Дореволюционный Белгород: религия [MV/31914]

Фото 1. Шаг 1, Смоленский собор, фото В. Д. Машуков, 1907 год
Фото 1. Шаг 1, Смоленский собор, фото В. Д. Машуков, 1907 год
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Белгородская обл.
Ближайший нас.пункт
Белгород
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Фото 2. Шаг 2-3, Успенско-Николаевский собор и Покровский храм (Марфо-Мариинская обитель), фото В. Д. Машуков, 1907 год
Фото 2. Шаг 2-3, Успенско-Николаевский собор и Покровский храм (Марфо-Мариинская обитель), фото В. Д. Машуков, 1907 год
Фото 3. Шаг 4, Преображенский собор, фото В. Д. Машуков, 1907 год
Фото 3. Шаг 4, Преображенский собор, фото В. Д. Машуков, 1907 год
Фото 4. Шаг 5, Николо-Иоасафовский собор, фото неизвестного автора, начало ХХ века
Фото 4. Шаг 5, Николо-Иоасафовский собор, фото неизвестного автора, начало ХХ века
Фото 5. Шаг 7, Свято-Михайловский храм, фото неизвестного автора, 1957 год
Фото 5. Шаг 7, Свято-Михайловский храм, фото неизвестного автора, 1957 год
Автор: Lyuka
Создан: 31.08.2024
Опубликован: 31.08.2024
(отредактирован: 05.10.2024)

Описание окружающей местности

"Как свет фонаря пробуждает заблудшего путника, так и свет Божий направляет нас в нашем жизненном пути".

"Мы обращаемся к Богу, и Он притягивает нас к свету". - Рабиндранат Тагор.

"Свет - это символ добра, и Бог сотворил его, чтобы преодолеть тьму". - Марк Твен.

"Белгород… издавна на счету из лучших уездных городов в Империи. Живописно лежащий на южном склоне, с 16 церквами, широкими, прямыми улицами, он производит приятное впечатление на каждого приезжающего", – отмечал член-сотрудник Императорского Русского географического общества Александр Дренякин больше 100 лет назад.

Губернский статус, который город имел до 1779 года, придавал ему особый масштаб: к такому городу в архитектурном плане предъявлялись более высокие требования, нежели к уездному. Вплоть до начала XIX века Белгород был ещё и центром митрополии, занимавшей обширную территорию. Помимо множества церквей и двух монастырей, здесь находились резиденция митрополита и духовная семинария.

Когда в 1779 году у Белгорода отобрали его губернский и епархиальный статусы, все важные учреждения постепенно стали переводить в Курск, который не был к этому готов. Переходный период растянулся на десятилетия, и Белгород по‑прежнему оставался центром торговой, административной и религиозной жизни.

К началу XX века Белгород представлял из себя небольшой уездный город, который украшало много церквей. Из них до наших дней сохранилось всего семь. Но мы вспомним и расскажем так же о храмах и монастырях, которых сейчас уже нет. И поможет нам в этом: "ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЕЛГОРОДУ" написанный местным учителем Иваном Кулегаевым в 1911 году: ГЛАВА 3: Храмы и молельни г. Белгорода. На него мы будем ссылаться и в дальнейшем описании. Слова автора в тексте (немного измененные) выделены курсивом, дополнения - жирным шрифтом.

"Всех православных храмов в Белгороде 16, из них два домовых: при архиерейском доме (в ограде мужского монастыря) и при мужской гимназии. Все храмы каменные; наибольший из них – Преображенская церковь (на базарной площади), а лучший по архитектуре – Успенско-Михайловский (на улице Императора Николая II).

Кроме православных храмов, есть римско-католический костёл (по Введенской улице, в новом городе), молельня баптистов, еврейская синагога (старая – по Введенской улице во дворе Шушарина, новая – на углу Введенской и Сергиевской улицах).

 СПИСОК ХРАМОВ И КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ИХ.

1. ОБЩЕЖИТЕЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. Имел в составе:                                                                                                                                                    а). главный престол в главной церкви (во дворе) во имя Святой Троицы, с южной Стороны – во имя Богоматери и третий над гробом святителя Иосафа – во имя Страшного Суда. Храм здесь начат постройкою в 1690 году. Освящён в 1707 году. В нём почивают нетленные мощи святителя Иосафа. В этом же храме чудотворная икона святителя Николая Ратного, перенесённая в 1765 году из упразднённой Коренской Пустыни (село Устинка Белгородского уезда в 30 верстах от Белгорода, куда ежегодно совершается крестный ход 5 мая, возвращающийся в Белгород 10-11 мая). В монастырской ограде на Востоке стоит архиерейский дом (часть верхнего этажа деревянная), построенный епископом Владимиром; другая часть дома оказалась нетронутою вместе с лестницею во второй этаж. Эта главная церковь монастыря в начале истории Белгорода была в крепости соборною. В 1751 году по исправлении верхних частей (прогнила почти вся крыша), была вновь освящена епископом Иосафом Горленко. Вновь освящена после перестройки верхов епископом Аггеем в 1782 году. Епископом Сергием вновь обновлена и освящена в 1864 году. Наконец последний ремонт (в теперешнем виде) произведён был в 1897-93 годах при преосвященных Ювеналии и Лаврентии, последний в 1899 году и освятил ремонтированный храм. Между прочим, в стенах этого храма есть ходы с лестницами, ведущие под землю, предполагают, что отсюда можно было во время осады пробраться к реке Везёлке за водой. Дата 1690 г. относится только к нынешнему каменному зданию; из других же документов известно, что до того времени была около ста лет здесь деревянная соборная крепостная церковь, которая ветшала, уничтожалась и снова возобновлялась несколько раз. Можно положительно сказать, что этот Троицкий храм, как крепостная церковь, был построен одновременно с основанием города в 1593 году. По учреждении в Белгороде епархии этот храм в 1667 году был возведён в степень кафедрального собора, такое назначение ему было указано царём Алексеем Михайловичем, пожертвовавшем ему серебряный вызолоченный крест с надписью, сохранившейся до сего времени. Для помещения монастырского клира был отведён бывший воеводский дом (часть теперешнего архиерейского). Придел во имя Страшного Суда был сооружен в 1755 г. родным братом Иосафа, полковником Андреем Андреевичем.                                                                                                  б) на юго-востоке от собора вторая церковь (выходит на Соборную улицу) во имя Знамения Пресвятой Богородицы, каменная с деревянным сводом (как бы сокращённый Знаменский собор в г. Курске). Она была сооружена стараниями архимандрита Елпидифора как тёплая и освящена епископом Илиодором в 1835 году. В ней два престола: главный во имя Знамения; южный придел, перенесённый с хоров, имеющихся в западной части, во имя святителя Николая.                                                                                                                                                            в) домовая архиерейская церковь, сооружена в честь святителей Антония и Феодосия в 1706 – 1708 годах; потом она упразднялась и вновь возобновлялась. В настоящем виде с престолом уже в честь святителя Тихона Задонского она существует с 1864 года (устроена из келий епископом Сергием). На монастырской колокольне лучшие старинные колокола. Большой, в 1100 пудов, пожертвован купцом Н. Чумичёвым". Свято-Троицкий мужской монастырь – находился на Свято-Троицком бульваре в квартале, где сейчас расположено здание Белгородской митрополии. Монастырь был обнесён каменной оградой с величественной колокольней, на втором этаже которой когда‑то находилось древлехранилище. В ограде монастыря стояла Знаменская церковь и простой по облику двухэтажный дом, просуществовавший вплоть до Великой Отечественной войны – здание бывшей духовной консистории, где трудился сам епископ Иоасаф. При монастыре в архиерейском доме был создан первый в истории города музей, куда приезжали экскурсии из Харькова и Курска. Под главным храмом монастыря и Белгорода – Свято-Троицким собором, были похоронены древние белгородские митрополиты и епископы, а так же почетные жители города. В самом соборе находились почитаемая икона святителя Николая Ратного, мощи святителя Иоасафа и "пещерка"- склеп, где его тело пролежало нетленным почти 200 лет. Открытие мощей святителя в 1911 году посетили сотни тысяч паломников и сам император Николай II. В 1913 году, когда епископом Белгородским стал Никодим (Кононов), в жизни обители многое изменилось. "Владыка, фактически, переформатировал монастырь по образу Шамордино, где он трудился в бытность свою ректором Калужской духовной семинарии. Он старался превратить его в миссионерский и благотворительный центр. Епископ Никодим завершил создание экспозиции, посвящённой святителю Иоасафу и наладил выпуск миссионерских листков. Были закреплены ответственные монахи, которые служили молебны в пещерке и у мощей святителя. Владыка ввёл практику народных пений и чтений под открытым небом, а также практику народной исповеди. Специально из Рыльского монастыря пригласил двух опытных монахов, которые в Знаменской церкви принимали исповедь. В монастыре открыли небольшую бесплатную больницу, недорогие лекарства раздавали бесплатно, больным богомольцам на дорогу выдавали пособие, а особо тяжёлых отправляли в городскую больницу. Беднякам-паломникам летом и горожанам зимой по их просьбе монастырь выдавал пособие", – рассказывает директор Государственного архива Белгородской области Павел Субботин. Во время Первой мировой войны в мужском монастыре открыли лазарет. Помогали раненым и беженцам монахини из Богородице-Рождественского монастыря. Оба монастыря передали в Красный Крест большое количество перевязочного материала и деньги. Епископ Никодим организовал два комитета: один – для выдачи пособий беднейшим вдовам, сиротам и паломникам, а второй – для помощи семьям фронтовиков. В 1920-х годах новая власть начала устанавливать свои порядки. Созданный при Белгородском уисполкоме квартирно-жилищный подотдел стал заселять монашеские корпуса. Имели место и случаи самовольного захвата жилых помещений монастыря. В 1923 году Троицкий собор был закрыт. В это же время изгнали из монастыря монахов. В одном из помещений бывшей обители разместилась совпартшкола. В комнатах первого этажа покоев святителя Иоасафа расположился детский дом имени III-го Интернационала. 25 октября 1924 года на втором этаже покоев святителя Иоасафа открылся уездный музей краеведения. 10 августа 1925 года в одном из помещений начала работать мастерская, в которой был организован приём заказов на пошив женского и детского платья. В ней работали воспитанники детского дома. Потом в монастыре разместилась команда артиллерийской школы. Покои святителя Иоасафа и архиерейский дом превратились в солдатские казармы. С помощью красноармейцев была разрушена Знаменская церковь и другие монастырские постройки. В 1926 году с колокольни Троицкого собора был снят и пропал большой колокол, подаренный монастырю купцом Николаем Чумичовым. В следующем году с колокольни собора бесследно исчезли старинные городские часы. В августе 1927 года разобрали и Троицкий собор. В июне 1930 года взорвали остатки древних стен монастыря. Во время Великой Отечественной войны был разрушен второй этаж бывших покоев святителя Иоасафа, а в 1948 году снесли и первый. Некоторые постройки всё же не разрушили, в них разместились различные организации. Руины монастырских храмов оставались и после освобождения Белгорода от немецко-фашистских захватчиков. Окончательно расчистили территорию только к началу 1950-х годов (Фото 1 в альбоме).

2. "ЖЕНСКИЙ КЕЛЛИОТНЫЙ МОНАСТЫРЬ. Монашествующих около 800 человек, занимающихся отделкою икон, приготовлением искусственных цветов, писанок, вышиванием и т.п. В городе две церкви. Монастырь основан в 1622 году. Аполлинарией Прытковой. Первое время монашествующие бедствовали. Так в 1673 году игуменья просила у царя Алексея Михайловича соли и ей пожаловано было 5 пудов. В 1717 году митрополитом белгородским Илларионом монастырю была пожертвована лесная дача (теперь существует под названием "Лог", в 7 верстах от Белгорода на север), стали помогать горожане (граф Чернышев, купцы) – и монастырь оправился. В нём были в заключении ветковские раскольницы (в 1766 году), с 1803 года – грузинская царица Мария с дочерью Тамарою. Существующие в настоящее время церкви монастыря:                                                                                                                                                                                                                                              а). внутри ограды (круглая) – сооружена горожанами в 1820 году в честь Рождества Богородицы, с приделами: южным – в честь великомученицы Екатерины и северным – в честь святителя Алексия;                                                                                                                                б). на северо-восточном углу ограды тёплая церковь во имя Зачатия святой Анны: построена в 1838 году средствами купца Николая Чумичёва. Приделы в ней: с южной стороны – во имя Корсунской Божьей Матери, а с севера – во имя великомученицы Екатерины.                       В "Логу" монастыря имеются две церкви (там около 10 келий с более чем 50-ю монашествующих): холодная во имя Корсунской Божией Матери, построенная в 1832 году, и тёплая во имя Нерукотворного образа Спасителя, построенная в 1866 году на средства монастыря и благотворителей. В "Лог" ежегодно, по нескольку раз за лето из монастыря совершаются крестные ходы с явленною иконою Корсунской Божьей Матери (в холодной церкви "Лога" колодец, на котором и явилась эта икона). Особенно торжественны эти ходы 16 августа и 9 октября, когда идёт почти весь женский монастырь. Хорошие колокола и художественный звон монашенок". Богородице-Рождественский женский монастырь располагался в самом центре города, на месте драмтеатра. Об этом сейчас напоминает камень с металлическим барельефом и часовня святого Владимира. Большой белоснежный купол главной монастырской церкви – Рождество-Богородицкой, был виден издалека всем приезжающим в город. Это была одна из самых крупных церквей ротондального типа во всей губернии. Миниатюрная Анно-Зачатьевская церковь на северо-восточном углу монастырского квартала, изящная колокольня и белоснежная каменная ограда завершали этот вид. "Наши монастыри (как Белгородские мужской и женский, так и Борисовский, и Пятницкий под Волоконовкой) деревнями не владели, крестьян не угнетали, а всего достигли своим трудом и благотворительностью граждан. Например, история женского монастыря – это рассказ о том, как на протяжении первых 100 лет он выбирался из нищеты. Спасло то, что монахиням отдали древнюю почитаемую часовню в Монастырском лесу. Верующие люди оставляли там копеечки и монахини их собирали и покупали самое необходимое. Кроме этого они занимались ремеслом, помогали в больницах", – говорит директор Госархива. При монастыре действовала всесословная школа для девочек. В годы 1-й мировой войны монахини ухаживали за ранеными и помогали городским лазаретам. В августе 1923 года создана комиссия по закрытию монастыря и выселению монахинь. Вначале их перевели в монастырь в "Лог", но и в логу монастырь просуществовал недолго. Через год он был закрыт, а в его помещениях открыли дом для престарелых, в котором и проживали монахини до 1926 года, пока и этот приют не закрыли. Имущество опустевшего Рождество-Богородицкого монастыря было приказано в недельный срок конфисковать и передать по описи в склад общего отдела Белгородского уисполкома. После выселения монахинь в монастырских кельях разместился детский дом-интернат, и вся территория бывшего монастыря стала называться Детским городком. На глазах у детей рушили храмы. Весь монастырь был завален битым кирпичом. Вскоре детский дом был закрыт, а в кельях и других монастырских постройках поселились рабочие, в основном работники железнодорожного транспорта. Бывший Детский городок переименовали в Рабочий городок. В 1950-е годы не приспособленные для жилья монастырские постройки и оставшиеся кельи снесли, а на их месте в 1959 году началось строительство театра, который был открыт в 1962 году (Фото 2 в альбоме).

3. "СМОЛЕНСКАЯ СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ (двухэтажная). Построена в 1737 году прихожанами на месте сгоревшей деревянной, которая была построена в 1705 году. В этом храме древняя чудотворная икона Смоленской Богоматери, стоявшая в нише ворот крепости белгородской (здесь оканчивалась стена Белгорода). В ста шагах от церкви, на бульваре, каменная часовня, созданная в 1903 году купцами Мачуриными на месте древней деревянной с колодцем, куда от времени до времени переносят чудотворную икону для совершения молебствий. В Смоленском соборе престолы: в верхнем этаже в честь апостолов Петра и Павла; в нижнем - в честь Смоленской Божией Матери и Архистратига Михаила". Сохранилась.

4. "УСПЕНСКО-НИКОЛАЕВСКАЯ СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ. Построена в 1709 году старанием прихожан и содействием Петра I, пожертвовавшего 100 рублей (на фронтоне доска). Существует предание, что строили солдаты белгородского гарнизона. В холодной (летней) её части – старинный, чрезвычайно искусной резьбы иконостас; колокольня заметно для глаза наклонная с бойницами. Прихожане – жители бывшего пригорода: Жилой. Престолы: главный – в честь Успения Божьей Матери; во имя святителя Николая (в южной части храма) и святого Иоанна Предтечи (в северной части)". Сохранилась.

5. "ТИХВИНСКАЯ (ГЕОРГИЕВСКАЯ), построена в 1761 году старанием белгородского губернатора Г. И. Шаховского. Обязательными прихожанами были сначала чиновники губернской администрации (до переименования Белгорода в уездный город). В 1911 г. возведена купцом Фроловым новая ограда. Престолов три: главный – во имя Тихвинской Божьей Матери; во имя великомученника Георгия; во имя апостола Филиппа". Тихвинская (Георгиевская) церковь находилась в южной части бывшей Базарной площади, сейчас на этом месте располагается гостиница "Белгород". Первое время его обязательными прихожанами, наряду с обычными горожанами, были все чиновники губернской администрации. В Тихвинскую церковь ходили и жители Супруновки. Церковь была построена в двух стилях: центральная часть – барокко, но позже были сделаны пристройки, и это уже стиль ампир. Храм разобран на стройматериалы в 1936 году (Фото 3 в альбоме).

6. "ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (двухэтажная; второй этаж – хоры с двумя престолами в честь жён Мироносиц и Богоявления) – построена в 1813 году, в византийском стиле, напоминает извне храм св. Софии в Константинополе. Внизу три престола: главный – в честь Преображения Господня; в честь Знамения Божьей Матери; во имя пророка Илии". Сохранилась.

7. "ПОКРОВСКАЯ – построена на средства прихожан в 1791 году. Имеет престолы: главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы; южный - во имя святителя Митрофания; северный – во имя святителя Тихона Задонского". Сохранилась.

8. "УСПЕНСКАЯ (МИХАЙЛОВСКАЯ) построена в 1817 году средствами прихожан и купца Николая Чумичёва. Три престола: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы; южный – во имя архангела Михаила; северный - во имя великомученицы Варвары. По внешней архитектуре – наиболее изящная церковь, по стройности контуров напоминает киевский храм Андрея Первозванного. В последние годы внутри хорошо расписана копиями с лучшей церковной живописи (копии с картин Неведомского, Васнецова и прочих). Над царскими вратами имеется икона Успения, которая торжественно, на широкой ленте спускается во время всенощного бдения под 15 августа. В ограде есть озеро, теперь сильно загрязнившееся, но когда-то с чистою водою (родники) и по преданию, лечебною. Легенда, ни на чём не основанная, говорит, что на месте озера была церковь, опустившаяся под землю в один из набегов татар. К этой церкви приписана мещанская, Н. Чумичёва, богадельня (на противоположном углу ул. Императора Николая II)". Успенско-Михайловская церковь располагалась на перекрестке нынешних улиц Белгородского полка и Гражданского проспекта. Храм закрыли и снесли в 1930-е годы. Сейчас на его месте современное здание (Фото 4 в альбоме).

9. "ВЛАДИМИРСКАЯ (СЕРГИЕВСКАЯ) – построена в 1792 году средствами прихожан. В ограде, засаженной деревьями, остатки вала или окопа. Состоит из двух частей (передняя была прежде тёплою): в восточной половине (летней) главный престол – в честь Владимирской Божьей Матери, второй – во имя Сергия Радонежского; в западной половине (в виде домовой церкви) во имя чуда архистратига Михаила и во имя мученицы Софии и трёх её дочерей". Владимирская (Сергиевская) церковь находилась на перекрёстке современных улиц Преображенской и Белгородского полка. Церковь была с каменной колокольней. В августе 1912 года, спустя почти год после прославления нетленных мощей святителя Иоасафа, в придельном алтаре храма был освящён первый в городе престол во имя святителя Иоасафа Белгородского. При церкви имелось кладбище. Хоронили здесь знатных белгородцев и священнослужителей. В 1936 году её разобрали под строительство железнодорожной ТЭЦ. Сейчас на месте храма – двухэтажный жилой дом (Фото 5 в альбоме).

10. "КЛАДБИЩЕНСКО-НИКОЛАЕВСКАЯ – построена в 1799 году средствами прихожан; бесприходная. Два отделения: в восточной части (летней) главный престол во имя святителя Николая, южный и северный во имя священомученика Харлампия и преподобного Иоанна Многострадального; четвертый престол (в зимней части) во имя Иоанна Предтечи". Сохранилась.

11. "ВВЕДЕНСКАЯ – построена в 1777 году средствами прихожан. Состоит из двух частей: южной (бывшей зимней) и северной (бывшей летней), соединённых арками. В ней в одной из ниш, прежде помещалась статуя Спасителя в багрянице и терновом венке, сделанная довольно грубо; показывалась она обыкновенно в страстную субботу. При ремонте церкви в конце прошлого столетия нашли в стене старинное евангелие и некоторые богослужебные принадлежности". Введенская церковь располагалась на перекрёстке нынешнего Гражданского проспекта и улицы Князя Трубецкого. Теплый придел с южной стороны – в честь Рождества Предтечи был построен в 1836 году. По клировой ведомости 1870 года Введенская церковь «возобновлена» в 1825 году. Закрыта была в числе самых последних, в конце 30-х годов, в войну окончательно разрушена. Сейчас на фундаменте этой церкви стоит двухэтажный дом постройки 1950-х годов (Фото 6 в альбоме).

12. "ПАРАСКЕВО-ПЯТНИЦКАЯ (НИКОЛАЕВСКАЯ) – женского епархиального училища, построена в 1768 году, средствами граждан на том месте, где повелением царя Бориса Годунова в 1599 году был создан Николаевский мужской монастырь с деревянною церковью. Монастырь упразднён в 1843 году. В том же году в зданиях монастыря открыто духовное уездное училище (бурса), которое переведено в помещение семинарии в 1883 году (после перевода последней в Курск). После того в зданиях помещена была епархиальная богадельня. Некоторое время здания упразднённого монастыря сдавались в аренду местной артиллерии. В 1907 году все помещения после солидного ремонта отданы под женское епархиальное училище. Поместье очень большое, на возвышении в квартале; обнесено старинною вековою стеною с башнями по углам. Во дворе при раскопках попадаются фундаменты кирпичной кладки и монеты. Был большой архив упразднённого монастыря, но или растаскан, или попорчен. В церкви есть две большие (за клиросами) иконы: святителя Николая (сооружённая в царствование Александра I в 1803 году) и Божьей Матери. Последняя в прежнее время, летом, часто переносилась на колодец слободы Покровской (Подбелянской). В середине прошлого столетия в этом же храме помещался большой крест, обретённый на Кошарах (теперь он постоянно там находится, а в Николаевской церкви – его копия с хорошим письмом). В этой церкви было много старинных богослужебных книг (конца и середины XVIII века) и рукописных квадратных нот (наследство монастыря), старинные облачения и богослужебные предметы. Престолы во имя святителя Николая и великомученицы Параскевы. Два отделения – летнее и зимнее. Последнее в виде домовой церкви приделано для учеников духовного училища уже в XIX века, теперь же в нём служб не совершается". Николо-Пятницкая церковь – с 1768 года находилась на территории древнего Николаевского мужского монастыря, который был упразднен в 1843 году. С 1907 года в одном из зданий бывшего монастыря расположилось женское епархиальное училище. В 1914 году для него построено новое красивейшее здание, которое проектировал харьковский архитектор А. Бекетов. На территории монастыря размещалась и одна из шерстомоек купцов Соловьёвых. Иконостас для церкви написал борисовский иконописец Влас Маляр. Церковь снесена в советские годы. Сейчас на месте храма – акционерное общество «Конпрок» по улице Пугачева (Фото 7 в альбоме).

13. "ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ (в слободе Савино) – построена в 1777 году прихожанами. Престолы: в честь Петра и Павла; в честь Казанской Божьей Матери; в честь Богоявления Господня". Петропавловская церковь находилась в слободе Савино (слобода Саввина или Айгустова) на повороте с улицы Вокзальной на Белгородский проспект. Точная дата постройки церкви не установлена, но первое известное нам упоминание о деревянной церкви – в документах первой петровской ревизии 1719 года. В новом каменном здании церкви, согласно клировой ведомости 1872 года, все престолы были отапливаемые. Решением № 10 Курского облисполкома от 27 апреля 1936 года она была определена под снос (Фото 8 в альбоме).

14. "ТРЁХСВЯТИТЕЛЬСКАЯ (Новая, в Савино) – построена в 1874 году на средства купца Фёдора Морозова. Есть хорошая живопись учеником академии. Престолов три: во имя трёх святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста); святого Андрея Первозванного; святого Фёдора Тирона". Трехсвятительская церковь располагалась в слободе Савино (слобода Саввина или Айгустова) на углу современных улицы Октябрьская и Самохвалова. Кирпичная церковь была в русско-византийском стиле с одним с луковичным куполом и двухъярусной колокольней. Разрушена в 1930-е годы (Фото 9 в альбоме).

15. "ЦЕРКОВЬ В МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ (ЕВГЕНЬЕВСКАЯ) в честь святой Евгении.

16. ПРИ ДУХОВНОМ УЧИЛИЩЕ была церковь, упразднённая епископом Питиримом, когда в Белгороде были учреждены параллельные классы Курской духовной семинарии. Алтарь её остался закрытым, а помещение отдано под классы.

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИЙ КОСТЁЛ сооружён с квартирою для ксенза в 1907 году на средства местных католиков-поляков.

ЕВРЕЙСКАЯ МОЛЕЛЬНЯ существует с прошлого столетия".

Кроме того церкви располагались и рядом с городом (сейчас это городская черта): Михайловская в Пушкарном (сохранилась), Крестовоздвиженская на Кашарах (сохранилась), Крестовоздвиженская на Песках, Рождество-Богородицкая на Старом Городе и в Архиерейской роще одна домовая. Ниже описания только двух из них...

Крестовоздвиженская церковь (Церковь Воздвижения Честного Креста Господня; Вознесенская церковь) – была построена в 1777 г. на средства прихожан в с. Михайловка Белгородского уезда. Церковь была каменная однокупольная с трапезной и многоярусной колокольней с одиним престолом – во имя Вознесения Господня. Имела 673 прихожанина. Разрушена в 1930-х годах. Находилась на современной улице Волчанской, 22. Сейчас на ее месте здание школы № 35.

Рождество-Богородицкая церковь (Церковь Рождества Пресвятой Богородицы) – находилась в с. Старое Городище, Белгородского уезда. Храм с приметной колокольней-ротондой был построен из кирпича в 1783 г. на средства помещика Андрея Борщева. В церкви было три престола: главный – в честь Рождества Богородицы, второй – во имя Архистратига Михаила, третий – во имя Великомученика Никиты. Издавна храм называли по главному престолу. При ней служили священник, диакон и псаломщик. Весьма интересным было и архитектурное решение храма: над полукруглым входом с колоннами возвышалась мощная колокольня в виде ротонды, увенчанная барабаном с полусферическим куполом и крестом. Трапезная, построенная в форме восьмерика на четверике, также продолжалась полусферическим куполом с небольшим барабаном и крестом. Разрушена приблизительно в 1943 году. Сейчас на ее месте, по улице Корочанской, 318, выстроен Старогородский ДК. В 2013 году, недалеко от этого места, построили и освятили храм Серафима Саровского.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.