Сходила я тут на днях на пару новых тайничков в районе метро «Динамо» - «Беговая». Посмотрела на карте, где они расположены, поизучала прилегающую местность. И моё внимание привлёк большой зелёный сегмент к северо-северо-западу от этих тайников. А главное надпись в его центре – Парк "Ходынское поле". Так там же аэродром раньше располагался! Помню, как в середине первого десятилетия XXI века я в тех краях прогуливалась и с любопытством рассматривала расставленные по краю поля самолёты и вертолёты, которые выглядели довольно потрёпанными, с налётом ржавчины и лишившиеся некоторых своих частей. А вокруг уже начали расти, как грибы после дождя, уродливые громадины современных высоток. Мне стало интересно, что же это за парк устроили на бывшем аэродромном поле. И я, не задумываясь, направилась в том направлении. И много чего интересного и неожиданного там увидела.
Немного истории
Ходынское поле, или в народе просто Ходынка – весьма интересное историческое место. Первые упоминания о нём относятся к XIV веку, когда в 1389 году московский князь Дмитрий Донской завещал эту территорию своему сыну Юрию. До XVI века место называлось Ходынским лугом – по названию протекавшей здесь речки Ходынки. Долгое время Ходынское поле оставалось незастроенным – на нём располагались пахотные земли ямщиков Тверской слободы. В начале XVII века войска царя Василия Шуйского сражались здесь с отрядами Лжедмитрия II. При императрице Екатерине II в 1775 году на Ходынке состоялось грандиозное народное гуляние по случаю победы над Османской империей и заключению Кучюк-Кайнарджийского мирного договора. После этого Ходынка стала постоянным местом торжественных мероприятий и народных гуляний. Здесь прошли празднования в честь коронации императоров Александра II, Александра III и Николая II. «Кровавая суббота» на Ходынке – многим это место знакомо именно по событиям 18 мая 1896 года, когда во время массовых торжеств по случаю коронации Николая II произошла страшная давка, в которой погибло более 1300 человек, а по некоторым данным жертв было около 4000.
В XIX веке на Ходынском поле располагались военные лагеря, в конце столетия – Николаевские казармы, в XX веке – Октябрьские казармы. В 1882 году здесь была проведена Всероссийская художественно-промышленная выставка.
В июне 1910 года, благодаря инициативе Московского общества воздухоплавания, поле превратилось в аэродром, строительство которого велось в основном на пожертвования любителей авиации. Впоследствии он стал Центральным аэродромом имени М.В. Фрунзе. Здесь совершала свои первые шаги российская авиация. 21 сентября 1920 года здесь был создан Научно-опытный аэродром (НОА) Главвоздухфлота республики. В 1924 году преобразован в НОА ВВС СССР, а через два года в Научно-испытательный институт ВВС РККА. С 1 мая 1922 года с Центрального аэродрома начали выполняться первые в истории России регулярные международные почтово-пассажирские авиаперелёты по маршруту Москва – Кёнигсберг, организованные советско-германским обществом «Дерулюфт». В 1925 году воздушная линия была доведена до Берлина. 15 июля 1923 года начались и первые регулярные внутренние пассажирские рейсы Москва – Нижний Новгород. При аэродроме была создана школа военных лётчиков. На аэродроме совершали свои полёты выдающиеся русские и советские лётчики – П.Н. Нестеров, С.И. Уточкин, В.К. Коккинаки и В.П. Чкалов. Вблизи аэродрома были построены ведущие авиационные ОКБ: Сухого, Микояна, Ильюшина, Яковлева и их авиационные заводы. Во время Великой Отечественной войны отсюда поднимались самолёты на защиту неба Москвы.
В 1947–1948 годах большая часть авиарейсов была переведена с Центрального аэродрома в аэропорты Быково и Внуково. С этого времени основным назначением Центрального аэродрома стали испытания новых самолётов. С 1960 по 1971 годы на аэродроме работала Центральная вертолётная станция. Вы не поверите, но, да, так было: авиапассажиры могли воспользоваться вертолётами как воздушным такси по быстрой доставке их в аэропорты Внуково, Домодедово и Шереметьево.
С 1990-х годов в стране наступили новые времена. Такой большой и лакомый кусок земли практически в центре Москвы должен был приносить прибыль новоиспечённым нуворишам и воротилам. Как? Да, конечно же, самым простым и беспроигрышным способом – плотной застройкой многоэтажек. Последний самолёт взлетел с Ходынского поля 3 июля 2003 года, это был противолодочный Ил-38 SD для ВМС Индии. В 2003 году аэродром был закрыт и исключён из «Перечня аэродромов совместного базирования РФ». На остатках взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек были оставлены списанные самолёты и вертолёты. Вот примерно тогда я и видела их на поле. На этом месте планировалось организовать Музей авиации на Ходынском поле. Однако дело так и не сдвинулось с мёртвой точки. Точно так же как очень долго власти столицы не могли принять окончательного решения, то и дело вступая в противоречие с желаниями и требованиями местных жителей, с одной стороны, и девелоперов – с другой. Да и Министерство обороны, за которым числились эти земли, не хотело с ними расставаться.
Так что со временем экспозиция будущего музея превратилась в авиакладбище. Только в 2012 году известный частный музейщик Вадим Задорожныйвыкупил многие самолёты и вертолёты. Теперь их можно увидеть в его Музее техники в Медыни Калужской области. Остальные так и не стали музейными экспонатами – их разрезали на металлолом. А на значительной части территории бывшего аэродрома началось бурное строительство жилых домов, торговых и офисных центров, спортивных сооружений. Позже была построена станция метро «ЦСКА». Если кто бывал в этих краях хотя бы в середине – конце 1990-х годов, тот, как и я, с трудом узнает их в нынешнем виде.
Создание парка
Планы по созданию на Ходынском поле парка впервые возникли в 2002 году. Однако существовало и множество других планов, должных принести бОльшую выгоду. В 2012 году власти Москвы заявили о своём намерении построить здесь ещё одни торговый центр, помимо громадного «Авиапарка», несколько церквей, жилых домов и транспортно-пересадочный узел при станции «ЦСКА». В 2013 году местные жители выразили своё недовольство планами застройки исторической местности, организовав общественное движение «За парк». Общественность заставила инвестора отказаться от планов по интенсивной застройке территории, и в результате был объявлен международный конкурс проектов будущей рекреационной зоны площадью 34,6 га. В конкурсе участвовали 97 претендентов. После второго этапа конкурса определились три финалиста: нью-йоркская компания «Perkins Eastman», киевский архитектор Максим Коцюба и миланская компания «LAND Milano», которая и стала победителем. Проект предполагал сочетание искусства и природных форм. Пространство парка, помимо зелёных насаждений, предполагалось заполнить инсталляциями и крупными объектами – открытый амфитеатр, музыкальные бульвар и башня, различные площадки для хэппенингов и активных занятий на воздухе. Однако проект оказался слишком дорогостоящим, и от него отказались.
Новый тендер на проектирование парка выиграло российское архитектурное бюро «Kleinewelt Аrchitekten» (а мне вот интересно, почему у него не русское название?). В новом проекте был уменьшен перепад искусственного рельефа, подобраны растения под климат столицы, и все объекты парка стали менее «фантастичными». По сравнению с итальянским проектом деревья были высажены с меньшей плотностью. Да, на мой взгляд, деревьев в парке явно маловато. Но потом проект парка был снова переработан – российской архитектурной компанией «Magly Proekt» (и опять явно не русское название!). Авторы отказались от жёсткого разграничения зон-терминалов, они должны были перетекать одна в другую. Обустройство территории началось в 2016 году. Площадь парка была заново определена и составила 24,7 га. Парк открылся для первых посетителей 8 сентября 2018 года, к Дню города. Впрочем, у меня создалось впечатление, что территория всё ещё продолжает благоустраиваться и наполняться объектами.
Парк рассчитан на разные группы людей, поэтому в нём вы найдёте несколько зон. Это детские и спортивные площадки (волейбольные, баскетбольные, теннисные, для мини-футбола, с тренажёрами), скейт парк, верёвочный парк для детей, детский досуговый центр, лужайки для пикников и просто для расслабляющего отдыха на травке или деревянных шезлонгах, арт-объекты (например, зеркальный лабиринт на холме), круговые панорамные качели, воркаут-площадка, шахматный клуб «Ходынская королева», насыпные холмы с обзорными площадками, большой пруд, в котором плавают утки, сухой фонтан (вечером подсвечивается и сопровождается музыкой), велосипедные и беговые дорожки, собачья площадка. Из трёх детских площадок мне особенно понравилась одна под названием «Авиатор», на которой среди многих самых разных развлекалочек расположился большой игровой макет четырёхмоторного самолёта Ил-18. И это не единственный отсыл к истории места. Частично сохранена взлётно-посадочная полоса аэродрома. Кстати, именно по ней проходит центральная аллея парка с установленными по обе стороны светильниками, что тоже должно напоминать об аэродроме. А в западной части парка установлен памятник знаменитому советскому лётчику Герою Советского Союза (шестому!) М.В. Водопьянову. Он был участником нескольких арктических экспедиций, а также участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин» в 1934 г.
В парке можно перекусить в нескольких кафе. Есть своя парковка. Для тех, кто «безлошадный», добраться тоже совсем несложно. Прямо на территории парка два входа-выхода из метро (станция БКЛ «ЦСКА»). Вот только с туалетами – некоторая проблема, хотя на указателях они присутствуют. У меня парк оставил несколько двойственное впечатление. Бесспорно, очень хорошо, что территорию аэродрома не застроили целиком человейниками и торговыми центрами. Есть, где отдохнуть, погулять, заняться спортом, поучаствовать в организуемых там мероприятиях. Вот, например, когда я там оказалась, велись масштабные работы по проведению Дня молодёжи «Конструктор будущего» 24-25 июня 2023 года. Но само устройство парка мне показалось несколько эклектичным – мне лично не хватило стройности концепции, зелени (в виде деревьев) и в целом уютности.
Но ведь это только моё мнение. А вы – приходите в парк! И всё увидите сами, своими глазами! У кого есть детишки, обязательно приходите с ними – им тут есть чем заняться!
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: