Железнодорожный узел Ряжск-1 возник при строительстве Рязано-Уральской ж.д. ещё в 1866 г. и принадлежал частной линии. А вот Ряжск-2 был построен на ответвлении от основной оси - на Моршанск, потом отросток продлили до Пензы. После объединения нескольких линий в Сызрано-Вяземскую, её в 1888-90 гг. выкупили в казну, и она стала государственной. При этом, что интересно, фешенебельный "Сибирский Экспресс" из Москвы в начале XX века шёл на Харбин и Владивосток именно по казённым линиям - сперва через Тулу, а затем по Сызрано-Вяземской дороге. Он пересекал частный Ряжск-1, не останавливаясь там, и делал остановку на казённом Ряжске-2. Потом уже, при СССР, когда все линии национализировали, Ряжск-2 захирел, и всё пассажирское объединили на Ряжске-1, который был главной станцией. Там всегда стояли все южные поезда, и это прекратилось только, когда плечи локомотивов удлинились и перестали совпадать с границами дорог. А тут - целых две границы: сразу за Ряжском заканчивается Московская ж.д., по главному ходу начинается Юго-Восточная ж.д., а по боковому (на восток) - Куйбышевская.
История Ряжска
Годом основания города считается 1502, когда впервые в исторических актах упоминается Рясское поле – в наказе великого князя Ивана III Якову Темешову, который провожал из Москвы на родину кафинского (турецкого) посла через Рязанские земли написано: «Отпустил есмь судном посла турецкого до Старой Резани, а от Старой Резани ехати ему Пронею вверх, а из Прони в Пранову (Ранову), а из Прановой Хуптою, вверх до переволоки до Рясского поля, да переволокою Рясским полем до реки до Рясы». Ряжск возник на севере Рясского поля как укрепленный пункт, контролировавший волок, соединявший бассейны Оки и Дона через их полноводные притоки (путь наибольшего сближения составлял 10 км). В документах 16-17 вв. город фигурирует в формах Рясск, Ряской, Рясков и др.; с 18 в. за ним закрепилось современное название. Согласно наиболее приемлемой версии, название города произошло от названия местности – Рясского поля, от протекающей в 30 км к югу от него р. Ряса (Становая Ряса; слово «ряса» обозначает «топь» - топкое, болотистое место). В 1557 под началом воеводы М. И. Колычева была построена Ряжская крепость, входившая в Большую Засечную черту. Ко 2-й половине 16 в. относятся первые упоминания о Ряжском уезде. С 1708 город Ряской был приписан к Азовской губернии. С 1719 Ряжский уезд в составе Тамбовской провинции Азовской губернии (с 1725 – Воронежская губерния). С 1778 Ряжск – уездный город Рязанского наместничества (с 1796 – Рязанской губернии). В 1859 уездный город Ряжск насчитывал 337 домов с 2937 жителями. Во 2-й половине 19 в. Ряжск стал крупным железнодорожным узлом: в 1866 была открыта Рязанско-Козловская железная дорога, в 1867 – Ряжско-Моршанская железная дорога; в 1870 было открыто движение от ст. Ряжск до ст. Скопин Ряжско-Вяземской железный дороги. Близ Ряжска сформировался поселок железнодорожников Новоряжский (в 1962 поселок городского типа Ново-Ряжск был включен в черту города). С 1929 Ряжск – районный центр.
***
Накануне 75-летия Великой Победы, 8 мая, на станции Ряжск-1 был установлен памятник героям-железнодорожникам, трудившимся на предприятиях Ряжского узла в годы войны.
Идея установки памятника-паровоза героям-железнодорожникам Ряжского узла долгое время витала в воздухе. Неправильно, когда в городе, который всегда оставался крупным железнодорожным узлом, есть памятник-танк на площади Героев, есть памятник-самолёт, установленный к 70-летию Великой Победы на въезде в город, а паровоза нет.
Ряжский железнодорожный узел, который находился в прифронтовой зоне, обслуживал перевозки воинских эшелонов к трём фронтам – Воронежскому, Степному и Сталинградскому. При этом два элеватора с зерном отгружали по 500 вагонов в сутки. В направлении Москва – Ряжск – Пенза шла эвакуация. Обратно – подкрепление, продовольствие, вооружение, боеприпасы, эшелоны цистерн с жидким топливом. В декабре 1941 года линия фронта проходила всего лишь в 15 км от города. Спасла Ряжский узел 84-я отдельная морская стрелковая бригада под командованием полковника Василия Молева. Морские пехотинцы одержали победу в бою с моторизованными частями фашистов 2-й танковой армии Гудериана, отбросив врага ещё на 30 км. И железнодорожники продолжали обеспечивать фронт всем необходимым. Мужчин, уходящих на фронт, заменяли женщины и подростки. Семь женщин трудились в депо Ряжска машинистами паровоза.
Чтобы увековечить память героев-железнодорожников Ряжского узла, внёсших неоценимый трудовой вклад в Великую Победу, администрация Ряжского района вместе с Советом ветеранов обратилась к руководству компании «РЖД» с просьбой передислоцировать на станцию Ряжск-1 паровоз Л-3454, который был приписан к эксплуатационному локомотивному депо Боготол Красноярской дирекции тяги и находился в нерабочем состоянии. В феврале 2020 г. паровоз прибыл на станцию и ожидал установки на постамент.
После обсуждения вариантов места установки памятника железнодорожники решили поместить его на перроне. Это оказалось непростой задачей – установить паровоз на вокзале островного типа, окружённом путями. Весь коллектив узла (путейцы, вагонники, дирекция пассажирских обустройств, контактники и движенцы) активно включился в эту работу. Пришлось удлинять и прокладывать путь прямо по перрону. По нему паровоз и заталкивали на место установки. Потом этот путь был аккуратно разобран, приведена в порядок территория - установили на перроне вазоны с цветами, лавочки. Станция преобразилась. Железнодорожниками была изготовлена мемориальная доска, которую поместили на природном камне, установленном рядом с паровозом.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: