1887 год, вид с Высокояузского моста на север и запад. На фото Яузы видно храм Христа Спасителя.
Автор: Solo
Создан: 10.04.2024
Опубликован: 16.04.2024
(отредактирован: 02.05.2024)
Описание окружающей местности
«В нашем доме с давних пор Чкалов жил Валерий, Выходил он к нам во двор Вот из этой двери. Долго будет эта дверь Гордостью квартала. Наша улица теперь Чкаловскою стала».
С. Я. Маршак
Эта улица - самая протяжённая среди всех магистралей Садового кольца. Её длина чуть меньше 2,5 километров. Она пролегает от Старой Басманной улицы, а заканчивается Таганской площадью. Хотя, возможно, так было не всегда. На картах Москвы 1860-х годов можно увидеть, что часть дороги именовалась просто Садовой, а непосредственно Земляной вал начинался только после Верхней Сыромятнической улицы. Но уже в следующем десятилетии названия стали указывать, как сейчас.
Также это единственная часть Садового кольца, которая в своём наименовании полностью отражает историю того, что здесь было раньше. Речь о Земляном валу, линии городских укреплений, которая появилась в начале 1590-х годов. Оборонительный ров пролегал там же, где сегодня проходит #садовое кольцо . Ещё раньше, примерно с 14 века, в районе Верхней Сыромятнической улицы находился большой сосновый лес. На противоположной стороне, где сейчас пролегает улица Воронцово поле, располагались владения боярина Воронцова-Вельяминова.
Позже с внутренней стороны Земляного вала появились две слободы: Казённая (в ней проживали хранители дворцового имущества), а также Иноземная (для иностранцев). За внешними границами укреплений располагалась слобода сыромятников. Там жили специалисты по выделке кожи. Около Старой Басманной улицы находились дворы Немецкой слободы, среди владельцев которых имелось много знатных людей. Всё это привело к тому, что уже в конце 17 века Земляной вал не был похож на оборонительные укрепления. По обеим сторонам от Таганки до Покровки располагалось множество деревянных домов. Там размещались торговые и ремесленные лавки, а также питейные заведения.
Во время пожара 1812 года почти все здания вдоль дороги выгорели. В 1816-м утвердили новый план застройки местности. Согласно документу, бывшую оборонительную линию, как и все остальные части будущего Садового кольца, хотели превратить в красивые и озеленённые улицы. Однако с Земляным валом вышло не очень. Растительности здесь было невероятно мало. А на некоторых участках она отсутствовала вовсе. Некоторые историки считают, что именно поэтому улице дали название Земляной вал. На Садовую она совсем не была похожа.
В 1830 году появился деревянный мост через реку Яузу, с помощью которого обе части Земляного вала получили постоянную связь между собой. Примерно в то же время на берегу реки построили усадьбу купцов Усачёвых. Они специализировались на продаже чая. Сооружения возвели по проекту архитектора Доменико Жилярди. Он сделал красивый грот, беседки, живописный сад. В советское время помещения занял санаторий "Высокие горы". Здесь, кстати, снимали некоторые сцены из фильма "Покровские ворота". Сейчас тут находится парк, однако состояние усадебного комплекса оставляет желать лучшего.
Следующей крупной постройкой на Земляном валу стало здание Курского вокзала в 1860-х годах. Сначала оно было маленьким и деревянным. Но в 1896-м для пассажиров открыли новое каменное сооружение. К сожалению, сейчас увидеть его мы не можем. В 1972 году вместо красивого здания появилась коробка из стекла и бетона. Однако на старые конструкции можно посмотреть со стороны платформы, а также, если посетить некоторые залы ожидания. То есть дореволюционный вокзал встроили в новое сооружение.
Открытие вокзала сделало улицу более оживлённой. Конечно же, в округе появились пивные, трактиры и лавки. Но более полезным для города было транспортное развитие. В 1880-х годах здесь прошла линия конки, а уже в начале 1900-х вагоны, запряжённые лошадьми, заменили на электрические трамваи. К тому времени вдоль Земляного вала уже появилась растительность: палисадники, деревья и кусты. Современники вспоминали, что в дореволюционные времена здесь можно было даже насладиться пением птиц. Дорогу вымостили брусчаткой, а на тротуарах расположили уличные фонари.
Ещё в 1873 году на месте деревянного Высокояузского моста построили новый - металлический. В 1940-м конструкцию отремонтировали, подняв повыше над уровнем реки. Этим завершили масштабную реконструкцию Земляного вала 1930-х. Именно тогда улицу расширили, а вдоль неё начали появляться интересные сталинские здания. Почти каждый дом здесь - это #история. В одном из них какое-то время проживал лётчик Валерий Чкалов (№14/16). Он прославился тем, что в 1937 году совершил первый в мире беспосадочный перелёт из Москвы в город Ванкувер (находится в США, штат Вашингтон). К сожалению, в декабре 1938 года Чкалов погиб во время испытаний самолёта И-180. В 1939-м улице присвоили имя лётчика. До этого она назвалась Садовая-Земляной вал.
В 1938 году, около вокзала появилась станция метро "Курская" Арбатско-Покровской линии. В 1950-м открылась одноимённая платформа Кольцевой линии. А уже в через 45 лет станция "Чкаловская". Хотя на тот момент улице уже вернули историческое наименование. Название станции - это дань уважения великому лётчику. К сожалению, в 1930-х с Земляного вала (от Верхней Сыромятнической улицы в сторону Старой Басманной) исчезли трамвайные рельсы. Вагоны там заменили на троллейбусы, так как считали, что этот вид транспорта современнее и лучше. Однако о содеянном московские власти быстро пожалели. Трамваи, состоявшие из двух или даже трёх вагонов, вмещали намного больше пассажиров, чем троллейбусы. Но рельсы на этот участок Садового кольца так и не вернулись. Трамвайное движение от Верхней Сыромятнической улицы в сторону Таганской площади сохранялось вплоть до начала 1960-х годов.
На протяжении советского времени улица выделялась широкой проезжей частью и величественной сталинской архитектурой. Хотя были некоторые исключения. Например, историческая застройка участка от Яузы до Таганской площади сохранилась. А вот обновлённый Курский вокзал несколько расшатал ансамбль другой части Земляного вала. В 1963 году опять проводились работы на Высокояузском мосту. В этот раз его уже полностью заменили на новый.
В том же году появилась и Ульяновская эстакада, чтобы Земляной вал пересекал Николоямскую улицу по верху. Тогда она именовалась Ульяновской. Отсюда и название сооружения. Чуть позже, построили высокий панельный дом №41с1. На первом этаже там разместили магазин "Людмила". С годами машин на улице стало больше, а зелени меньше.
В нулевых начали возводить новые здания. Одно из самых известных - торговый центр "Атриум". Ему трудно дать однозначную оценку. Конечно, архитектурный облик излишне смелый и не вполне уместный для окружающей застройки. С другой стороны, за ТЦ хотя бы частично спрятали Курский вокзал, который выглядит ещё более спорно.
Последние годы из жизни улицы запомнились, пожалуй, исчезновением троллейбусов. Окончательно их движение прекратилось здесь в 2016-м. Сначала говорили, что это на время реконструкции, но потом оказалось, что навсегда. В остальном сегодня земляной вал - это типичная московская магистраль с пробками и шумом. Чтобы сделать улицу более приятной, здесь попытались высадить деревья вдоль тротуаров. Но их количество не выглядит достаточным.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: