Автор: Solo
Создан: 01.08.2024
Опубликован: 01.08.2024
(отредактирован: 15.10.2024)
Описание окружающей местности
... С 1160 года по 1613 год, как самая здоровая местность, находилась в ведении города Москвы в Государственной охране Московской Руси - Московского Государства ... Селение - село Косино оберегалось, сохранялось русскими людьми в веках и каждому веку нашей Родины служило местом отдыха и лечения русских людей: охранялось Государством Московской Руси и Российским Государством с его Исключительными Геологическими Природными богатствами, - находилось в ведении города Москвы, как самая здоровая местность на Москве..."
На территории Косина и его окрестностей в конце XIX века были обнаружены 4 группы курганов (в которые входят 15 могильников) и 2 неолитические стоянки. Неолитическая стоянка (стрелы, топор и др.) была обнаружена в 1995 году на берегу озера Белого жителем при ремонте своего забора. Еще несколько групп курганов было обнаружено около деревни Руднево и в соседних районах. Люди, так называемой "абашевской" культуры эпохи бронзы, жили здесь еще во 2-м тысячелетии до н. э. Три группы курганов, находящихся между Белым и Святым озерами, раскопаны, а одна группа, близ Жулебина, еще не исследована. Обнаруженные в Косинских курганах предметы находятся в музее антропологии Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова.
В период VII в до н.э. - VII в н.э. эту территорию заняли люди, так называемой "дьяковской" культуры, принадлежащие к финно-угорской языковой группе. Это были эстонские, финские и мордовские поселения (возможно от них остались названия "Москва", "Яуза", "Ока", "Клязьма" и др.). К концу периода на эту территорию пришли балтские племена литовской группы (ливы, любь, от которых возможно осталось название г. Люберцы), а затем племя голенды, первоначальные поселения которых обнаружены в Мазовии. Название этого племени сохранилось в названии речки Голедянки, что вытекает из Черного озера, впадая в речку Чурилиху. Голенды и финны не знали земледелия. Они были охотниками, а дремучие леса, окружающие Трехозерье, были прекрасными охотничьими угодьями.
Славяне - вятичи появились на этой территории только в VIII веке н.э. Этих людей, не хотевших служить и платить дань князьям Рюрикам Киевской Руси ("варягам"), сгоняли, "скашивали" со своих старых мест поселения. "Косенные, сеченные", раненые они побежали на север и осели в Мещерской Низменности (может отсюда пошло название Косина). Эта южная часть земель нынешнего Подмосковья: Люберецкий, Раменский, Балашихинский, Бронницкий, Железнодорожный, Ногинский районы Московской области.
Это были очень сильные племена, и через их территорию не решались проезжать купцы. Так из Киева в Ростово-Суздальскую и Муромскую земли ехали окружными путями через Смоленск и верховья Волги. Такой проезд считался подвигом и отражен в былине об Илье Муромце. Доказательством соседства на этой территории различных этнических групп являются найденные в раскопанных курганах украшения и расположение тел в захоронениях: славянские - головой на запад, неславянские - круговые. Остатки финно-угорской и балтской культур постепенно ассимилировались славянами.
Впервые название "Косино" обнаруживается в источниках XIV века, т.е. во времена образования Серпуховского княжества. Первый Великий князь Московский, собиратель Московского государства, Иван I Данилович Калита (княжил 1325 - 1340 гг.), раздавая уделы своим сыновьям: отдал своему младшему сыну Андрею Ивановичу в удел г. Серпухов. Сын его, Владимир Андреевич, расширил свои владения покупкой многих подмосковных сел и деревень, и между ними упоминается село Косино с тремя озерами. После смерти Владимира Андреевича, в мае 1410 г., Косино перешло во владение к его супруге, Елене Ольгердовне, дочери великого князя литовского. "А из московских сел да есм княгине своей... Косино с тремя озеры..." - написано было в завещании князя Владимира Андреевича. Княгиня Елена Ольгердовна постриглась в монахини и вступила в Московский Рождественский девичий монастырь, а в 1452 г. в своем духовном завещании передала Косино монастырю, и оно стало вотчиной Рождественского монастыря.
В 1617 году первый царь из дома Романовых - Михаил Федорович - передал по дарственной грамоте село Косино с храмом во имя Чудотворца Николая и с пятью крестьянскими дворами детям Василия Григорьевича Телепнева: Юрию, Степану и Даниле. В царствование Алексея Михайловича (1645-1676) владельцем села Косина Иваном Степановичем Телепневым в 1673 г. была построена маленькая деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая вместо старого, древнего, обветшавшего храма.
Гордятся и твердо хранят жители Косина предание о пребывании здесь преобразователя России - Петра Великого. Его потешный флот - струги и шнаки - существовал уже в 1687 году в Преображенском потешном городке на Яузе. Яуза - река узкая, скоро перестала устраивать Петра, и он перебрался в Просяной пруд, но и здесь было тесно, и Петр перенес потешную флотилию в Косино, на Белое озеро. Здесь в Косине, у восточного берега Белого озера и была построена верфь и пристань, про которую говорили деды. Следы пристани, построенной Петром Первым, сохранялись долгое время, а старики -крестьяне точно указывали ее местонахождение. Воды Белого озера бороздили петровские карбусы и шнаки. Иными словами, Косино имеет определенное отношение к зарождению Русского флота. Поэтому здесь в 1989 году был создан для подростков морской клуб "7 футов", в котором ребята изучают морское дело, ходят под парусом, совершают летние походы по Подмосковью. В них они знакомятся с памятниками истории и культуры, а в клубе изучают историю своей малой Родины и учатся охранять ее природу.
С переносом потешной флотилии на Переславское озеро Петр не забывал Косина. В 1717 году, когда в Европу направлен во главе Посольства граф Борис Петрович Шереметев, начинается судьбоносная связь села Косина с Италией, что будет интересно нашим читателям из Падуи. Петр поручил Шереметеву заказать в Италии икону Богоматери для Никольской церкви в Косине. Шереметев, выполняя волю царя, заказал икону в городе Модена, привез ее в Россию и передал Косинскому храму. Православной традиции неизвестна Богоматерь с младенцем во весь рост. Имеется три образа Моденской "Косинской" Богоматери, и до сих пор неизвестно, какая икона привезена из Модены. Этот факт требует особого изучения духовенством Патриархии. Икона Моденской Богоматери считается чудотворной, а ее праздник, 3 июля, отмечается в настоящее время очень широко: ежегодные посещения Косина Патриархом, его служение в храме и многолюдный крестный ход к Святому озеру. Имение царского фаворита, "полудержавного властелина", Александра Даниловича Меньшикова было в Люберцах, дорога туда из Кускова (имение графа Б.П. Шереметева) не могла миновать села Косина. И трудно представить, что, бывая у своих самых ближайших сподвижников, Петр не бывал в Косине.
Следы екатерининской эпохи в Косинском регионе находили и в нескольких километрах от Косина, где за железной дорогой на границе деревень Жулебино и Выхино стояла древняя деревянная "о семи дубовых бревен" невероятной толщины изба. Это бывший постоялый двор, сохранившийся с екатерининских времен и названный "Суворовской избой" в память посещения его великим полководцем А.В. Суворовым. Как передавала молва из поколения в поколение: Суворов с женой Варварой Ивановной, урожденной Прозоровской, навещая родственников жены князей Голицыных - в Кузьминках и князей Баратынских - в Люберцах, заезжал на выше указанный постоялый двор.
Наиболее интересным памятником этой эпохи служат остатки усадьбы выдающегося русского полководца ПА Румянцева в 5 км к востоку от Косина в селе Троицком, которое принадлежало ему с 1760 года. В 1775 году оно получило дополнительное название - Кайнарджи, в честь победы хозяина усадьбы над Турцией и заключения им мира в Кучук - Кайнарджи. Екатерина Вторая посетила село Троицкое в августе 1775 года. Это было уникальное событие - приезд царицы, да еще со свитой, из Петербурга в подмосковное поместье своего вельможи. В память об этом событии в 1823 году сын фельдмаршала граф С.П.Румянцев заказал монумент Екатерины Второй известному скульптору В.И. Демут-Малиновскому. Уже в 1834 году памятник был установлен в деревне Фенино. В настоящее время он находится в музее архитектуры им.А.В.Щусева - в Донском Монастыре. Отметим, что В.И. Демут-Малиновский, автор памятника Ивану Сусанину в Костроме и М.Б.Барклаю де Толли в Тарту. В течение последующего десятилетия скромная усадьба превратилась в одну из крупнейших в Подмосковье. В это время были выстроены главный дом в стиле псевдоготики и церковь, приписываемая творчеству В.И.Баженова. Был значительно расширен и перепланирован парк, аллеи которого подходили к площадкам, носившим названия взятых русскими войсками турецких крепостей.
Сын П.А.Румянцева, С.П.Румянцев был выдающимся общественным деятелем конца 18 - начала 19 веков. Он одним из первых освободил своих крестьян от крепостной зависимости и основал в Москве в доме Пашкова государственную библиотеку, получившую в 30-х годах прошлого столетия название Румянцевской библиотеки (после 1918 года она стала известна как библиотека им. В.И. Ленина). В 1838 году СП. Румянцеву был сооружен мавзолей в Троицком - Кайнарджи. Все фасады оформлены тосканскими портиками с фонтанами. В мавзолее сохранилось надгробие из яшмы.
Главное событие XIX века - Отечественная война 1812 года - оставила много следов в Косинском регионе, и, прежде всего, следов партизанской войны. Население села Косина состояло, как и других сел, из нескольких кланов или родов старожилов; это были Афанасьевы, Ивановы, Кузьмины, Максимовы, Павловы, Шестериковы. Все фамилии происходят от имени основателя рода: Шестериковы - от прозвища "шестерик", очень сильный основатель рода, и вдруг род Деткиных, происхождение фамилии неясно. Слово "детка" не употребляется в крестьянской среде.
Однако есть легенда, которая гласит, что во время одного нападения крестьян на французов был ранен офицер, которого взяли в плен (раненых не убивали), и он попал в одну из семей Афанасьевых (К.Б.Серебровская по матери Афанасьева) и полюбил дочь крестьянина, которая его выходила. Фамилия французского офицера была де Гин. Он женился на этой девушке, и фамилия его стала не де Гин, а де Ткин. Отсюда и пошел новый род - Деткины. Де Гин много помогал крестьянам в их тяжбах с наследниками купца Д.А. Лухманова (см. ниже): будучи французом, де Гин с его французским языком свободно общался с чиновниками и дворянами считавшими русский язык крестьянским. Потомки де Гина, Деткины, отличаются до сих пор богатыми природными данными: среди них много талантливых художников, большинство Деткиных обладают прекрасным слухом и голосом, легко учатся играть на музыкальных инструментах, профессиональные танцоры и искусствоведы. До начала 70-х годов XX века в Косине существовали три сосны, на месте, где были похоронены французы. Это было единственное захоронение, т.к. оккупанты ставили в храм своих лошадей, крестьяне не предавали их земле, а бросали в болото, которое находилось в северной части Косина, ближе к Новому Косину. Это болото, получившее название "поганое", просуществовало до строительства микрорайона Нсво-Косино. В ходе войны 1812 года Косино было полностью разорено французами.
Во владении Телепневых по дарственной Михаила Романова Косино находилось 197 лет: 1617-1814 годы. В 1814 году последняя владелица Косина Елена Васильевна Телепнева продала его со всеми угодьями и 29 душами крестьян (мужиков) богатому московскому купцу Первой гильдии и коммерции советнику Дмитрию Александровичу Лухманову. Этот владелец Косина знаменит тем, что воздвиг здесь два храма: в 1818 году - церковь Успения Пресвятой Богородицы (холодный храм, ротонда), освящен в 1823 году; в 1823 году - Церковь Святителя Чудотворца Николая (теплый храм под колокольней), освящен в 1826 году.
В 1841 году Д.А. Лухманов умер, а его наследники (не дворяне) не могли наследовать Косино. Начинается тяжба наследников с крестьянами, которая длилась 10 лет. Наконец, особым повелением императора Николая I от 16 июля 1851 года крестьяне были изъяты из владения купцов Лухмановых и переданы в государственные. Но мечта их, чтобы земля была передана в их распоряжение, не осуществилась. Крестьяне получили по числу мужиков семейные крохотные наделы, а все остальное из владения Лухмановых - лес, земля, озера и дома с усадьбами было взято в казну. В 1859 году пожар уничтожил большую и лучшую часть селения, и крестьяне, и так жившие до этого в бедности, не оправились от нужды и через 30 лет. До 1867 года казна отдала в аренду озера, дома и все, что принадлежало Лухмановым. В 1867 году их усадьбу со всеми постройками купило Императорское Техническое училище для летнего пребывания его воспитанников. В 1886 году эта Косинская дача была передана Воспитательному дому. Летом 1889 года здесь находились воспитанницы Императорского Мариинского училища.
Затем усадьба была с торгов продана Московскому 2-й гильдии купцу и фабриканту Михаилу Елисеевичу Горбачеву, имевшему в Москве ленточную фабрику и дом в Красном селе в Ольховцах. Горбачев и в Косине устроил ленточную фабрику и построил для этого новый двухэтажный корпус. Другой из бывших домов перестроил и приспособил для семейных рабочих. Для зимнего своего пребывания он выстроил в середине усадьбы поместительный дом, имея для летнего пользования хорошую дачу на берегу Белого озера. В 1892 году в Косине значится 35 крестьянских дворов; 115 человек жителей мужчин, в том числе несколько семей, перевезенных Телепневым из Калужской губернии, и одна семья переселилась из Петровско-Разумовского.
С конца 19 века в Косине начинаются научные исследования озер, а также флоры и фауны всего Косинского региона. Об этом говорилось выше в 1-м разделе "Косинские озера". Что же касается социальных катаклизмов, то они происходили так же, как и по всей стране. Фабрика М.Е.Горбачёва в период НЭПа стала концессией австрийской фирмы. В 30-х годах происходило раскулачивание и коллективизация. В конце 30-х годов закрыли храмы; 40-е роковые - вторая мировая война в 'Европе, Великая Отечественная - в нашей стране, и Косино потеряло много защитников Отечества. Затем - торжество Великой Победы и бескорыстный труд людей по восстановлению страны. Смерть В.И.Сталина и бесконечные передряги власти. И, наконец, 90-е годы - распад СССР. На нашей Малой родине, как в капле воды, отражались все события нашего многострадального Отечества. Тем не менее, мы русские - оптимисты, и знаем, что справедливость победит, как она побеждала на каждом этапе нашей многовековой истории, и мы в середине XX века создали Державу, которая первой в мире шагнула в космос.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: