнения - жирным шрифтом.
"Всех православных храмов в Белгороде 16, из них два домовых: при архиерейском доме (в ограде мужского монастыря) и при мужской гимназии. Все храмы каменные; наибольший из них – Преображенская церковь (на базарной площади), а лучший по архитектуре – Успенско-Михайловский (на улице Императора Николая II).
Кроме православных храмов, есть римско-католический костёл (по Введенской улице, в новом городе), молельня баптистов, еврейская синагога (старая – по Введенской улице во дворе Шушарина, новая – на углу Введенской и Сергиевской улицах).
СПИСОК ХРАМОВ И КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ИХ.
1.ОБЩЕЖИТЕЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ.Имел в составе: а). главный престол в главной церкви (во дворе) во имя Святой Троицы, с южной Стороны – во имя Богоматери и третий над гробом святителя Иосафа – во имя Страшного Суда. Храм здесь начат постройкою в 1690 году. Освящён в 1707 году. В нём почивают нетленные мощи святителя Иосафа. В этом же храме чудотворная икона святителя Николая Ратного, перенесённая в 1765 году из упразднённой Коренской Пустыни (село Устинка Белгородского уезда в 30 верстах от Белгорода, куда ежегодно совершается крестный ход 5 мая, возвращающийся в Белгород 10-11 мая). В монастырской ограде на Востоке стоит архиерейский дом (часть верхнего этажа деревянная), построенный епископом Владимиром; другая часть дома оказалась нетронутою вместе с лестницею во второй этаж. Эта главная церковь монастыря в начале истории Белгорода была в крепости соборною. В 1751 году по исправлении верхних частей (прогнила почти вся крыша), была вновь освящена епископом Иосафом Горленко. Вновь освящена после перестройки верхов епископом Аггеем в 1782 году. Епископом Сергием вновь обновлена и освящена в 1864 году. Наконец последний ремонт (в теперешнем виде) произведён был в 1897-93 годах при преосвященных Ювеналии и Лаврентии, последний в 1899 году и освятил ремонтированный храм. Между прочим, в стенах этого храма есть ходы с лестницами, ведущие под землю, предполагают, что отсюда можно было во время осады пробраться к реке Везёлке за водой. Дата 1690 г. относится только к нынешнему каменному зданию; из других же документов известно, что до того времени была около ста лет здесь деревянная соборная крепостная церковь, которая ветшала, уничтожалась и снова возобновлялась несколько раз. Можно положительно сказать, что этот Троицкий храм, как крепостная церковь, был построен одновременно с основанием города в 1593 году. По учреждении в Белгороде епархии этот храм в 1667 году был возведён в степень кафедрального собора, такое назначение ему было указано царём Алексеем Михайловичем, пожертвовавшем ему серебряный вызолоченный крест с надписью, сохранившейся до сего времени. Для помещения монастырского клира был отведён бывший воеводский дом (часть теперешнего архиерейского). Придел во имя Страшного Суда был сооружен в 1755 г. родным братом Иосафа, полковником Андреем Андреевичем. б) на юго-востоке от собора вторая церковь (выходит на Соборную улицу) во имя Знамения Пресвятой Богородицы, каменная с деревянным сводом (как бы сокращённый Знаменский собор в г. Курске). Она была сооружена стараниями архимандрита Елпидифора как тёплая и освящена епископом Илиодором в 1835 году. В ней два престола: главный во имя Знамения; южный придел, перенесённый с хоров, имеющихся в западной части, во имя святителя Николая. в) домовая архиерейская церковь, сооружена в честь святителей Антония и Феодосия в 1706 – 1708 годах; потом она упразднялась и вновь возобновлялась. В настоящем виде с престолом уже в честь святителя Тихона Задонского она существует с 1864 года (устроена из келий епископом Сергием). На монастырской колокольне лучшие старинные колокола. Большой, в 1100 пудов, пожертвован купцом Н. Чумичёвым". Свято-Троицкий мужской монастырь – находился на Свято-Троицком бульваре в квартале, где сейчас расположено здание Белгородской митрополии. Монастырь был обнесён каменной оградой с величественной колокольней, на втором этаже которой когда‑то находилось древлехранилище.В ограде монастыря стояла Знаменская церковь и простой по облику двухэтажный дом, просуществовавший вплоть до Великой Отечественной войны – здание бывшей духовной консистории, где трудился сам епископ Иоасаф.При монастыре в архиерейском доме был создан первый в истории города музей, куда приезжали экскурсии из Харькова и Курска. Под главным храмом монастыря и Белгорода – Свято-Троицким собором, были похоронены древние белгородские митрополиты и епископы, а так же почетные жители города. В самом соборе находились почитаемая икона святителя Николая Ратного, мощи святителя Иоасафа и "пещерка"- склеп, где его тело пролежало нетленным почти 200 лет. Открытие мощей святителя в 1911 году посетили сотни тысяч паломников и сам император Николай II. В 1913 году, когда епископом Белгородским стал Никодим (Кононов), в жизни обители многое изменилось. "Владыка, фактически, переформатировал монастырь по образу Шамордино, где он трудился в бытность свою ректором Калужской духовной семинарии. Он старался превратить его в миссионерский и благотворительный центр. Епископ Никодим завершил создание экспозиции, посвящённой святителю Иоасафу и наладил выпуск миссионерских листков. Были закреплены ответственные монахи, которые служили молебны в пещерке и у мощей святителя. Владыка ввёл практику народных пений и чтений под открытым небом, а также практику народной исповеди. Специально из Рыльского монастыря пригласил двух опытных монахов, которые в Знаменской церкви принимали исповедь. В монастыре открыли небольшую бесплатную больницу, недорогие лекарства раздавали бесплатно, больным богомольцам на дорогу выдавали пособие, а особо тяжёлых отправляли в городскую больницу. Беднякам-паломникам летом и горожанам зимой по их просьбе монастырь выдавал пособие", – рассказывает директор Государственного архива Белгородской области Павел Субботин. Во время Первой мировой войны в мужском монастыре открыли лазарет. Помогали раненым и беженцам монахини из Богородице-Рождественского монастыря. Оба монастыря передали в Красный Крест большое количество перевязочного материала и деньги. Епископ Никодим организовал два комитета: один – для выдачи пособий беднейшим вдовам, сиротам и паломникам, а второй – для помощи семьям фронтовиков. В 1920-х годах новая власть начала устанавливать свои порядки. Созданный при Белгородском уисполкоме квартирно-жилищный подотдел стал заселять монашеские корпуса. Имели место и случаи самовольного захвата жилых помещений монастыря. В 1923 году Троицкий собор был закрыт. В это же время изгнали из монастыря монахов. В одном из помещений бывшей обители разместилась совпартшкола. В комнатах первого этажа покоев святителя Иоасафа расположился детский дом имени III-го Интернационала. 25 октября 1924 года на втором этаже покоев святителя Иоасафа открылся уездный музей краеведения. 10 августа 1925 года в одном из помещений начала работать мастерская, в которой был организован приём заказов на пошив женского и детского платья. В ней работали воспитанники детского дома. Потом в монастыре разместилась команда артиллерийской школы. Покои святителя Иоасафа и архиерейский дом превратились в солдатские казармы. С помощью красноармейцев была разрушена Знаменская церковь и другие монастырские постройки. В 1926 году с колокольни Троицкого собора был снят и пропал большой колокол, подаренный монастырю купцом Николаем Чумичовым. В следующем году с колокольни собора бесследно исчезли старинные городские часы. В августе 1927 года разобрали и Троицкий собор. В июне 1930 года взорвали остатки древних стен монастыря. Во время Великой Отечественной войны был разрушен второй этаж бывших покоев святителя Иоасафа, а в 1948 году снесли и первый. Некоторые постройки всё же не разрушили, в них разместились различные организации. Руины монастырских храмов оставались и после освобождения Белгорода от немецко-фашистских захватчиков. Окончательно расчистили территорию только к началу 1950-х годов(Фото 1 в альбоме).
2. "ЖЕНСКИЙ КЕЛЛИОТНЫЙ МОНАСТЫРЬ. Монашествующих около 800 человек, занимающихся отделкою икон, приготовлением искусственных цветов, писанок, вышиванием и т.п. В городе две церкви. Монастырь основан в 1622 году. Аполлинарией Прытковой. Первое время монашествующие бедствовали. Так в 1673 году игуменья просила у царя Алексея Михайловича соли и ей пожаловано было 5 пудов. В 1717 году митрополитом белгородским Илларионом монастырю была пожертвована лесная дача (теперь существует под названием "Лог", в 7 верстах от Белгорода на север), стали помогать горожане (граф Чернышев, купцы) – и монастырь оправился. В нём были в заключении ветковские раскольницы (в 1766 году), с 1803 года – грузинская царица Мария с дочерью Тамарою. Существующие в настоящее время церкви монастыря: а). внутри ограды (круглая) – сооружена горожанами в 1820 году в честь Рождества Богородицы, с приделами: южным – в честь великомученицы Екатерины и северным – в честь святителя Алексия; б). на северо-восточном углу ограды тёплая церковь во имя Зачатия святой Анны: построена в 1838 году средствами купца Николая Чумичёва. Приделы в ней: с южной стороны – во имя Корсунской Божьей Матери, а с севера – во имя великомученицы Екатерины. В "Логу" монастыря имеются две церкви (там около 10 келий с более чем 50-ю монашествующих): холодная во имя Корсунской Божией Матери, построенная в 1832 году, и тёплая во имя Нерукотворного образа Спасителя, построенная в 1866 году на средства монастыря и благотворителей. В "Лог" ежегодно, по нескольку раз за лето из монастыря совершаются крестные ходы с явленною иконою Корсунской Божьей Матери (в холодной церкви "Лога" колодец, на котором и явилась эта икона). Особенно торжественны эти ходы 16 августа и 9 октября, когда идёт почти весь женский монастырь. Хорошие колокола и художественный звон монашенок". Богородице-Рождественский женский монастырь располагался в самом центре города, на месте драмтеатра. Об этом сейчас напоминает камень с металлическим барельефом и часовня святого Владимира. Большой белоснежный купол главной монастырской церкви – Рождество-Богородицкой, был виден издалека всем приезжающим в город. Это была одна из самых крупных церквей ротондального типа во всей губернии. Миниатюрная Анно-Зачатьевская церковь на северо-восточном углу монастырского квартала, изящная колокольня и белоснежная каменная ограда завершали этот вид. "Наши монастыри (как Белгородские мужской и женский, так и Борисовский, и Пятницкий под Волоконовкой) деревнями не владели, крестьян не угнетали, а всего достигли своим трудом и благотворительностью граждан. Например, история женского монастыря – это рассказ о том, как на протяжении первых 100 лет он выбирался из нищеты. Спасло то, что монахиням отдали древнюю почитаемую часовню в Монастырском лесу. Верующие люди оставляли там копеечки и монахини их собирали и покупали самое необходимое. Кроме этого они занимались ремеслом, помогали в больницах", – говорит директор Госархива. При монастыре действовала всесословная школа для девочек. В годы 1-й мировой войны монахини ухаживали за ранеными и помогали городским лазаретам. В августе 1923 года создана комиссия по закрытию монастыря и выселению монахинь. Вначале их перевели в монастырь в "Лог", но и в логу монастырь просуществовал недолго. Через год он был закрыт, а в его помещениях открыли дом для престарелых, в котором и проживали монахини до 1926 года, пока и этот приют не закрыли. Имущество опустевшего Рождество-Богородицкого монастыря было приказано в недельный срок конфисковать и передать по описи в склад общего отдела Белгородского уисполкома.После выселения монахинь в монастырских кельях разместился детский дом-интернат, и вся территория бывшего монастыря стала называться Детским городком. На глазах у детей рушили храмы. Весь монастырь был завален битым кирпичом. Вскоре детский дом был закрыт, а в кельях и других монастырских постройках поселились рабочие, в основном работники железнодорожного транспорта. Бывший Детский городок переименовали в Рабочий городок. В 1950-е годы не приспособленные для жилья монастырские постройки и оставшиеся кельи снесли, а на их месте в 1959 году началось строительство театра, который был открыт в 1962 году (Фото 2 в альбоме).
3. "СМОЛЕНСКАЯ СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ(двухэтажная). Построена в 1737 году прихожанами на месте сгоревшей деревянной, которая была построена в 1705 году. В этом храме древняя чудотворная икона Смоленской Богоматери, стоявшая в нише ворот крепости белгородской (здесь оканчивалась стена Белгорода). В ста шагах от церкви, на бульваре, каменная часовня, созданная в 1903 году купцами Мачуриными на месте древней деревянной с колодцем, куда от времени до времени переносят чудотворную икону для совершения молебствий. В Смоленском соборе престолы: в верхнем этаже в честь апостолов Петра и Павла; в нижнем - в честь Смоленской Божией Матери и Архистратига Михаила". Сохранилась.
4. "УСПЕНСКО-НИКОЛАЕВСКАЯ СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ.Построена в 1709 году старанием прихожан и содействием Петра I, пожертвовавшего 100 рублей (на фронтоне доска). Существует предание, что строили солдаты белгородского гарнизона. В холодной (летней) её части – старинный, чрезвычайно искусной резьбы иконостас; колокольня заметно для глаза наклонная с бойницами. Прихожане – жители бывшего пригорода: Жилой. Престолы: главный – в честь Успения Божьей Матери; во имя святителя Николая (в южной части храма) и святого Иоанна Предтечи (в северной части)". Сохранилась.
5. "ТИХВИНСКАЯ (ГЕОРГИЕВСКАЯ), построена в 1761 году старанием белгородского губернатора Г. И. Шаховского. Обязательными прихожанами были сначала чиновники губернской администрации (до переименования Белгорода в уездный город). В 1911 г. возведена купцом Фроловым новая ограда. Престолов три: главный – во имя Тихвинской Божьей Матери; во имя великомученника Георгия; во имя апостола Филиппа".Тихвинская (Георгиевская) церковь находилась в южной части бывшей Базарной площади, сейчас на этом месте располагается гостиница "Белгород". Первое время его обязательными прихожанами, наряду с обычными горожанами, были все чиновники губернской администрации. В Тихвинскую церковь ходили и жители Супруновки. Церковь была построена в двух стилях: центральная часть – барокко, но позже были сделаны пристройки, и это уже стиль ампир. Храм разобран на стройматериалы в 1936 году (Фото 3 в альбоме).
6. "ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ(двухэтажная; второй этаж – хоры с двумя престолами в честь жён Мироносиц и Богоявления) – построена в 1813 году, в византийском стиле, напоминает извне храм св. Софии в Константинополе. Внизу три престола: главный – в честь Преображения Господня; в честь Знамения Божьей Матери; во имя пророка Илии". Сохранилась.
7. "ПОКРОВСКАЯ– построена на средства прихожан в 1791 году. Имеет престолы: главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы; южный - во имя святителя Митрофания; северный – во имя святителя Тихона Задонского". Сохранилась.
8. "УСПЕНСКАЯ (МИХАЙЛОВСКАЯ)–построена в 1817 году средствами прихожан и купца Николая Чумичёва. Три престола: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы; южный – во имя архангела Михаила; северный - во имя великомученицы Варвары. По внешней архитектуре – наиболее изящная церковь, по стройности контуров напоминает киевский храм Андрея Первозванного. В последние годы внутри хорошо расписана копиями с лучшей церковной живописи (копии с картин Неведомского, Васнецова и прочих). Над царскими вратами имеется икона Успения, которая торжественно, на широкой ленте спускается во время всенощного бдения под 15 августа. В ограде есть озеро, теперь сильно загрязнившееся, но когда-то с чистою водою (родники) и по преданию, лечебною. Легенда, ни на чём не основанная, говорит, что на месте озера была церковь, опустившаяся под землю в один из набегов татар. К этой церкви приписана мещанская, Н. Чумичёва, богадельня (на противоположном углу ул. Императора Николая II)". Успенско-Михайловская церковь располагалась на перекрестке нынешних улиц Белгородского полка и Гражданского проспекта. Храм закрыли и снесли в 1930-е годы. Сейчас на его месте современное здание (Фото 4 в альбоме).
9. "ВЛАДИМИРСКАЯ (СЕРГИЕВСКАЯ)– построена в 1792 году средствами прихожан. В ограде, засаженной деревьями, остатки вала или окопа. Состоит из двух частей (передняя была прежде тёплою): в восточной половине (летней) главный престол – в честь Владимирской Божьей Матери, второй – во имя Сергия Радонежского; в западной половине (в виде домовой церкви) во имя чуда архистратига Михаила и во имя мученицы Софии и трёх её дочерей". Владимирская (Сергиевская) церковь находилась на перекрёстке современных улиц Преображенской и Белгородского полка. Церковь была с каменной колокольней. В августе 1912 года, спустя почти год после прославления нетленных мощей святителя Иоасафа, в придельном алтаре храма был освящён первый в городе престол во имя святителя Иоасафа Белгородского. При церкви имелось кладбище. Хоронили здесь знатных белгородцев и священнослужителей. В 1936 году её разобрали под строительство железнодорожной ТЭЦ. Сейчас на месте храма – двухэтажный жилой дом (Фото 5 в альбоме).
10. "КЛАДБИЩЕНСКО-НИКОЛАЕВСКАЯ– построена в 1799 году средствами прихожан; бесприходная. Два отделения: в восточной части (летней) главный престол во имя святителя Николая, южный и северный во имя священомученика Харлампия и преподобного Иоанна Многострадального; четвертый престол (в зимней части) во имя Иоанна Предтечи". Сохранилась.
11. "ВВЕДЕНСКАЯ– построена в 1777 году средствами прихожан. Состоит из двух частей: южной (бывшей зимней) и северной (бывшей летней), соединённых арками. В ней в одной из ниш, прежде помещалась статуя Спасителя в багрянице и терновом венке, сделанная довольно грубо; показывалась она обыкновенно в страстную субботу. При ремонте церкви в конце прошлого столетия нашли в стене старинное евангелие и некоторые богослужебные принадлежности". Введенская церковь располагалась на перекрёстке нынешнего Гражданского проспекта и улицы Князя Трубецкого. Теплый придел с южной стороны – в честь Рождества Предтечи был построен в 1836 году. По клировой ведомости 1870 года Введенская церковь «возобновлена» в 1825 году. Закрыта была в числе самых последних, в конце 30-х годов, в войну окончательно разрушена. Сейчас на фундаменте этой церкви стоит двухэтажный дом постройки 1950-х годов (Фото 6 в альбоме).
12. "ПАРАСКЕВО-ПЯТНИЦКАЯ (НИКОЛАЕВСКАЯ) – женского епархиального училища, построена в 1768 году, средствами граждан на том месте, где повелением царя Бориса Годунова в 1599 году был создан Николаевский мужской монастырь с деревянною церковью. Монастырь упразднён в 1843 году. В том же году в зданиях монастыря открыто духовное уездное училище (бурса), которое переведено в помещение семинарии в 1883 году (после перевода последней в Курск). После того в зданиях помещена была епархиальная богадельня. Некоторое время здания упразднённого монастыря сдавались в аренду местной артиллерии. В 1907 году все помещения после солидного ремонта отданы под женское епархиальное училище. Поместье очень большое, на возвышении в квартале; обнесено старинною вековою стеною с башнями по углам. Во дворе при раскопках попадаются фундаменты кирпичной кладки и монеты. Был большой архив упразднённого монастыря, но или растаскан, или попорчен. В церкви есть две большие (за клиросами) иконы: святителя Николая (сооружённая в царствование Александра I в 1803 году) и Божьей Матери. Последняя в прежнее время, летом, часто переносилась на колодец слободы Покровской (Подбелянской). В середине прошлого столетия в этом же храме помещался большой крест, обретённый на Кошарах (теперь он постоянно там находится, а в Николаевской церкви – его копия с хорошим письмом). В этой церкви было много старинных богослужебных книг (конца и середины XVIII века) и рукописных квадратных нот (наследство монастыря), старинные облачения и богослужебные предметы. Престолы во имя святителя Николая и великомученицы Параскевы. Два отделения – летнее и зимнее. Последнее в виде домовой церкви приделано для учеников духовного училища уже в XIX века, теперь же в нём служб не совершается". Николо-Пятницкая церковь– с 1768 года находилась на территории древнего Николаевского мужского монастыря, который был упразднен в 1843 году. С 1907 года в одном из зданий бывшего монастыря расположилось женское епархиальное училище. В 1914 году для него построено новое красивейшее здание, которое проектировал харьковский архитектор А. Бекетов. На территории монастыря размещалась и одна из шерстомоек купцов Соловьёвых. Иконостас для церкви написал борисовский иконописец Влас Маляр. Церковь снесена в советские годы. Сейчас на месте храма – акционерное общество «Конпрок» по улице Пугачева (Фото 7 в альбоме).
13. "ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ(в слободе Савино) – построена в 1777 году прихожанами. Престолы: в честь Петра и Павла; в честь Казанской Божьей Матери; в честь Богоявления Господня". Петропавловская церковь находилась в слободе Савино (слобода Саввина или Айгустова) на повороте с улицы Вокзальной на Белгородский проспект. Точная дата постройки церкви не установлена, но первое известное нам упоминание о деревянной церкви – в документах первой петровской ревизии 1719 года. В новом каменном здании церкви, согласно клировой ведомости 1872 года, все престолы были отапливаемые. Решением № 10 Курского облисполкома от 27 апреля 1936 года она была определена под снос (Фото 8 в альбоме).
14. "ТРЁХСВЯТИТЕЛЬСКАЯ(Новая, в Савино) – построена в 1874 году на средства купца Фёдора Морозова. Есть хорошая живопись учеником академии. Престолов три: во имя трёх святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста); святого Андрея Первозванного; святого Фёдора Тирона". Трехсвятительская церковь располагалась в слободе Савино (слобода Саввина или Айгустова) на углу современных улицы Октябрьская и Самохвалова. Кирпичная церковь была в русско-византийском стиле с одним с луковичным куполом и двухъярусной колокольней. Разрушена в 1930-е годы (Фото 9 в альбоме).
15."ЦЕРКОВЬ В МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ (ЕВГЕНЬЕВСКАЯ) в честь святой Евгении.
16. ПРИ ДУХОВНОМ УЧИЛИЩЕбыла церковь, упразднённая епископом Питиримом, когда в Белгороде были учреждены параллельные классы Курской духовной семинарии. Алтарь её остался закрытым, а помещение отдано под классы.
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИЙ КОСТЁЛсооружён с квартирою для ксенза в 1907 году на средства местных католиков-поляков.
ЕВРЕЙСКАЯ МОЛЕЛЬНЯсуществует с прошлого столетия".
Кроме того церкви располагались и рядом с городом (сейчас это городская черта): Михайловская в Пушкарном (сохранилась), Крестовоздвиженская на Кашарах (сохранилась), Крестовоздвиженская на Песках, Рождество-Богородицкая на Старом Городе и в Архиерейской роще одна домовая. Ниже описания только двух из них...
Крестовоздвиженская церковь (Церковь Воздвижения Честного Креста Господня; Вознесенская церковь) – была построена в 1777 г. на средства прихожан в с. Михайловка Белгородского уезда. Церковь была каменная однокупольная с трапезной и многоярусной колокольней с одиним престолом – во имя Вознесения Господня. Имела 673 прихожанина. Разрушена в 1930-х годах. Находилась на современной улице Волчанской, 22. Сейчас на ее месте здание школы № 35.
Рождество-Богородицкая церковь (Церковь Рождества Пресвятой Богородицы) – находилась в с. Старое Городище, Белгородского уезда. Храм с приметной колокольней-ротондой был построен из кирпича в 1783 г. на средства помещика Андрея Борщева. В церкви было три престола: главный – в честь Рождества Богородицы, второй – во имя Архистратига Михаила, третий – во имя Великомученика Никиты. Издавна храм называли по главному престолу. При ней служили священник, диакон и псаломщик. Весьма интересным было и архитектурное решение храма: над полукруглым входом с колоннами возвышалась мощная колокольня в виде ротонды, увенчанная барабаном с полусферическим куполом и крестом. Трапезная, построенная в форме восьмерика на четверике, также продолжалась полусферическим куполом с небольшим барабаном и крестом. Разрушена приблизительно в 1943 году. Сейчас на ее месте, по улице Корочанской, 318, выстроен Старогородский ДК. В 2013 году, недалеко от этого места, построили и освятили храм Серафима Саровского.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: