Важнейшим показателем уровня культурного развитие общества является грамотность населения. Хотя Белгородчина и была расположена в центральном регионе страны, но оставалась окраиной, к тому же удалённой от губернских центров. Сказывалось и отсутствие на её территории крупных городов. Правительственная политика в области просвещения носила сословный характер. Каждое сословие делилось на группы. Дворянство, например, на потомственное и личное, а купцы на 3 гильдии. Среди дворян преобладало домашнее образование детей, после которого их определяли в гимназии, военные учебные заведения, а также в лицей и даже в университеты. Некоторые богатые помещики обучали наиболее способных детей своих крепостных и даже посылали за границу, чтобы иметь своих артистов, художников, композиторов для крепостных театров, а также агрономов и других специалистов для управления имениями. Остальные сословия обучали своих детей в школьных учебных заведениях.
Первое учебное заведение в нашем крае упоминается ещё в 1716 году и относится к разряду так называемых «цыфирных школ», созданных Петром Великим. В таких школах обучали чтению, письму, Закону Божию, арифметике и геометрии.
В то время Белгород находился на переднем крае преобразований молодой Российской империи, и для строительства нового государства требовались грамотные специалисты. Важность духовного воспитания не подвергалась сомнению и с целью просвещения народа и подготовки кадров священнослужителей в 1722 году епископом Белгородским и Обоянским Епифанием Тихорским при архиерейском доме открывается славяно-российская школа, переименованная в 1737 году в славяно-латинскую.
Век девятнадцатый принёс новые веяния, и наряду с духовными начали создаваться светские учебные заведения. Государственные или министерские школы открывали преимущественно в уездных городах, там же открывались и уездные и церковно-приходские училища с небольшим числом детей. Например: Валуйское училище было открыто в 1816 году, а Бирюченское - в 1820 году. В 1857 году в них обучалось 51 и 39 учеников.
Но грамотность населения оставалась низкой, особенно среди крепостного крестьянства. Развитие школьного образования отставало от растущих потребностей населения. Школы не могли принять всех желающих учиться.
С первой половины XIX века в слободе Шебекинской хозяйничают помещики Ребиндеры, обрусевшие немцы. В это время стала создаваться сеть специальных учебных заведений по профессиональной подготовке детей и подростков на Белгородчине. Низшие сельхозшколы стали открывать владельцы экономий - А.В.Ребиндер в Шебекино, В.Г.Петин в Новооскольском уезде, М.А.Перроте в Корочанском и др. В таких школах обучали детей с 13 - 14 летнего возраста, преимущественно из крестьянских семей. Школьники сочетали обучение с производственным трудом на полях и предприятиях. Они овладевали навыками земледелия, животноводства, садоводства, а также специальностями машиниста, слесаря и др. Специализация по профессиям была и в самих учебных заведениях, но были и школы определенного профиля, садоводческие например. Во время проведения полевых работ учащиеся этих заведений трудились на полях, за что получали плату.
Наиболее значимым событием второй половины XIX столетия стало открытие в 1876 году в Белгороде учительского института, девятого учреждения такого рода в России. В Белгороде с 1871 года имелась учительская семинария, осуществлявшая подготовку учителей для начальных училищ, и открытие нового профессионального педагогического института говорит о возросшей потребности в квалифицированных учительских кадрах.
В городах Белгородчины на конец XIX века действовали мужские и женские гимназии, уездные, городские, начальные, реальные, духовные, приходские, епархиальные училища. Имелись и частные учебные заведения: женские гимназии Федченко-Якубович и Коротковой, профессиональная ремесленная школа Щербаненко, ремесленная школа Мироновой, подготовительное училище Пономаревой и другие.
Важную роль в образовании на Белгородчине играли земские школы, значительное количество которых возникло в последней трети XIX века. Однако и это не дало возможности всем желающим получить даже начальное образование.
Свой вклад в просвещение народа вносили существовавшие при храмах церковно-приходские школы. 13 июня 1884 года вышел указ утверждающий «Правила о церковно-приходских школах», по которому создавались одноклассные (двухгодичные) и двухклассные (четырёхгодичные, а с начала XX века - трёхгодичные) церковно-приходские школы. В одноклассных школах изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах, кроме этого, изучалась история и церковнославянский язык. Обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища, реже - учительские семинарии.
В 1914 году на территории современной Белгородской области имелось 1486 школ, из них 1462 начальные, 10 семилетних и 14 средних. В городах насчитывалось 99 школ, в селах - 1387. В них обучалось 107 тысяч учащихся и работало 2815 учителей.
В самом Белгороде в 1911 году из 11 официальных учебных заведений, помимо школ, только одно, Духовная семинария, существовало еще с начала XVIII века. Остальные были открыты, преимущественно, после 1861 года, после отмены крепостного права. А начало XX века принесло городу открытие еще шести новых частных учебных заведений. Вот что говорит об этом "Путеводитель по Белгороду" И. Кулегаева, 1911 года:
"ОФИЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ. 1. Учительский институт. Открыт в 1876 году с городским 2-х классным при нём училищем (для практики воспитанников института). Помещается в наёмном доме Купцов Мачуриных. Имеет три класса (трёхлетний курс), в городском училище – 4 класса при 4-х учителях (2 сверхштатные). Содержится на счёт казны, сбора платы за учение и получает временные пособия от города 200 р. на квартиру, письмоводителя и 133 р. на жалование сверхштатному учителю городского училища. Первоначально был интернат, но с 1905 года последний уничтожен, а воспитанники (в числе 40 человек) получают стипендии по 20 р. в месяц, живя на частных квартирах. Плата за право учения в ин-те 40 р., а в городском училище – 12 р. Учащихся в ин-те до 70 чел., в городском училище – около 100.
2. Мужская классическая Е. К. В. Герцога Эдинбургского гимназия. Основана по ходатайству городского общества и земства, первоначально в составе четырёх классов и приготовительного. Открыта 26 августа 1874 года. В 1879 году было выстроено большое здание под неё городом и земством и преобразована в полную гимназию. Содержится за счёт казны, сбора платы за учение земства, % -ов от пожертвованных капиталов и ежегодного взноса города в размере 5000 руб. Классов обычно: приготовительный, 8 основных и один параллельный (наибольший). Плата за право учения – 50 руб. Для освобождения беднейших учеников от этой платы имеется 4 городских стипендии, которые размещаются по выбору думы. Имеются стипендии на проценты с капиталов, собранных в память Императора Александра III и директора Фукса.
3. Женская гимназия открыта в 1860 году по ходатайству местного дворянства и предводителя, светлейшего князя Салтыкова-Головкина под именем «Белгородское женское училище 2-го разряда» в составе 3-х классов. С 1865 года купечество назначило ежегодную субсидию этому училищу по 900 р., а в 1871 году оно преобразовано в прогимназию. По ходатайству города в 1877 году превращена прогимназия в полную 7-классную гимназию, причём город стал выдавать ежегодно пособие ей в размере 6000 р. Первый выпуск учениц был произведён в 1880 году. Есть восьмой педагогический класс с тремя специальностями. В 1904 году выстроено для гимназии здание (около 105 тысяч рублей, частью на казённые, частью на городские средства) с расчётом на параллельные классы. Плата за учение в приготовительном – 30 р., в первых семи классах – 50 р. и в VIII-м – 70 р. Городских стипендий было 20 в семи нормальных классах и три в восьмом.
4. Духовная семинария (параллельные классы – первые 4 курской духовной семинарии). Основана в 1722 году еп. Епифанием Тихорским под названием «Словено-российской школы». В 1737 году переименована в Словено-латинскую школу, а в 1788 г. в ней введено преподавание философских и богословских наук. В 1819 году преобразована по Уставу 1808 года в духовную семинарию. В 1883 году переведена в Курск, а её здание после капитального ремонта (на сумму более 60 тысяч рублей), изменившего совершенно вид училища, отдано под духовное уездное училище с общежитием. В 1906 году при этом училище преосвященным Питиримом открыто (в составе 4-х классов общеобразовательных) отделение Курской духовной семинарии с единовременным пособием от города в размере 10 000 р. Учащихся до 200 человек, с иносословных плата за право учения 40 р.
5. Уездное духовное училище – в составе 4-х классов. Открыто в 1843 году в здании упразднённого Николаевского мужского монастыря (см. Параскево-Пятницкая церковь). Теперь в здании бывшей семинарии, построенном в 1807 году. Учащихся пансионеров до 150 чел. Содержится на синодальные, местные, окружные, епархиальные средства и за плату за учение. С иносословных взимается 40 руб. в год, хотя некоторые ученики освобождаются. За пансион – 150 р. в год.
6. Женское епархиальное училище (параллельные классы Курского в 6-тиклассном составе) – открыто в 1908 году, 9 января в составе одного класса (не попавших в курское училище). В 1909 году переведено в здание духовной Иосафо-Порфирьевской богадельни (при Параскево-Пятницкой церкви). При училище интернат с платою 160 р. в год; учащихся до 200 человек. Плата за право учения 40 р. с иносословных. При училище Параскево-Пятницкое общество для вспомоществования беднейшим ученицам, деятельно изыскивающее средства.
7. Городское по Положению 1872 года 4-классное училище – в начале XIX ст. существовало под именем малого народного училища, потом до 1838 года двухклассного уездного, а с этого года по 1902-ой – трёхклассного уездного. 1 июля 1902 года преобразовано в четырёхклассное городское. Помещается в казённом каменном здании, заново переделанном в 1901 – 02 годах из дома, подаренного казне под уездное училище двор. Борщовым. Содержится из средств казны, сбора платы за правоучение (7 р. в год) и получает пособие от города 1813 (из них на параллельный класс 1013 р.) и от земства – 500 р. При училище имеется 20 городских стипендий. Учащихся до 200 чел.
8. Мужские городские приходские училища – четыре. Из них три (по 2 отд. в каждом) содержатся на средства города, а четвёртое (Саввинское) – на проценты с капитала учредителя этого училища, с 1879 года пот. почётн. гражд. Ф.И. Морозова, и на городские средства (в нём 3 отделения). Учащихся более 400 чел. Помещаются в городских домах и наёмных зданиях.
9. Женское приходское училище (3 отделения) содержится на средства города, помещается в наёмном здании. Учащихся до 200 ч. Существует с 1876 года.
10. В 1910 году было 12 церковно-приходских школ, содержимых на средства Св. Синода, местных церквей и на отпущенные городом 600 р. Около 140 мальч. И до 350 дев.
11. Женское начальное училище при женском монастыре – с 1869 года. Около 100 учащихся.
ЧАСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ. 1. Училище 1-го разряда с курсом реальных училищ М. Н. Пр. В. Р. Рора – с августа 1908 года; в 1911 в составе 5 классов основных и одного приготовительного, в городском доме, плата за право учения 60 р.; учащихся около 150 человек.
2. Женская гимназия Федченко-Якубович с правами правительственных гимназий – с 1 авг. 1901 по 14 янв. 1906 года с названием «прогимназия», а с 1906 года преобразована в гимназию; с июля 1911 года приобретены права. Содержится в наёмном здании на средства сбора платы за учение по 40 р. с ученицы и на пособие от города в 600 р. За пособие освобождаются от платы 10 учениц по выбору городской думы. Учащихся было около 150 чел. В 7 основных и одном приготовительном классе. В 1911 году был первый выпуск 7-го класса.
3. Женская гимназия (с правами) Коротковой – существует с 1907 года; помещается в наёмном здании. Плата за учение – 40 р. Учениц было около 80 ч.
4. Женская профессиональная ремесленная школа Щербаненко. Открыта в 1907 году; в наёмном здании, плата за учение 80 р.
5. Ремесленная женская школа Мироновой, основана в 1908 году. Плата 60 р. за полный.
6. Подготовительное училище Пономарёвой"...
Прогуляемся по тем немногим учебным заведениям, которые сохранились до наших дней. Надо заметить, что лишь некоторые из них сохранили свой функционал...
ШАГ 1. Дом на ул. Преображенской, 80 на первый взгляд ничем не примечателен, но на самом деле ему больше 220 лет и именно в нем располагалось первое народное училище города. Народные училища - первые светские учебные заведения, стали учреждаться повсеместно в России по указу Екатерины II. Точная дата его открытия в Белгороде не установлена, но сохранились рапорта учителей училища «Об учениках и успехах» за 1793 год, согласно которым училище являлось двухлетним и имело всего два класса. Состав воспитанников был всесословным - в училище обучались дети купеческие, мещанские, военные, крестьянские, священнослужителей и крепостных. Мальчики и девочки учились вместе, так среди 24 учеников первого класса числилось две девочки - дочь подпоручика и дочь крепостного. Смотрителем училища был купец Петр Бочеров, учителем 1-го класса - Иван Васильев, учителем 2-го - Григорий Гриценков. Содержалось народное училище местной Городской Думой.
В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений в России, образовательная реформа предполагала три ступени обучения: приходское училище - уездное училище - гимназия, с полным прохождением всех ступеней 7 лет. Вместо малых народных училищ учреждались 2 разряда низших училищ: двухклассные уездные училища и одноклассные приходские. В ноябре 1804 года был принят Устав учебных заведений, по которому уездные училища получили двоякий характер: по отношению к приходским училищам они представляли народное училище с курсом, составлявшим продолжение приходского училища, с другой стороны - оно должно было служить подготовительным заведением для гимназии. Предметы преподавания: катехизис, Священное писание, российская грамматика и грамматика местного языка (где употребляется другой язык), чистописание, правописание, история российская и всеобщая краткая, арифметика, начальные правила геометрии, краткая всеобщая география и описание Российского государства, первые начала физики и рисование.
Малое народное училище, согласно новому положению, в Белгороде было преобразовано в уездное училище. В 1811 году городским купеческим обществом для его размещения был приобретен красивый двухэтажный каменный дом с колоннами у коллежской советницы Аграфены Леонтьевой за 12 тыс. рублей.
Учебное заведение низшей ступени - приходское училище, располагалось в частном доме, находясь «в дальнем расстоянии от уездного училища. Через что встречались разные неудобства в ближайшем за ним надзоре и немаловажные препятствия в лучшем его помещении». В Российском государственном историческом архиве хранится документ, в котором говорится, что в 1823 году Почетный смотритель Белгородского уездного училища полковник Борщов Михаил Андреевич изъявил желание «при доме уездного училища выстроить каменный 2-х этажный корпус, в нижнем этаже которого предназначаемо было поместить приходское училище, а в верхнем устроить залу для экзаменов, так как оной при уездном училище не было». Кроме этого он обязался исправить некоторые повреждения в доме уездного училища.
По окончании строительства здания и ремонта, для осмотра был направлен профессор Харьковского университета Васильев, который вместе с белгородским городничим и городским главой оценили объем выполненных работ на сумму 10 тыс. рублей. Это был значительный вклад в пользу училища, поэтому попечитель Харьковского учебного округа действительный статский советник Е. Корнеев в феврале 1825 года направил ходатайство в Министерство народного просвещения о награждении полковника М.А.Борщова орденом Святой Анны ІІ степени. Алмазные знаки ордена Святой Анны были пожалованы полковнику М.А. Борщову Указом императора Александром I в июне 1825 года.
Белгородское уездное училище до 1838 года носило статус 2-х, а затем 3-х классного. По положению 1872 года уездные училища постепенно должны были преобразованы в городские. Цель их - доставить законченное общее элементарное образование и дать те сведения, которые могут быть наиболее полезны в практической жизни. Курс обучения составлял 6 лет и содержал 10 предметов. Преобразования начались с 1874 году, но даже через 10 лет только 184 уездных училища из 402, существовавших в России, были переведены в новый статус. В Белгороде же уездное училище стало городским 4-х классным только с 1 июля 1902 г. В путеводителе по Белгороду, выпущенным в 1911 году И. Кулегаевым, сообщается, что здание училища отремонтировано в 1901-1902 годах ( в результате к нему пристроено еще одно крыло слева от основного дома), плата за обучение составляет 7 рублей в год, а учащихся в нем до 200 человек.
После революции 1917 года в здании училища также размещались различные учебные заведения. В 1953-1958 годах, перед переездом в восстановленное здание бывшей женской гимназии, в нем находилась школа №9, а затем институт усовершенствования учителей и областной Дом пионеров. В настоящее время в здании располагается Управление образования области.
ШАГ 2. Белгородская мужская гимназия была открыта по ходатайству городского общества и земства в доме купца Селиванова 26 августа 1874 года. В ее составе было 4 низших и 1 приготовительный класс. В доме Селиванова гимназия работала временно. Пять лет город арендовал его, платя хозяевам по 1 300 рублей серебром в год. А в 1879 году на Базарной (Георгиевской) площади (сейчас ул. Преображенская, 78) для гимназии было построено специальное здание. Гимназии было присвоено имя «Белгородская Его Королевского Высочества герцога Эдинбургского гимназия» - по случаю выхода в том году замуж дочери российского императора Александра II за сына английской королевы Виктории Альфреда Эрнста Альберта, герцога Эдинбургского. Курс обучения стал составлять восемь лет.
Это был самый красивый в Белгороде дом в два этажа с цоколем, эпохи эклектики, где формы псевдоготики сочетаются с приемами псевдорусского стиля и классицизма. Здание прямоугольное в плане, коридорного типа, в центре против главного входа размещена трех маршевая лестница художественного литья. На главном фасаде 3 ризалита, центральный, преобладающий по размерам, решен более торжественно. Здесь высокий трапециевидный фронтон декорирован архитектурным пояском с колонками, в центре помещены 3 больших арочных окна, вход акцентирован порталом. По всем фасадам пропущены междуэтажные горизонтальные тяги. Дополняют художественную выразительность здания оконные наличники, лопатки и пышно декорированный архитектурными поясками и зубцами карниз.
Занятия в новом здании начались во второй половине 1880 года. Классы были хорошо оборудованы, в них имелось достаточное количество наглядных пособий. В 1886 году к зданию была пристроена и освящена однопрестольная домовая церковь во имя святой преподобной мученицы Евгении.
В первый год существования гимназии в ней обучалось 123 ученика: 55 детей дворян и чиновников, 15 - лиц духовного звания, 43 - купцов и мещан, 9 - крестьян и 1 иностранец.
Для зачисления в гимназию требовалось прошение от родителей, к которому прилагалась выписка из метрической книги о рождении. После зачисления каждый гимназист получал летнюю и зимнюю форму.
При гимназии находился гимнастический зал, сооруженный на пожертвования помещицы С.А.Мустяц, где гимназисты занимались гимнастикой. В нем имелись все необходимые для занятий спортивные принадлежности: американские и шведские турники, брусья, гири, мячи, кегли и многое другое. Во дворе гимназии также была возможность заниматься в летнее время.
В разные годы почётными попечителями учебного заведения были потомственный почётный гражданин, купец И.Н.Голев и граф С.Д.Шереметев. Уважаемые в Белгороде и Белгородском уезде люди, они уделяли большое внимание народному просвещению и жертвовали на него крупные суммы денег.
Финансировалась гимназия из Государственного казначейства, которое ежегодно выделяло от 14 до 15 тысяч рублей, а также городом и земством, платившими по 5 тысяч рублей. Кроме того, с каждого гимназиста взималась плата за обучение в размере 50 рублей в год. Для освобождения беднейших учеников от этой платы имелось 4 городских стипендии, которые замещались по выбору думы. Имелись стипендии на процент с капиталов, собранных в память императора Александра III и директора Фукса. При гимназии существовало общество пособия бедным учащимся, которое ежегодно устраивало спектакли силами мужской и женской гимназии.
Педагогический коллектив гимназии состоял из директора, двух законоучителей, девяти учителей наук и языков, преподавателей чистописания, рисования, музыки и двух помощников классных наставников. Многие из них были людьми незаурядными и талантливыми, творческими педагогами и организаторами, целиком посвятившими себя детям. С самого начала существования гимназии учителем истории и географии работал коллежский советник Н.Н.Барановский, учителем подготовительного класса - Н.Г.Вахнин, учителем чистописания, черчения и рисования - Д.И.Дмитриев. Французский язык преподавал Ф.И.Дю-Симетвер, историю и географию - кандидат наук историко-филологического факультета Харьковского университета П.П.Приходько, помощник классных наставников - В.Л.Боровиковский. Инспектором мужской гимназии был кандидат наук историко-филологического факультета Харьковского университета Ю.В.Эсслингер. Первым директором был назначен коллежский советник, кандидат историко-филологического факультета Харьковского университета Николай Филиппович Одарченко.
Следует отметить, что требования к уровню образования в гимназии были довольно высоки и по свидетельству экзаменационной ведомости об испытаниях учащихся - хорошие оценки были редкостью. К концу восьмого класса обучения гимназисты подвергались итоговым испытаниям. Прошедшие их получали аттестат зрелости закончившие с отличием награждались золотой медалью из чистого золота 990 пробы диаметром 33 мм и весом 26 грамм.
По данным на 1913 года в гимназии обучалось 376 человек. Имелось десять классов, из них один приготовительный и один параллельный. Большинство учащихся проживало дома с родителями, а 61 гимназист на квартирах, в общежитиях, приютах и сиротских домах.
За годы существования гимназии из её стен вышло много воспитанников, чьими именами и сегодня гордятся белгородцы. Наиболее известные из них: актер, режиссер и драматург Павел Яковлевич Барвинский, ученый-электротехник, действительный член Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда Михаил Полиевктович Костенко и его брат кораблестроитель, доктор технических наук Владимир Полиевктович, военачальник и государственный деятель Валентин Александрович Кангелари, авиатор и кинематографист Николай Дмитриевич Анощенко, поэт Николай Коль и другие.
В фондах и экспозиции Белгородского государственного историко-краеведческого музея представлены фотографии, документы и материалы, рассказывающие об этих выдающихся людях, которые прославили наш край за его пределами.
Появление мужской гимназии в городе, несомненно, сыграло благотворную роль в формировании белгородской интеллигенции. Педагоги давали фундаментальные знания, хорошую основу, чтобы учащиеся могли дальше продолжить образование. Благодаря добросовестному отношению к делу со стороны учителей и общей постановке учебного дела многие выпускники выходили из гимназии со светлыми мечтами служить науке и народу.
Гимназия просуществовала 33 года, а в 1917 году новая власть ее закрыла. В 1917 - 1941 годы здесь проводили первые съезды местной партийной организации, размещалась воинская часть. В годы Великой Отечественной войны военный госпиталь. В 1954 - 1957 годах работал белгородский обком КПСС. С 1957 года по 1966 год Белгородский государственный педагогический институт. До 2000 года здесь располагался филиал Всесоюзного политехнического института, который позже преобразовали в Белгородский технологический институт технологических материалов и подразделения Всесоюзного заочного финансово-экономического института. В 2000 - 2001 годах тут была Орловская академия госслужбы. С 2001 года здесь располагается социально-теологический факультет БелГУ.
В 1986 году здание белгородской мужской гимназии стало памятником истории и культуры регионального значения.
ШАГ 3. Женская гимназия в Белгороде ведет свою историю с 12 ноября 1860 года, когда она открылась по ходатайству местного дворянства и его предводителя, светлейшего князя Алексея Александровича Салтыкова-Головкина как «Белгородское женское училище 2-го разряда» в составе трех классов. С 1895 года купечество назначила ежегодную субсидию этому училищу по 900 рублей в год.
Это было первое женское учебное заведение не только в Белгороде, но и во всей Курской губернии. Сначала в училище занималось 36 учениц, в основном дочери чиновников и купцов.
В 1871 году училище было преобразовано в прогимназию и тогда вместо трех классов стало четыре. А в 1877 году, по ходатайству города, в полную гимназию с семилетним обучением. На протяжении семи лет изучались: Закон Божий, русский язык (грамматика и произведения словесности), арифметика, основания геометрии, география, история, главнейшие понятия из естественной истории и физики, домашнее хозяйство и гигиена, чистописание, рукоделие. К необязательным предметам относились французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы. Необязательные предметы оплачивались особо.
Как и в любой другой женской гимназии середины XIX века в белгородской, несмотря на одинаковое количество часов, знаний девочкам давали меньше, чем мальчикам. Основной упор делался на то, чтобы воспитать у учениц религиозные и нравственные качества.
В гимназии господствовали строгие порядки в отношении внешнего вида девочек. Одежда была скромной, во время занятий и досуга разрешалось носить коричневое шерстяное платье и черный либо белый передник.
В начале ХХ века появился восьмой педагогический класс с тремя специальностям. Он был организован для девиц, желавших приобрести звание домашних наставниц и учительниц. Основными предметами обучения здесь были: педагогика, дидактика, русский и церковнославянс-кий языки, математика, история и география. Можно было избрать предмет, по которому шла подготовка к получению звания домашней наставницы. Обязательной была педагогическая практика.
Педагогический коллектив Белгородской женской гимназии составлял 41 человек. Плата за обучение в приготовительном классе составляла 30 рублей в год, с 1 по 7 класс 50 рублей, а в восьмом - 75 рублей. Городских стипендий было 20 в семи классах и 3 - в восьмом.
К концу ХIХ века помещение гимназии было уже тесным. Число учениц с каждым годом увеличивалось. Своего здания гимназия не имела и располагалась в наёмных домах. Ремонт чужих зданий, ежегодно возрастающая плата за наём помещений создавали определенные неудобства.
В июне 1900 года было принято решение о выделении из государственного казначейства 70 тысяч рублей в беспроцентную ссуду на постройку здания гимназии при условии погашения этой ссуды в течение 35 лет ежегодными взносами по 2 тысячи рублей из специальных средств гимназии. Для строительства была создана специальная строительная комиссия.
В 1904 году под руководством техника городской управы А.А.Новикова на ул. Новосёловской (сейчас Народный бульвар, 74), почти за чертой города рядом с артиллерийскими конюшнями, было построено красивое трёхэтажное здание женской гимназии.
Огромная заслуга в деле строительства этого учебного заведения принадлежит потомственному почетному гражданину купцу Илье Васильевичу Мачурину. В 1902 году он оформил дарственную на безвозмездную передачу городскому обществу «под постройку здания для Белгородской женской гимназии усадебное место пространством в 2000 кв. саженей».
Здание имеет нетипичное в градостроительном отношении для начала ХХ века строение, а именно: боковым фасадом с главным входом выходит на Народный бульвар. Продольной осью вытянуто вглубь школьного участка. Объемная композиция состоит из двух боковых крыльев, южное крыло больше по высоте и более монументально и торжественно. Здание трехэтажное, крыша четырехскатная, железная. Со стороны восточного фасада есть два ризалита, являющихся как бы продолжением боковых крыльев, которые с западного фасада образуют курдонёр. Окна первого этажа с южного и восточного фасада арочной формы, окна второго и третьего этажа на всех фасадах простой прямоугольной формы, кроме окон третьего этажа южного крыла, которые в полтора раза больше всех остальных окон, арочной формы, обрамлены наличниками с зубцами, повторяющими форму окон. Венчает здание карниз небольшого выноса. Планировочная структура здания симметрична и трехчастна. Боковые крылья с южной и северной сторон связаны с центральной частью коридором, вдоль восточной стороны которого расположены классные комнаты, а с северного и южного концов симметрично расположенные лестницы. В интерьерах сохранились лестницы с металлическими ограждениями, оконные проемы, элементы декора в актовом зале, вестибюле и классных комнатах.
В сентябре 1903 года в гимназии обучалось 420 человек, а уже в 1911 году около 600 девушек. Имелись параллельные классы. В 1912 году гимназии присвоили имя Царствующего Дома Романовых, в канун празднования 300-летия Дома Романовых.
В марте 1918 года женская гимназия была закрыта. С 1920 года, в течение 9 лет, в здании гимназии располагалась трудовая общеобразовательная школа. В 1939 году здесь был двух годичный учительский институт. Осенью 1941 года при отступлении советских войск, в здании гимназии был расположен военный госпиталь №1923. С 24 октября 1941 года по 5 августа 1943 года, в период оккупации Белгорода, в здании гимназии находились немецкие склады и конюшня. В послевоенные годы разрушенное здание было восстановлено.
В своем становлении учреждение прошло несколько этапов: прогимназия, гимназия, общеобразовательная школа, экономико-математическая школа, гимназия. В 2004 году гимназия преобразована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 9».
С 1992 года является памятником истории и культуры регионального значения.
ШАГ 4. В 1907 году в Белгороде на улице Сергиевской (сейчас ул. Преображенская, 66), была открыта частная женская гимназия Веры Ивановны Коротковой. Эта гимназия - не первое и не единственное частное учебное заведение для девушек, существовавшее в городе в то время. В начале XX века в городе случился настоящий бум открытий частных училищ, гимназий и ремесленных школ для девушек. В 1901 году, например, была открыта, а с 1906 года преобразована в гимназию, частная женская прогимназия Федченко-Якубович, в которой на 1911 год училось около 150 девушек. Имелись ещё ремесленные школы Щербаненко и Мироновой и подготовительное училище Пономарёвой. И даже стоимость обучения, которая у частниц была выше, не отпугивала желающих учиться. Был огромный спрос на женское образование - и в ответ появились предложения.
О Вере Ивановне Коротковой, основавшей гимназию, известно немногое. В официальных бумагах её именуют домашней учительницей. Такое звание могла приобрести любая девушка, отучившаяся в 8-м, дополнительном педагогическом классе Белгородской женской гимназии и сдавшая соответствующий выпускной экзамен. Кроме того, в Белгороде существовал ещё Учительский институт. Готовили педагогов и в соседнем Харькове.
Что касается здания, в котором открылась новая частная прогимназия под началом Коротковой, то оно было наёмным и принадлежало купцам Мачуриным. Этот дом, построенный в конце XIX века, двухэтажный, коридорного типа, с помещениями по обе стороны и двумя большими рекреациями на обоих этажах, выполненный в духе классицизма, как нельзя лучше подходил под гимназию. А купцы Мачарины являлись известными благотворителями и активно жертвовали деньги на содержание учебных заведений. Илья Мачурин был почётным блюстителем Пушкарского образцового двухклассного училища, а его жена являлась попечительницей Белгородского женского приходского училища.
Однако Короткова, по всей видимости, переоценила собственные материальные возможности и почти сразу после открытия прогимназии обратилась к председателю городской управы с просьбой о материальной помощи в 300 рублей. При этом Короткова отметила низкую плату, установленную в её прогимназии: 15 рублей в год в приготовительном классе и 20 рублей в основных, а также пообещала учредить бесплатные стипендии для нескольких учениц. Земское собрание постановило: ассигновать Коротковой пособие, заложив его в смету на следующий год. В 1909 году по постановлению того же уездного собрания Коротковой вновь была назначена аналогичная сумма на содержание её училища. Таким образом, доходы учреждения складывались из оплаты за обучение и пособий от земства и города.
За городское пособие в 160 рублей у Коротковой бесплатно обучались восемь учениц по выбору Думы. Однако уже в 1910 году ситуация изменилась. Начальница частной прогимназии написала в городскую управу о преобразовании её учреждения в гимназию. С повышением уровня заведения повысилась и плата за обучение. Теперь за каждую из городских стипендиаток она вместо 20 рублей в год запросила 60 рублей. В ответ Дума постановила: обучить стипендиаток за прежнюю сумму до окончания ими курса прогимназии, т. е. первых четырёх курсов гимназии. Новые ходатайства о зачислении на стипендии отклонялись - за неимением вакансий.
В 1911 году у Коротковой училось около 80 девушек и оплата составляла 40 рублей в год.
Гимназистки изучали педагогику, методику преподавания начального курса русского языка и арифметики, иностранные языки, музыку. Частная женская гимназия Коротковой просуществовала до 1918 года, потом ее закрыли, а помещение национализировали.
В здании разместили школу по ликвидации безграмотности населения, а потом - среднюю школу. В годы Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь для советских солдат, а после - снова школа. С 1970-х годов в бывшей женской гимназии находился психоневрологический диспансер. Не так давно здание отремонтировали: стены перекрасили в желтый цвет, восстановили резную лепнину на фасаде и над окнами. Несколько лет назад лечебница переехала и особняк пока пустует. Сейчас он снова затянут реставрационной сеткой и судьба его пока не известна.
С 1992 года является памятником истории и культуры регионального значения.
ШАГ 5. Церковно-приходская школа на ул Введенской (сейчас ул. Князя Трубецкого, 32) располагалась рядом с Введенским храмом, 1777 года постройки, находившимся на пересечении современных улиц Князя Трубецкого и Гражданского проспекта. Храм был закрыт в 1939 году и в годы Великой Отечественной войны разрушен. А здание церковно-приходской школы сохранилась до наших дней.
Харьковские специалисты под руководством профессора, доктора архитектуры А.А.Тица, обследовавшие старинные здания Белгорода, охарактеризовали его как «редкий типологический представитель учебных заведений конца XIX - начала XX века, построенный в формах провинциального классицизма с некоторыми чертами эклектики». Здание школы двухэтажное, представляет в плане прямоугольник без выступающих и западающих частей, крыша четырехскатная. В торцах здания имеются два слуховых окна значительных размеров. Композиция главного фасада построена на чередовании оконных проемов, рустованных простенков на первом этаже, и в простенках второго этажа лопаток с простыми базами и капителями. В основе планировочного решения лежит коридорная система. Высота помещений на первом этаже 3 метра, на втором 3, 25 м. Стены здания кирпичные, перегородки - кирпичные и деревянные. Сохранилась деревянная лестница, ведущая на веранду, с ограждением из точеных деревянных балясин.
После революции здание национализировали и в 1930-х годах в бывшей церковно-приходской школе располагалась школа кройки и шитья детского дома. Потом оно в течении нескольких десятилетий использовалось как жилой дом. Часть классных помещений при этом была перегорожена. В здании переделаны и заложены некоторые окна, вход и балконная дверь в центре северного фасада, а также разобрана деревянная лестница. Все переделки произведены в конце 40-х годов ХХ века. В конце 90-х годов после ремонтно-реставрационных работ, и до 2016 года в здании располагалась миграционная служба. Сейчас в доме располагается управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области.
С 1997 года является памятником истории и культуры регионального значения.
ШАГ 6. Церковно-приходская школа на ул. Батальонной (сейчас ул. Пушкина, 21) была возведена в XIX веке при Успенско-Николаевском соборе на деньги из государственной казны и средства благотворителей. Точной даты постройки не сохранилось. В школе учились девочки. После национализации городского фонда в 1917-18 годах здание отдано под жилье. Сейчас оно отремонтировано и здесь находится студия красоты.
Определением Временного правительства от 20 июня 1917 года почти все церковно-приходские школы были переданы из ведения Святейшего синода в ведение министерства народного просвещения. Это означало фактическое уничтожение церковной школы, так как реквизировали школы вместе со зданиями, где проходили занятия и размещались библиотеки. После 1917 года церковная школа была полностью ликвидирована постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению».
С 1992 года является памятником истории и культуры регионального значения.
Вообще улица Пушкина уникальное место в Белгороде. Она сейчас довольно короткая, находится за Марфо-Мариинским женским монастырем, но на всей её протяженности можно увидеть только исторические здания. Все дома этой улицы, от 17-го до 27-го, являются объектами культурного наследия области. Самый молодой из них построен в конце XIX века, а самый древний - на рубеже XVIII века. Фото местности позволяет представить как выглядел район этой улицы до революции.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: