Автор: Das Boot
Создан: 28.07.2024
Опубликован: 30.08.2024
(отредактирован: 16.11.2024)
Описание окружающей местности
20 февраля 2020 года в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Государственная Дума РФ приняла закон «О почётном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести». 26 февраля его одобрил Совет Федерации, а 1 марта подписал президент РФ Владимир Путин. Звание «Город трудовой доблести» присваивается указом президента Российской Федерации городу, жители которого внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность. В городе, удостоенном почётного звания, устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания, а также проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты 1 мая (Праздник Весны и Труда), 9 мая (День Победы), а также в День города. С 2020 года по настоящее время вышло пять указов о присвоении званий «Город трудовой доблести» – всего их удостоены 63 населённых пункта.
28 декабря 2021 года в Омске был открыт монумент, увековечивший вклад жителей города в Победу в Великой Отечественной войне. Стелу «Омск – город трудовой доблести» установили на территории парка 30-летия ВЛКСМ. Именно здесь, в Октябрьском округе, в годы войны был создан промышленный центр. На торжественном мероприятии собрались ветераны, представители власти, общественники, молодогвардейцы. И дата открытия стелы тоже не случайна. К концу декабря 1942 года завод №166 (ПО «Полёт») приступил к выпуску самолета Як-9, который превосходил по своим характеристикам самолёты такого же класса противника. 28 декабря 1943 года на Омской земле этот самолёт впервые поднялся в воздух. Памятная стела в Омске была установлена по инициативе Российского военно-исторического общества, Правительства области, а также городской администрации. Автором архитектурной композиции стал скульптор Денис Стритович. Кстати сказать, в общественном российском голосовании за лучший эскиз стелы «Город трудовой доблести» от Омска участвовало три работы: от архитектора Александра Бегуна, скульптора Виталия Шевченко и архитектора Игоря Вахитова. Идея члена правления регионального отделения Союза дизайнеров России Игоря Вахитова вошла в топ-5 по итогам голосования. Всего было представлено 20 проектов со всей страны. Омскую стелу изготовили из красного гранита, который добывается в Южно-Султаевском месторождении в Челябинской области. Она состоит из 12 блоков, а её высота – 16 метров. Рядом находится пилон из 64 гранитных элементов. На монументе находится изображение герба города, текст указа президента о присвоении городу почётного звания, а также художественное панно из бронзового литья. И на стеле, и на панно размещены картины, которые показывают фронтовую жизнь города: мобилизацию на фронт, эвакуацию предприятий в Омск, трудовые подвиги людей. Общая площадь мемориального комплекса – 320 кв. метров.
Война принесла омичам много горя. Но как ни страшно это звучит, именно война дала новый мощнейший толчок развитию городов Сибири. В 1940-е годы Омск превратился в один из крупнейших индустриальных и экономических центров страны. Предприятия и институты, эвакуированные в город в 1941 году, обусловили процесс формирования промышленности на десятилетия вперед.
В стенах Омского сельскохозяйственного института им. Кирова разместился Ленинградский завод «Прогресс», оборудование которого монтировалось прямо в учебных аудиториях. Предприятие выпускало военную оптику – прицелы и бинокли. Омский Сибзавод им. Борцов Революции уже в первое военное лето принял в своих корпусах харьковский завод «Поршень», одесский завод «Красный профинтерн». К весне 1942 года на Сибзаводе было налажено производство боеприпасов – корпусов мин, а позднее противотанковых снарядов и реактивных снарядов для знаменитых «Катюш». Выпуск мин осуществлялся без прекращения производства основной довоенной продукции – комплектующих деталей для тракторов, которые использовались на фронте в качестве тягачей для артиллерийских установок. Омский авиационный завод № 166 (ПО «Полёт»), был создан при объединении московского завода опытных конструкций № 156 и тушинского серийного завода № 81 им. Молотова. Новый завод принял под своё крыло конструкторское бюро Андрея Туполева, запорожский моторостроительный завод № 29 и завод № 288 из города Кимры. Уже в 1941 году здесь начали выпускать изделие 102 – высотный бомбардировщик главного конструктора Владимира Мясищева и осваивать военный самолёт ТУ-2 – скоростной пикирующий бомбардировщик Туполева. С конца 1942 года завод начал выпускать истребитель ЯК-7, ставший грозой для «фокке-вульфа», затем производить ЯК-9У. На этом самолёте, преимущественно Омского завода, летали асы полка «Нормандия – Неман». В августе 1941 года в Омск из Запорожья был эвакуирован моторостроительный завод им. Баранова. Первые авиационные двигатели были собраны уже в октябре. Из Ленинграда в Омск был эвакуирован телеграфный завод им. Козицкого, который в феврале 1942 года отправил на фронт первую партию танковых радиостанций 10-Р. Омский завод «Электроточприбор» дал фронту почти 75% малогабаритных и переносных электроизмерительных приборов и 100% электрических аппаратов для торпед и морских мин. Омский паровозовагоноремонтный завод принял на своей территории оборудование Ворошиловградского и Брянского паровозостроительных заводов. Так был создан завод № 173 танковой промышленности в Омске. В мае 1942 года с омского завода отправилась на передовую партия танков Т-34. 19 апреля 1944 года завод направил в действующую армию танковую колонну «Сибиряк», построенную на средства заводчан. Кроме этого, работники завода сдавали средства на танковую колонну «Омский комсомолец» и авиаэскадрилью с аналогичным названием. Круто изменилась с началом войны и жизнь Омской картографической фабрики. Большинство мужчин и некоторые женщины-специалисты ушли на фронт. В цехах остались работать женщины и подростки. Вскоре в коллектив картфабрики влились сотрудники московского полиграфкомбината им. Молотова. Отпуска во время войны отменялись, а выходные дни были крайне редким явлением. 207 человек штата фабрики работали столько, сколько было нужно, чтобы выполнить все заказы в срок. Эвакуированный ленинградский завод № 206 выпускал гидролокаторы и шумопеленгаторы. В центре города – «в крепости» разместилось производство маячной аппаратуры для освещения маяков. Для Красной армии в Омске шилось обмундирование, обувь, одежда, производились подсумки, ремни и другое снаряжение.
Во время войны в городе не прекращали работу кинотеатры, театры, клубы, музеи. В это время на омской сцене играли актеры эвакуированных театров им. Вахтангова и «Ромэн». Летом благоустраивались городские парки и пляжи, зимой устраивались городские «Ёлки». Распоряжением горисполкома последний сеанс в кинотеатрах города начинался в 23 часа. Патриотический подъём омичей нашёл своё выражение в повышении производительности труда на фабриках и заводах, в перевыполнении производственных программ. Один из лозунгов того времени гласил: «Каждый труженик тыла – помощник Красной Армии». Работа шла в тяжелейших, нечеловеческих условиях. Поскольку не было готовых заводских корпусов, станки размещались под открытым небом. Люди, несмотря на суровый сибирский мороз, стояли целыми сутками у станков, производя военную продукцию. Они овладевали сразу несколькими рабочими специальностями, чтобы иметь возможность заменить работников, ушедших на фронт. Широко распространилось движение двухсотников, трёхсотников и даже тысячников. Осенью 1941 года появились «фронтовые бригады», работавшие под девизом «В труде, как в бою». К концу 1942 года в Омске работали 417 комсомольско-молодёжных бригад, к концу войны их насчитывалось 2718. К станкам становились женщины и подростки, никогда раньше не работавшие на производстве. После окончания рабочей смены, люди шли на станцию разгружать эшелоны, помогали переводить и устанавливать станки, строить корпуса будущих цехов.
Омская железная дорога занимала особое связующее положение между Сибирью и европейской частью страны. В 1941 году на Омской железной дороге началось строительство бронепоездов. Железнодорожный узел увеличил пропускную способность в несколько раз.
Жители Омска приняли и обеспечили жильём более 100 тысяч рабочих эвакуированных предприятий и членов их семей, десятки тысяч детей блокадного Ленинграда и детей-сирот с оккупированных территорий страны. В госпиталях города прошли курс лечения более 156 тысяч раненых бойцов, 105 тысяч было возвращено в строй. Учитывая трудности с продовольствием, исполком горсовета занимался созданием сельских подсобных хозяйств. В целях обеспечения населения продовольствием разрешалось засевать свободные площади парков и скверов овощами и картофелем.
Вклад Омска в общую Победу составил: 78 пикирующих бомбардировщиков ТУ-2, более 3400 истребителей Як-7 и Як-9, около 7 тысяч танков Т-34, более 1 млн корпусов снарядов ОС-122, около 300 тысяч корпусов снарядов для реактивных минометов БМ-13 «Катюша», более 15 тысяч моторов для фронтовой авиации, более 8 тысяч радиостанций РТ-10 для танков и самолётов, около 40% всех валенок, пять бронепоездов, десять военно-санитарных составов. Всего в области орденами и медалями было награждено 3500 рабочих и специалистов промышленных предприятий, несколько тысяч человек – медалями «За добросовестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: