Великорецкое – знаменитое село в православной российской истории. Вот как гласит народная легенда об истории его возникновения. Вернее, о возникновении Спасо-Преображенской церкви, возле которой и возникло село.
История эта ведется с мая 1383 года, когда, по преданию, произошло явление Чудотворной иконы около деревни Крутичи. Однажды по своим хозяйственным делам крестьянин Агалаков отправился в соседнюю деревню глухими лесными тропами. Шел мимо реки, его внимание привлек "чудный свет", который исходил из глубины лесной чащи. Но, озабоченный делами, крестьянин не остановился и пошел дальше. А на обратном пути увидел, что "свечение" продолжалось – словно множество зажженных свечей мерцало. Он подошел поближе. И обнаружил, что "свечение" исходило от иконы, которая находилась в чистом лесном роднике.
Взял икону крестьянин и отнес домой. А про случай этот никому не сказал. Но рядом с ним, в этой же деревне, жил бедный Иван. Двадцать лет Иван был прикован к постели. Больного Ивана родственники принесли как-то в дом Агалакова. А обратно он вышел уже на своих ногах.
Слух о чуде распространился по всей округе. И к дому Агалакова стали приходить больные и немощные люди, чтобы получить исцеление. Жители деревни собрались на сход, где решили срубить для себя и для паломников деревянную часовенку. Возле того родника, где и явилась Чудотворная икона. А потом, выше, на горе, была построена церковь, около которой стали селиться люди. Так и возникло село Великорецкое.
Но однажды язычники разбойным набегом напали на село. И тогда только чудом жители спасли икону. Озабоченные судьбой иконы, православные духовные власти из города Вятки, тогда еще Хлынова, обратились к жителям села с просьбой передать Чудотворную икону на хранение в городской Кафедральный собор. Жители села, подумав, согласились с этим. Но только с одним условием. Что ежегодно икона Крестным ходом будет приноситься на свою родину, в село Великорецкое, как бы в гости. И была установлена дата такого события – 23 мая. С тех пор одним из самых древних праздников вятского края является Великорецкий Крестный ход. Более шестисот лет проводится он из Вятского Кафедрального собора с явленным образом Святителя и Чудотворца Николая Хлыновского в село Великорецкое.
Торжественный ход с Чудотворной иконой от города Вятки до села Великорецкое проводился обычно и по воде, по рекам Вятка и Великая, и по суше.
В Великорецком был создан необыкновенный храмовый комплекс, сосредоточивший несколько церквей - храм-город. Уже в конце XVII века Великорецкое встречало крестный ход двумя деревянными церквями, приютом для паломников, лавками. В 1749 году была построена первая каменная Спасо-Преображенская церковь, а позднее отдельно стоящая колокольня (1768), ставшие началом Великорецкого Града.
В конце XVIII века при первом губернском архитекторе Ф. М. Рослякове начались значительные градостроительные преобразования. Талантливый зодчий определил перспективный замысел архитектурного комплекса, включив в него село, кладбище, храмовую площадь - Град и весь прилегающий ландшафт. Были намечены очертания Града: построены в камне Святые ворота, лавки и часть ограды. Спланирована берёзовая аллея-проспект, соединившая Град с местом явления образа на берегу реки Великой, где в 1800 году Ф. М. Росляков возвел первую каменную Николаевскую часовню над святым источником.
В первой трети XIX века зодчие петербургской школы Н. А. Андреевский и С. Е. Дудин придали замыслам Рослякова столичный градостроительный размах, классическую строгость, глубокий духовный смысл. Весь комплекс подвергся масштабной реконструкции. Над святым источником по проекту Н. А. Андреевского в 1828 году была построена новая каменная часовня-ротонда. По новому замыслу Великорецкий ансамбль в целом должен был стать архитектурным олицетворением духовного храма Вятской земли.
Особое внимание было уделено архитектуре Града. Его объемно-пространственное решение соответствовало каноническому построению христианской церкви, поэтому Великорецкий Град в символическом выражении имел все ее части: стены, притвор, помещения для молящихся, алтарь. Четкое выражение они получили как в очертании плана, так и в предназначении зданий и сооружений. По проекту С. Е. Дудина была построена каменная Николаевская церковь-алтарь (1839); закончено строительство четырех каменных домов для причта, торговых рядов у обширного гостиного двора с приютом для паломников - стен, оградивших Град-Храм от мира сего. Позже, старую колокольню заменила новая, вознесшаяся над притвором Града-Храма (1874). Алтарем Град-Храм был обращен на восток, к свету истины и добра, внешне он напоминал корабль, несущийся в вечность.
Град, по замыслу архитекторов, по русской градостроительной традиции, южным парадным фасадом был обращен к Поклонной горе, где заканчивался путь паломников-богомольцев на Великую.
Великорецкий ансамбль создавался усилиями многих замечательных строителей и талантливых архитекторов, среди которых: Горынцевы, И. Д. Дюссар де Невиль, А. Е. Тимофеев, И. Т. Соловкин, А. С. Андреев, В. М. Дружинин.
В наши дни храмы, ворота и колокольня отреставрированы. Начата реставрация торговых рядов. Не забыты традиции крестного хода – ежегодного и значительного события в жизни верующих.
Святые места расположены на очень красивой излучине реки Великой. Правый берег – заливные луга, левый – высокий красный яр с сосновым бором. И с отвесными обрывами в некоторых местах. В 1999 году на месте явления образа святителя Николая на Великой реке вновь поднялись деревянные часовни над святым источником и купелью, вознеслась часовня-алтарь. Восстановление этого священного места - дело будущего и связано оно с возрождением всего Вятского края.
В описании использована информация с сайтов: http://www.nashavyatka.ru/church/grad.html и http://www.greenmama.ru/?nid=682962.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: