Автор: Das Boot
Создан: 03.05.2024
Опубликован: 25.05.2024
(отредактирован: 16.11.2024)
Описание окружающей местности
20 февраля 2020 года в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Государственная Дума РФ приняла закон «О почётном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести». 26 февраля его одобрил Совет Федерации, а 1 марта подписал президент РФ Владимир Путин. Звание «Город трудовой доблести» присваивается указом президента Российской Федерации городу, жители которого внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность. В городе, удостоенном почётного звания, устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания, а также проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты 1 мая (Праздник Весны и Труда), 9 мая (День Победы), а также в День города. С 2020 года по настоящее время вышло пять указов о присвоении званий «Город трудовой доблести» – всего их удостоены 63 населённых пункта.
15 декабря 2023 года состоялось торжественное открытие мемориального комплекса «Каспийск – город трудовой доблести». В праздничный для Каспийска день звучали песни, посвященные городу, в исполнении хорового ансамбля детской школы искусств им. С. Агабабова и в сопровождении военно-духового оркестра Краснознамённой Каспийской флотилии. На площадке вблизи архитектурного комплекса работала полевая кухня, а юные морские кадеты в память о предках выстроились с портретами ветеранов войны и труда. Мемориальная композиция представляет собой 20-метровую стелу и четыре пилона, которые облицованы дагестанским камнем. На них – исторические кадры с достижениями тружеников завода №182 (с 1966 года – «Дагдизель») в годы Великой Отечественной войны и фотографии посёлка Двигательстрой (с 1947 года – Каспийск). При создании мемориального комплекса были использованы материалы из фондов ГКУ РД «Центральный государственный архив Республики Дагестан».
Решение о строительстве на территории Дагестана головного предприятия по производству морского оружия было принято по предложению Серго Орджоникидзе на заседании Политбюро ЦK ВКП(б) летом 1931 года. Более 90 лет назад в 18-ти километрах от Махачкалы, в узкой полосе между горами и морем, среди малярийных болот, солончаков и песчаных дюн небольшая группа проектировщиков и рабочих, прибывших из Ленинграда, установила первые палатки, а в землю был вколочен щит всего с двумя словами: «Даешь двигатель!». Это и было начало. На строительство завода и посёлка Двигательстрой стали прибывать рабочие и специалисты со всей страны – из Москвы, Ленинграда, Архангельска, Ростова, Астрахани, Украины, Закавказья, Урала и Средней Азии. Ежедневно палаточный городок пополнялся посланцами из городов и аулов Дагестана. Эта стройка сразу стала всенародной и интернациональной. Таким же многонациональным стали впоследствии и остались до сих пор и коллектив завода, и население Каспийска.
В 1940 году оборонный завод по выпуску морских вооружений № 182 стал одним из крупнейших предприятий на Северном Кавказе. Его производственные площади составили почти 113 тысяч квадратных метров, здесь трудилось 6 тысяч человек. В предвоенном году выпуск современных (для того времени) скоростных торпед перевалил за 600 единиц, а в 1941 году составил 3000 единиц. Вокруг завода вырос рабочий посёлок Двигательстрой – самый благоустроенный и отличающийся современным архитектурным обликом населённый пункт Дагестана. ТЭЦ, многоэтажные дома, две школы, поликлиника, больница, стадион, клуб, гостиница и библиотека! Население города составляло 20 тысяч человек.
В первые же дни Великой Отечественной войны сотни двигательстройцев ушли защищать Родину. На фронт уходили не только мужчины, но и женщины, которые становились разведчицами, санитарками, радистками. Девизом трудоспособных людей, оставшихся в посёлке, как и для большинства в стране, стали слова: «Всё для фронта, всё для Победы!». Завод в считанные дни освоил производство новых для себя видов вооружения и боеприпасов по заказам фронта: авиационных и глубинных бомб, зенитных снарядов и мин, ротных и батальонных минометов, ППШ и противотанковых «ежей». Вскоре на заводе был запущен в серийное производство пистолет-пулемёт Шпагина. Осенью 1941 года посёлок Двигательстрой принял, разместил и обеспечил работой эвакуированных из прифронтовой полосы тружеников родственных предприятий Ленинграда, Такмака, Киева и Танагрога. При этом такмакский завод полностью слился со своим дагестанским собратом. Позднее это событие было ознаменовано договором побратимов. С 1942 года на заводе начался выпуск автоматов, пистолетов, ручных гранат, зажигательных бутылок и морских мин. В цехе номер восемь, расположенном в море недалеко от берега, собирали и испытывали торпеды. Местные жители называли это цех «Тамарой». Это уникальное сооружение сохранилось и сегодня является одной из достопримечательностей города. Летом 1942 года фашисты вторглись в пределы Кавказа в военкомат пришли ещё 346 добровольцев Двигательстроя. Те, кто остался в посёлке, отдавали все силы Победе над врагом. Люди неделями не возвращались домой. Рабочие после завершения 12-часовой смены копали противотанковые рвы в районе махачкалинского ипподрома. Прямо в цехах были устроены места для отдыха, чтобы после небольшого перерыва опять встать к станку. В посёлке были размещены зенитно-артиллерийские дивизион и батальон по ремонту танков. Позже, когда война полыхала уже в районе Моздока и Грозного, ГКО СССР принял решение об эвакуации завода №182 в Алма-Ату, а также частично в Первоуральск и Петропавловск. Несмотря на вынужденную эвакуацию основного производства, оставшиеся цеха успешно выполняли фронтовые заказы, поставляя боеприпасы и вооружение для сухопутных войск. И уже в сентябре 1943 года, в связи с успешным развитием событий на фронтах, началось восстановление завода в полном объёме. Весной 1944 года после реэвакуации были восстановлены и пущены все цеха основного производства и был успешно выполнен заказ по основному профилю завода – авиационным торпедам 45-36 АН.
Не только с радостью, но и с чувством исполненного долга встретили двигательстроевцы день великой Победы. Оружием, сделанным их руками, наши моряки громили фашистов. Известно, что в годы войны в Финском заливе с помощью торпед завода было потоплено три транспорта, один сторожевой корабль, один миноносец и два торпедных катера фашистов, а в общей сложности за период Великой Отечественной войны из 15000 торпед, использованных в боях, 8000 (это почти 54%) были изготовлены на заводе №182.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: