Слово «фолли» заимствовано в русском языке из английского (folly) или французского (folie), где оно, помимо таких значений как «глупость, дурь, вздор, безрассудство», имеет ещё и другое – «причуда, прихоть, каприз». Вот именно в таком значение оно и используется в архитектуре и ландшафтном дизайне. То есть фолли – это небольшое здание или иной архитектурный объект, применяемый обычно в дворцовых и парковых ансамблях, а также в современной городской среде. Обычно это забавное, необычное или экстравагантное здание, либо здание, предназначенное для иных нужд, нежели те, на которые указывают его конструкция или внешний вид.
Здания-фолли можно встретить в самых разных странах и уголках мира. Одни просто интересны своей необычной архитектурой, другие – фантазийно-забавны, третьи вызывают добрую улыбку. У нас в игре есть несколько тайников, посвящённых фолли в Москве и Подмосковье:
На этот удивительный по архитектуре дом я обратила внимание ещё лет восемь назад, когда полуслучайно оказалась в том районе. Он меня заинтересовал и поразил своей необычной формой – мне он напомнил наполненный ветром парус стремительно летящего по волнам судна. Обошла дом с двух сторон, не переставая удивляться и восхищаться фантазией архитекторов. Но вот создать тогда тайник мне в голову не пришло – ещё не появилась у нас в игре серия про фолли. А вот сейчас, прогулявшись в том районе несколько дней назад и опять с неугасающим интересом осмотрев дом, решила: вот отлично подходящий объект для создания ещё одного тайничка в серию.
История создания
Жилой дом-парус – расположен в Хорошёвском районе на улице Гризодубовой. Кстати, по соседству с другим необычным домом – длинным-предлинным, около 770 метров. Он входит в жилой комплекс «Гранд-Паркъ». Мне он показался, как я уже заметила выше, похожим именно на парус. Многие другие тоже так считают. Но есть и такие, кто видят в нём кита или огромную улитку, или даже большое ухо.
Дом-парус стоит очень близко к Ходынскому полю, где раньше располагался Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе (об этом можно подробнее почитать в моём тайнике «Парк «Ходынское поле» https://geocaching.su/?pn=101&cid=29729). А потом в начале XXI века аэродром закрыли, и место стали активно застраивать домами. Тогда же началась работа над проектом жилого комплекса «Гранд-Паркъ», в которой принял участие авторский коллектив ГУП МНИИП «Моспроект-4». Первый вариант планировки Ходынского поля не понравился тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову. Во втором варианте архитекторы предложили создать по краю бывшего аэродрома дугообразную улицу, на которой хотели построить самый длинный в Европе дом, дополненный по центру некой сильно выступающей дугообразной надстройкой. За этим домом планировалось создать искусственное озеро с композицией из расширяющихся кверху башен, напоминающих здания Марина-Сити в Чикаго. Однако после появления в плане общей застройки школы со стадионом проект здания пришлось переработать. А всё потому, что оно отбрасывало тень на школу и тем самым нарушало требования к инсоляции территории учебного заведения. Было принято интересное решение – выстроить дом каскадом. В процессе развития этой идеи главный архитектор проекта Б.О. Уборевич-Боровский и руководитель коллектива «Моспроекта-4» Андрей Боков сгладили углы здания и пришли к нестандартной криволинейной форме, разместившейся между протяжённым 6-корпусным зданием в форме амфитеатра и четырьмя домами-башнями. Кстати, замечу, что некоторые москвичи из-за формы называют эти башни чайниками фирмы «Braun». И, правда, похожи. Проектирование дома-паруса велось с 2002 по 2005 год, а строился он в 2003–2007 годах.
Архитектурные особенности
Форма дома-паруса образована дугой, плавно переходящей в окружность, причём по краям здание имеет меньшую ширину, чем в центральной части. Б.О. Уборевич-Боровский признавался, что форма здания была отчасти подсмотрена им в очертаниях дубайских гостиниц, но её реализация в формате жилого здания потребовала совершенно иного подхода. Высота необычного здания 81 метр. Ниже уровня земли расположена двухъярусная парковка на 262 автомобиля, 2 первых этажа 5-секционного здания занимают вестибюли и помещения общественно-делового назначения, выше находятся 22 этажа с 272 квартирами общей площадью около 29 тыс. кв. м. Всего в доме 295 помещений. Общая площадь всех помещений в доме более 33 тыс. кв. м. Стоимость квадратного метра в доме-парусе примерно в два раза выше, чем в среднем по району – 330-370 тыс. рублей за 1 кв. м. Так, например, однокомнатная квартира площадью 60 кв. м продаётся за 21 млн рублей, четырёхкомнатную можно купить за 34 млн рублей. Двушку площадью 82 кв. м можно арендовать за 80 тыс. рублей в месяц.
Из-за нестандартной формы здания были разработаны 22 отдельных плана. Квартиры в торцевых секциях дома получили просторные террасы – здесь можно разместить зимние сады. Ритм фасада задаёт горизонтальное членение лоджий и окон, акцентом служит остеклённый участок, выступающий на северном фасаде и западающий на южном. Дом-парус стал доминантой архитектурной композиции микрорайона, включающего жилые здания, торгово-развлекательный центр, ледовый дворец и другие объекты.
Однако часть оригинальных архитектурных решений не вошла в окончательный проект дома-паруса. В здании планировалось прямоугольное отверстие-арка, через которое проходил «луч» второй взлётной полосы бывшего аэродрома, на противоположном конце которой должен был разместиться комплекс Национального музея авиации и космонавтики. Сейчас эту идею можно хорошо понять и прочувствовать, если встать в начале сухого фонтана в Парке «Ходынское поле», на его центральной оси – он как раз находится на бывшей второй взлётно-посадочной полосе аэродрома, а дом-парус виднеется посередине немного вдалеке. Мне лично эта идея с большой прорезью-окном с видом на ВПП очень понравилась. Однако от неё пришлось отказаться по настоянию инвестора, которому было нужно больше квартир, а, значит, и бабла, а не какая-то там художественная дырка. А, жаль! На месте прорези-окна остался рельефный выступ, выделенный красным стемалитом. Он напоминает некую вытянутую прямоугольную «заплатку» на доме. Из-за требований пожарной безопасности архитекторам также пришлось отказаться от вторящего силуэту здания стилобата, где планировалось разместить офисы. Первоначальный проект предполагал также открытые балконы на торцах здания, которые обеспечивали бы игру света и тени. Но опять вмешался заказчик, который настоял на остеклении. Архитекторы планировали гладкий оштукатуренный фасад с окнами одинаковой глубины, но инвестор решил включить лоджии в площадь квартир, из-за чего окна в разных частях здания получились разной глубины. Он также настоял на облицовке здания керамическим гранитом. Так и сделали, но использовали керамогранит не лучшего качества, и специалисты от этого решения не в восторге.
Необычная форма дома-паруса, безусловно, потребовала нестандартных технических решений. В зданиях традиционной формы подъёмные механизмы лифтов и вентиляционные шахты размещаются непосредственно под крышей. А вот при строительстве дома-паруса для инженерных сетей были сооружены 2 полых дугообразных канала, повторяющие контуры дома. Кроме того, архитектурное решение привело к ряду проблем в эксплуатации. Жители квартир, окна которых выходят в торцы здания, жалуются на сложности при проветривании, обусловленные специфической аэродинамикой (потоки воздуха в этой части дома движутся не внутрь помещений, а наружу). Из-за невозможности эффективной очистки крыши зимой управляющая компания вынуждена огораживать покатую сторону здания на 30-40 метров, чтобы обезопасить прохожих и автомобили от сходящих с крыши снежных лавин, а во время весеннего потепления подтаявшие пласты слежавшегося снега и льда соскальзывают с карнизов на стеклянные крыши зимних садов, повреждая их.
Авторский коллектив и оценка его работы
Над проектом дома-паруса работал авторский коллектив ГУП МНИИП «Моспроект-4» под руководством Андрея Бокова. Главным архитектором проекта выступил, как я уже упомянула, Б.О. Уборевич-Боровский, архитекторами – Сергей Нарольский, Алексей Николашин, Татьяна Зайцева, Наталья Овсянникова и Владимир Беспалько при участии Н. Мушкаровой и И. Шумаевой. Инженерные задачи в проекте решали А. Егорова и конструктор Т. Гусакова при участии Н. Короленко и А. Фёдоровой. Инвестором проекта выступили «Мосфундаментстрой-6» и компания «Интеко», заказчиками строительства – «Москапстрой» и «Тукс-2», генеральными подрядчиками – строительные компании «Стратегия» и «ДСК-3»
Дом-парус получил высокую оценку архитектурных специалистов и критиков. Журналист Николай Малинин назвал его примером российской архитектуры, старающейся не отставать от западной, и сравнил его спиралевидную форму с башней Татлина и графикой Якова Чернихова. Архитектор и журналист Константин Савкин в журнале «Архитектурный вестник» назвал его домом-скульптурой, напоминающей по форме золотую спираль. По мнению критика Григория Ревзина, дом-парус стал редким примером того, как сильного пластического жеста оказалось достаточно для создания яркого архитектурного проекта. Ревзин высоко оценил нетривиальные технические решения авторского коллектива, а за органическую форму окрестил дом «Ухом Земли», сравнив яркий рельефный блок на месте планировавшегося отверстия с модной клипсой.
Весной 2008 года дом-парус стал лауреатом премии «Дом года», совместно вручаемой сайтом «Другая Москва» и журналом «Made in Future», опередив 11 других архитектурных проектов, воплощённых в 2007 году. Награды были вручены главному архитектору проекта Б.О. Уборевичу-Боровскому и генеральному директору строительной компании «Стратегия» Андрею Шарову.
После постройки дома Интернет-пользователи назвали Дом-парус лучшим зданием года (на голосование было выставлено 12 реализованных проектов). А некоторые ценители архитектуры и вовсе считают его самым интересным домом, построенным в Москве с начала XXI века.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: