20 февраля 2020 года в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Государственная Дума РФ приняла закон «О почётном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести». 26 февраля его одобрил Совет Федерации, а 1 марта подписал президент РФ Владимир Путин. Звание «Город трудовой доблести» присваивается указом президента Российской Федерации городу, жители которого внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность. В городе, удостоенном почётного звания, устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания, а также проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты 1 мая (Праздник Весны и Труда), 9 мая (День Победы), а также в День города.
С 2020 года по настоящее время вышло пять указов о присвоении званий «Город трудовой доблести» – всего их удостоены 63 населённых пункта.
Стелу «Новосибирск – город трудовой доблести» торжественно открыли 3 ноября 2022 года. Выбор даты для открытия символичен для города: в этот день в 1943 году Совет народных комиссаров отнёс Новосибирск к числу режимных местностей первой категории. Жители ждали открытия стелы два года и за её возведением следил весь город. В честь открытия стелы состоялось шествие трудовых коллективов – они пронесли флаги и вымпелы с символикой своих предприятий. После этого на площади прошел торжественный митинг, который завершился праздничным салютом. В открытии стелы участвовали более 10 тысяч горожан. Автором облика стелы стал скульптор-монументалист Денис Стретович. Размеры монумента поражают. Стела в Новосибирске стала самой высокой из аналогичных мемориалов, установленных в 2021 и 2022 годах. Её высота от уровня проезжей части составляет 35 метров, из которых 26 метров занимает шпиль, 4,5 метра – основание и ещё около 4 метров – высота кургана. Общий вес стелы достигает 40 тонн. Сама стела сделана в виде четырёхгранного штыка, две грани которого выполнены из нержавеющей стали с нанесёнными на них изображениями тружеников тыла. Их образы созданы на основе фото, предоставленных Музеем Новосибирска. Две другие грани выполнены из молочного стекла с подсветкой, на них нанесен текст указа Президента РФ о присвоении городу звания и герб города Новосибирска. Стела опоясана светодиодным экраном площадью почти 80 кв. м, на котором транслируются видеоматериалы о трудовых подвигах сибиряков в годы Великой Отечественной войны. Одновременно с установкой стелы «Новосибирск – город трудовой доблести» проведено благоустройство центральной части площади Калинина.
Героический подвиг советского народа на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны бессмертен. Весомый вклад в общее дело Победы внесли трудящиеся Новосибирска.
Только за первую неделю войны в Новосибирске было подано 6 680 заявлений с просьбой об отправке на фронт. Среди этих добровольцев было 2 411 женщин. За годы войны более 633 тысяч жителей Новосибирской области ушли на фронт, около 180 тысяч погибли. В области было сформировано 4 дивизии, 10 бригад, 7 полков, 105 других воинских подразделений. Участие сибиряков в Великой Отечественной войне невозможно переоценить. Там, где были сибирские воинские подразделения, всегда был успех. Само слово «сибиряк» стало символом мужества, отваги, героизма. Сибиряки всегда были там, где труднее. 235 новосибирцев были удостоены звания Героя Советского Союза, среди них легендарный трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин.
В годы войны железная дорога имела огромное значение. Именно по ней везли воинские подразделения, оружие, боеприпасы, продовольствие на фронт, эвакуировали предприятия, учреждения культуры в тыл страны, везли раненых в госпитали. Более 80% грузов перевозили именно этим видом транспорта. Поэтому было так важно, чтобы она работала бесперебойно. Ещё до войны, в 1940 году, житель Новосибирска Николай Александрович Лунин – машинист Новосибирского депо Томской железной дороги – стал инициатором движения, которое широко распространилось по всей стране и получило название «лунинское». Смысл его в том, чтобы паровозные бригады осуществляли посильный ремонт своих локомотивов, не дожидаясь мастеров специализированных тепловозных депо. Это значительно экономило время и средства, поэтому имело большое экономическое значение, особенно в годы войны, когда локомотивы были оторваны от ремонтных баз. В 1942 году Николай Александрович был удостоен Сталинской премии, в 1943 году он стал Героем Социалистического труда. Паровоз ФД21-3000, на котором он работал, был официально назван Лучшим паровозом Советского Союза. Сейчас он установлен как памятник недалеко от главного вокзала города Новосибирск.
В годы Великой Отечественной войны Новосибирск стал одним из крупных центров приёма эвакуированных жителей. В первые дни войны в городе было освобождено 10 000 кв. м жилья, чтобы дать возможность разместиться эвакуированным семьям из западной и центральной части страны. Первый эшелон эвакуированных прибыл в город уже 3 июля. Людей оперативно размещали в школах, подселяли к жителям. Поначалу жили и в палатках. 8 июля горисполком принял решение о мобилизации жилого фонда для эвакуированных, о дополнительном строительстве бараков и землянок. В ноябре-декабре 1941 года было эвакуировано 34 детских дома. К осени 1942 года в Новосибирск прибыли почти 92 тысячи человек. В основном это жители Ленинграда, Москвы, Украины, Северного Кавказа, Смоленской, Воронежской и Сталинградской областей.
Следом за людьми стали приезжать предприятия. В первые месяцы войны эвакуированы оборудование и кадры 32 заводов, 4 НИИ оборонной промышленности, 8 крупных строительных и монтажных трестов, а также проектные институты. Заводы размещались как уже на работающих предприятиях, так и в самых неожиданных местах: в институтах, пожарных депо, в кинотеатрах. С 1941 по 1945 год Новосибирск «принял» более 150 промышленных предприятий с европейской части страны. Эвакуация проходила в кратчайшие сроки, часто оборудование поступало некомплектно. Зачастую заводы работали практически «с колёс»: разгружались на месте, станки ставились прямо на землю, подключались и работали. Стены цехов возводились уже вокруг. Пожалуй, самым тяжелым был первый военный год становления. Люди работали в две смены. Рабочий день длился до 16 часов, зачастую ночевали прямо на предприятиях, чтобы с утра сразу встать на рабочее место. В начале войны на предприятия оборонной промышленности были мобилизованы учащиеся 8−10 классов средних школ города. Молодые рабочие в возрасте 13−17 лет составляли от 30 до 50% из числа работающих. Позже на заводы и фабрики пришли 13 тысяч домохозяек и людей, не работающих ранее.
179 завод Наркомата боеприпасов (сейчас это завод «Сибсельмаш») в годы войны стал самым крупным предприятием страны, производящим в огромных количествах артиллерийские снаряды, мины, торпеды, патроны, взрывчатку. Передовые рабочие завода модернизировали станки и производили продукции во много десятков раз выше нормы. 15 рабочих-станочников «Сибсельмаша» заменили 264 человека, ушедших на фронт.
Большая роль принадлежит и главному заводу Дзержинского района – авиазаводу имени Чкалова, бывшему заводу горного оборудования. С 1936 года завод был перепрофилирован и стал выпускать истребители И-16 конструктора Поликарпова, ЛАГГ-3 Лавочкина, ЯК-3 Яковлева и др. Летом 1941 года на территорию завода Чкалова были эвакуированы сразу несколько заводов. Эшелоны с заводским оборудованием разгружали круглосуточно. 9 августа завод имени Чкалова принял четыре эшелона эвакуированных из Ленинграда женщин и детей. К концу 1941 года завод выпустил первую партию истребителей Як-7 (21 самолет), а за 1942 год их было построено 2211. Лозунг «Полк в день» (28-30 самолетов в сутки) становится главным девизом чкаловцев. Для реализации этой задачи были организаованы поточные сборочные линии. Из цехов завода вышел каждый третий истребитель «Як», построенный в СССР. По сравнению с другими самолетами, почти все детали «Яков» были деревянными. Самолет обклеивался перкалью – специальной тканью – и склеивался клеем. За годы войны заводом было выпущено 15 тыс. истребителей типа «Як». Кроме самолетов, в 1942 году чкаловцы наладили выпуск и другой продукции, полезной фронтовикам: финские ножи партизанам, алюминиевые чашки, ложки, солдатские котелки. На заводе началось движение под девизом «Работать за себя и за своего товарища, ушедшего на фронт». Это означало выполнять две нормы как минимум. Фрезеровщик завода И.И.Монаков, придумал универсальное приспособление и выполнил задание на 20.000 %, заменив 200 фрезеровщиков. Слесарь-разметчик Н.Д.Санин, встав на фронтовую вахту в честь защитников Сталинграда, выполнил задание на 51.000% процентов, заменив труд 241 разметчика и 250 слесарей. За годы войны чкаловский завод вырос в крупнейшее предприятие Наркомата авиапромышленности, он был одним из четырёх заводов СССР, поставляющих фронту авиационную технику, специализируясь на самолётах-истребителях. За годы войны завод выпустил 15797 самолётов.
Большинство городских предприятий, выпускавших ранее гражданскую продукцию, начали работать на нужды войны: производить оружие, боеприпасы и другие материально-технические средства ведения войны. Бурный рост различных отраслей промышленности превратил Новосибирск в одну из индустриальных крепостей страны. За годы войны Новосибирск отправил на фронт более 125 млн штук боеприпасов, включая реактивные авиационные снаряды и снаряды для «Катюш» (почти 27 % всех снарядов, израсходованных действующей армией), более 168 тысяч авиационных, танковых, общевойсковых и морских радиостанций, 182 тысячи оптических прицелов и много другой военной техники, 6 бронепоездов,10 бронеавтомашин, десятки военно-санитарных поездов, поезд по ремонту вагонов и паровозов, около 4 млн комплектов летнего и зимнего обмундирования.
При этом обычная жизнь не останавливалась: в магазины по утрам завозили свежий хлеб, в школах проходили занятия. Вечером работали театры и кино. В газете «Советская Сибирь» от 4 сентября 1941 года писали: «…Тот факт, что школы города и области начали новый учебный год ровно в назначенный день и час – 1 сентября в восемь утра, является в условиях военного времени фактом огромного политического значения. В то время как в фашистских, профашистских и оккупированных коричневыми бандитами странах школа стала объектом издевательств, у нас она пользуется совершенно исключительным вниманием, заботами, любовью партии, правительства, всей общественности…». И все же из-за отсутствия помещений начальные классы в школах работали через день, а восемнадцать школ занимались в четыре смены. Шесть новосибирских институтов также приняли к себе вузы из Москвы, Ленинграда и Днепропетровска. 1 сентября 1943 года по Постановлению СНК СССР в городе открывается Западно-Сибирский филиал Академии наук СССР.
Многие театры, музеи и другие учреждения культуры из разных городов страны нашли приют в Новосибирске. Город принял фонды 20 государственных музеев, в том числе Эрмитажа, этнографического и артиллерийского музеев, коллекции дворцов Петродворца и Павловска. В ещё недостроенном здании театра оперы и балета разместились экспонаты государственных музеев Москвы, Ленинграда, Смоленска, Новгорода, Севастополя и других городов. Всего здесь находилось на хранении 1256 ящиков с уникальными предметами искусства. Специализированный военный эшелон доставил в Новосибирск 12.000 картин и скульптур из Государственной Третьяковской галереи. Огромные ящики ввозили на лошадях в течение месяца. Ящики с наиболее ценными картинами (Рембрандт, Боттичелли, Рубенс, Суриков, Репин, Айвазовский, Тропинин, Шишкин, Левитан) и предметами из Янтарной комнаты для защиты были обиты цинком. В Новосибирске спасли легендарную панораму обороны Севастополя в русско-турецкой войне, которую вывезли из уже осаждённого Севастополя на военном корабле. В нескольких местах огромное полотно было уже прожжено. И реставраторы из Третьяковской галереи в сложных условиях хранения спасли от дальнейшего разрушения 86 сохранившихся фрагментов картины. В театре не было нужных условий для хранения музейных ценностей. Их создавали из подручных материалов. Например, для поддержания необходимой влажности ставили вёдра с водой, развешивали мокрые простыни. А для поддержания необходимой температуры Министерство обороны распорядилось ежедневно выделять вагон угля для отопления оперного театра.
В город было эвакуировано 10 театров, в том числе Центральный детский театр, Ленинградский театр юного зрителя, Московский театр оперетты, кукольный театр С.В. Образцова, Ленинградский театр им. А.С. Пушкина, Белорусский драматический театр им. А.В. Луначарского, Еврейский театр БССР, Украинский театр оперы и балета им. Т.Г. Шевченко и другие. Новосибирск стал центром музыкальной культуры Сибири. 4 сентября 1941 года в город прибыла Ленинградская филармония. Сюда были эвакуированы композиторы М.И. Блантер, Г.В. Свиридов, О.Б. Фельцман, дирижеры Е.А. Мравинский, З.И. Зандерлинг, музыковеды И.И. Соллертинский, Ю.Я. Вайнкоп, М.С. Друскин и другие. В январе 1942 года создается Сибирское отделение Союза композиторов. 9 июля 1942 года в Новосибирске прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. В присутствии автора произведение исполнил симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского. Это было одно из первых исполнений в стране, ленинградцы услышали эту симфонию через месяц. За годы эвакуации Ленинградская филармония дала в Новосибирске 5220 концертов. Учреждения культуры продолжали работу на новом месте: ставили спектакли, организовывали выставки, читали лекции, давали концерты, и, конечно много ездили на гастроли на фронт и по городам России. В 1941-1944 годах на Новосибирском радио выходила радиопередача «Огонь по врагу!», которая пользовалась большой популярностью по всей стране. Её создателями были знаменитый в те годы сибирский баянист-самородок Иван Иванович Маланин и артисты Ленинградского академического театра им. А.С. Пушкина, эвакуированного в Новосибирск – Константин Игнатьевич Адашевский и Александр Федорович Борисов.
В 1942 году в городе развернулось патриотическое движение по оказанию помощи осаждённому Ленинграду. В январе в Ленинград был отправлен эшелон масла, подготовленный Новосибирским жиркомбинатом. В марте эшелон вернулся обратно с эвакуированными ленинградцами. В августе из Ленинграда прибыло 22 детских дома и интерната с 1814 детьми. Дети были размещены в хороших помещениях, обеспечены всем необходимым. Все предприятия города сверхплановую продукцию передавали Ленинграду. В начале 1943 года, после снятия блокады, в Новосибирске была объявлена Неделя особой помощи городу на Неве.
В годы войны в Новосибирске размещалось 34 госпиталя, проведено около 55 тысяч операций, свыше 17,5 тысяч переливаний крови, вылечены и вернулись в строй 218 611 раненных военнослужащих. Между фронтом и Сибирью в годы войны курсировало более 80 санитарных поездов. Всего в Новосибирской области было сформировано 115 госпиталей.
За годы войны жители области отгрузили фронту 97 млн. пудов хлеба, 10 млн. пудов мяса, рыбы и другого продовольствия. Трудящиеся Новосибирска внесли из своих сбережений в фонд Советской Армии 132 млн 500 тысяч рублей, подписались на военный заём и денежно-вещевую лотерею на сумму 661 млн рублей. Предприятия проводили трудовые вахты с перечислением заработной платы на именные танки, самолёты. В 1942 году на фронт уходит бронепоезд «Советская Сибирь». В 1942-43 годах комсомольцы и молодежь Новосибирской области меньше чем за год собрали 6 миллионов рублей на достройку подводной лодки, которой дали имя «Новосибирский комсомолец» с включением в боевой состав Северного флота. 10 августа 1943 года подводная лодка была торжественно передана морякам. Также слёт молодёжи Новосибирска собрал и передал более 1 млн 200 тысяч рублей на постройку легендарных «катюш» с просьбой назвать их «Новосибирский комсомолец». В июне 1942 года молодые рабочие Новосибирской области собрали 2 787 796 рублей на эскадрилью истребителей «Новосибирский комсомолец». Не отставали и пионеры. На собранные ими средства был изготовлен истребитель ЯК-7 с именем «Новосибирский пионер», а учителя и учащиеся школы № 67 внесли 2 500 рублей на строительство танка «Юный сибиряк». На средства и сбережения работников приборостроительного завода имени Ленина было приобретено 24 боевых машины БМ-13. 16 января 1943 года медицинские работники Октябрьского района передают на постройку эскадрильи санитарных самолетов «Сибирский медработник» 50 тысяч рублей. Позднее преподаватели и студенты Медицинского института внесли 96 131 рубль, а знаменитый хирург, профессор Владимир Мыш – 20 тысяч рублей. На добровольные пожертвования новосибирцев также были построены бронепоезд «Железнодорожник Кузбасса», танковая колонна «Новосибирский осоавиахимовец», сибирские боевые эскадрильи «За Родину», «Боевая подруга», самолёт «Донор Сибири».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: