Парк «Ходынское поле» [MV/29729]

Здесь хотели создать Музей авиации (до 2012 г.)
Здесь хотели создать Музей авиации (до 2012 г.)
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Хорошёвский р-н
Ближайший нас.пункт
Москва
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 4
Рейтинг
4.90Нашли: 21
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Храм-часовня, FunГрад и памятник М.В. Водопьянову
Храм-часовня, FunГрад и памятник М.В. Водопьянову
Зеркальный лабиринт
Зеркальный лабиринт
Сухой светодинамический фонтан
Сухой светодинамический фонтан
Круговые панорамные качели
Круговые панорамные качели
Автор: Natic
Создан: 22.06.2023
Опубликован: 24.06.2023
(отредактирован: 24.06.2023)

Описание окружающей местности

Сходила я тут на днях на пару новых тайничков в районе метро «Динамо» - «Беговая». Посмотрела на карте, где они расположены, поизучала прилегающую местность. И моё внимание привлёк большой зелёный сегмент к северо-северо-западу от этих тайников. А главное надпись в его центре – Парк "Ходынское поле". Так там же аэродром раньше располагался! Помню, как в середине первого десятилетия XXI века я в тех краях прогуливалась и с любопытством рассматривала расставленные по краю поля самолёты и вертолёты, которые выглядели довольно потрёпанными, с налётом ржавчины и лишившиеся некоторых своих частей. А вокруг уже начали расти, как грибы после дождя, уродливые громадины современных высоток. Мне стало интересно, что же это за парк устроили на бывшем аэродромном поле. И я, не задумываясь, направилась в том направлении. И много чего интересного и неожиданного там увидела.

Немного истории

Ходынское поле, или в народе просто Ходынка – весьма интересное историческое место. Первые упоминания о нём относятся к XIV веку, когда в 1389 году московский князь Дмитрий Донской завещал эту территорию своему сыну Юрию. До XVI века место называлось Ходынским лугом – по названию протекавшей здесь речки Ходынки. Долгое время Ходынское поле оставалось незастроенным – на нём располагались пахотные земли ямщиков Тверской слободы. В начале XVII века войска царя Василия Шуйского сражались здесь с отрядами Лжедмитрия II.
При императрице Екатерине II в 1775 году на Ходынке состоялось грандиозное народное гуляние по случаю победы над Османской империей и заключению Кучюк-Кайнарджийского мирного договора. После этого Ходынка стала постоянным местом торжественных мероприятий и народных гуляний.
Здесь прошли празднования в честь коронации императоров Александра II, Александра III и Николая II. «Кровавая суббота» на Ходынке – многим это место знакомо именно по событиям 18 мая 1896 года, когда во время массовых торжеств по случаю коронации Николая II произошла страшная давка, в которой погибло более 1300 человек, а по некоторым данным жертв было около 4000.

В XIX веке на Ходынском поле располагались военные лагеря, в конце столетия – Николаевские казармы, в XX веке – Октябрьские казармы. В 1882 году здесь была проведена Всероссийская художественно-промышленная выставка.

В июне 1910 года, благодаря инициативе Московского общества воздухоплавания, поле превратилось в аэродром, строительство которого велось в основном на пожертвования любителей авиации. Впоследствии он стал Центральным аэродромом имени М.В. Фрунзе. Здесь совершала свои первые шаги российская авиация.
21 сентября 1920 года здесь был создан Научно-опытный аэродром (НОА) Главвоздухфлота республики. В 1924 году преобразован в НОА ВВС СССР, а через два года в Научно-испытательный институт ВВС РККА.
С 1 мая 1922 года с Центрального аэродрома начали выполняться первые в истории России регулярные международные почтово-пассажирские авиаперелёты по маршруту Москва – Кёнигсберг, организованные советско-германским обществом «Дерулюфт». В 1925 году воздушная линия была доведена до Берлина. 15 июля 1923 года начались и первые регулярные внутренние пассажирские рейсы Москва – Нижний Новгород. При аэродроме была создана школа военных лётчиков.
На аэродроме совершали свои полёты выдающиеся русские и советские лётчики – П.Н. Нестеров, С.И. Уточкин, В.К. Коккинаки и В.П. Чкалов.
Вблизи аэродрома были построены ведущие авиационные ОКБ: Сухого, Микояна, Ильюшина, Яковлева и их авиационные заводы.
Во время Великой Отечественной войны отсюда поднимались самолёты на защиту неба Москвы.

В 1947–1948 годах большая часть авиарейсов была переведена с Центрального аэродрома в аэропорты Быково и Внуково. С этого времени основным назначением Центрального аэродрома стали испытания новых самолётов. С 1960 по 1971 годы на аэродроме работала Центральная вертолётная станция. Вы не поверите, но, да, так было: авиапассажиры могли воспользоваться вертолётами как воздушным такси по быстрой доставке их в аэропорты Внуково, Домодедово и Шереметьево.

С 1990-х годов в стране наступили новые времена. Такой большой и лакомый кусок земли практически в центре Москвы должен был приносить прибыль новоиспечённым нуворишам и воротилам. Как? Да, конечно же, самым простым и беспроигрышным способом – плотной застройкой многоэтажек.
Последний самолёт взлетел с Ходынского поля 3 июля 2003 года, это был противолодочный Ил-38 SD для ВМС Индии. В 2003 году аэродром был закрыт и исключён из «Перечня аэродромов совместного базирования РФ». На остатках взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек были оставлены списанные самолёты и вертолёты. Вот примерно тогда я и видела их на поле. На этом месте планировалось организовать Музей авиации на Ходынском поле. Однако дело так и не сдвинулось с мёртвой точки. Точно так же как очень долго власти столицы не могли принять окончательного решения, то и дело вступая в противоречие с желаниями и требованиями местных жителей, с одной стороны, и девелоперов – с другой. Да и Министерство обороны, за которым числились эти земли, не хотело с ними расставаться.

Так что со временем экспозиция будущего музея превратилась в авиакладбище. Только в 2012 году известный частный музейщик Вадим Задорожный выкупил многие самолёты и вертолёты. Теперь их можно увидеть в его Музее техники в Медыни Калужской области. Остальные так и не стали музейными экспонатами – их разрезали на металлолом.
А на значительной части территории бывшего аэродрома началось бурное строительство жилых домов, торговых и офисных центров, спортивных сооружений. Позже была построена станция метро «ЦСКА». Если кто бывал в этих краях хотя бы в середине – конце 1990-х годов, тот, как и я, с трудом узнает их в нынешнем виде.

Создание парка

Планы по созданию на Ходынском поле парка впервые возникли в 2002 году. Однако существовало и множество других планов, должных принести бОльшую выгоду. В 2012 году власти Москвы заявили о своём намерении построить здесь ещё одни торговый центр, помимо громадного «Авиапарка», несколько церквей, жилых домов и транспортно-пересадочный узел при станции «ЦСКА».
В 2013 году местные жители выразили своё недовольство планами застройки исторической местности, организовав общественное движение «За парк». Общественность заставила инвестора отказаться от планов по интенсивной застройке территории, и в результате был объявлен международный конкурс проектов будущей рекреационной зоны площадью 34,6 га. В конкурсе участвовали 97 претендентов. После второго этапа конкурса определились три финалиста: нью-йоркская компания «Perkins Eastman», киевский архитектор Максим Коцюба и миланская компания «LAND Milano», которая и стала победителем.
Проект предполагал сочетание искусства и природных форм. Пространство парка, помимо зелёных насаждений, предполагалось заполнить инсталляциями и крупными объектами – открытый амфитеатр, музыкальные бульвар и башня, различные площадки для хэппенингов и активных занятий на воздухе. Однако проект оказался слишком дорогостоящим, и от него отказались.

Новый тендер на проектирование парка выиграло российское архитектурное бюро «Kleinewelt Аrchitekten» (а мне вот интересно, почему у него не русское название?). В новом проекте был уменьшен перепад искусственного рельефа, подобраны растения под климат столицы, и все объекты парка стали менее «фантастичными». По сравнению с итальянским проектом деревья были высажены с меньшей плотностью. Да, на мой взгляд, деревьев в парке явно маловато.
Но потом проект парка был снова переработан – российской архитектурной компанией «Magly Proekt» (и опять явно не русское название!). Авторы отказались от жёсткого разграничения зон-терминалов, они должны были перетекать одна в другую. Обустройство территории началось в 2016 году. Площадь парка была заново определена и составила 24,7 га. Парк открылся для первых посетителей 8 сентября 2018 года, к Дню города. Впрочем, у меня создалось впечатление, что территория всё ещё продолжает благоустраиваться и наполняться объектами.

Парк рассчитан на разные группы людей, поэтому в нём вы найдёте несколько зон. Это детские и спортивные площадки (волейбольные, баскетбольные, теннисные, для мини-футбола, с тренажёрами), скейт парк, верёвочный парк для детей, детский досуговый центр, лужайки для пикников и просто для расслабляющего отдыха на травке или деревянных шезлонгах, арт-объекты (например, зеркальный лабиринт на холме), круговые панорамные качели, воркаут-площадка, шахматный клуб «Ходынская королева», насыпные холмы с обзорными площадками, большой пруд, в котором плавают утки, сухой фонтан (вечером подсвечивается и сопровождается музыкой), велосипедные и беговые дорожки, собачья площадка.
Из трёх детских площадок мне особенно понравилась одна под названием «Авиатор», на которой среди многих самых разных развлекалочек расположился большой игровой макет четырёхмоторного самолёта Ил-18.
И это не единственный отсыл к истории места. Частично сохранена взлётно-посадочная полоса аэродрома. Кстати, именно по ней проходит центральная аллея парка с установленными по обе стороны светильниками, что тоже должно напоминать об аэродроме. А в западной части парка установлен памятник знаменитому советскому лётчику Герою Советского Союза (шестому!) М.В. Водопьянову. Он был участником нескольких арктических экспедиций, а также участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин» в 1934 г.

В парке можно перекусить в нескольких кафе. Есть своя парковка. Для тех, кто «безлошадный», добраться тоже совсем несложно. Прямо на территории парка два входа-выхода из метро (станция БКЛ «ЦСКА»). Вот только с туалетами – некоторая проблема, хотя на указателях они присутствуют.
У меня парк оставил несколько двойственное впечатление. Бесспорно, очень хорошо, что территорию аэродрома не застроили целиком человейниками и торговыми центрами. Есть, где отдохнуть, погулять, заняться спортом, поучаствовать в организуемых там мероприятиях. Вот, например, когда я там оказалась, велись масштабные работы по проведению Дня молодёжи «Конструктор будущего» 24-25 июня 2023 года. Но само устройство парка мне показалось несколько эклектичным – мне лично не хватило стройности концепции, зелени (в виде деревьев) и в целом уютности.

Но ведь это только моё мнение. А вы – приходите в парк! И всё увидите сами, своими глазами! У кого есть детишки, обязательно приходите с ними – им тут есть чем заняться!

Использованные источники и материалы:
Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ходынское_поле_(парк)
Парк «Ходынское поле»  https://parkhodynka.ru/
Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе – История.
https://www.vonovke.ru/s/tsentralnyiy_aerodrom_imeni_m_v_frunze_-_istoriya
Взгляд в прошлое. История великой Ходынки. https://www.aviaport.ru/digest/2013/07/03/258564.html
Храм преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. Храм-часовня Архангела Гавриила http://www.sergiy-hram.ru/xram-chasovnya-arxangela-gavriila/



Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

xandr (03.09.2024 20:02:16)
Пришёл в парк от Полежаевской и Дома-паруса, начал обходить точки в обратном порядке и не прогадал! К тому моменту как дошёл черёд до буквы А её значение уже практически определилось, а потому найти эту рожицу среди нескольких похожих оказалось намного проще. Да и путь в метро оказался ближе. Сам парк очень и очень понравился, не раз был внутри Авиапарка, но не знал о том как красиво рядом. Автозачёт получен, автору спасибо.
klex (26.08.2024 18:13:33)
20 августа 2024 был по делам на районе. Прогулку до метро растянул на полчасика прогулкой по парку. Красивенько, современненько. Детишкам и бегунам радостно. Кофе раньше 10 утра найти не так просто оказалось.
Вопросы несложные, но в большинстве из них возникло больше «вопросов к вопросам». Если сравнивать словесное описание и фото – то верить однозначно фотографиям.
alan-k (24.08.2024 11:47:35)
Decreed (18.08.2024 16:12:35)
djin-sv (16.05.2024 15:26:01)
Vlad374 (06.05.2024 23:07:30)
Aleksanderch (24.03.2024 16:17:09)
Leo-Scorpion (30.11.2023 13:57:12)
ComradeTi (01.11.2023 23:35:54)
pupanoid (22.10.2023 16:47:40)
Байдерины (08.10.2023 22:59:41)
Aleslav (17.09.2023 16:44:48)
ЖЖ и Chuma (01.09.2023 21:31:13)
Julia voyager (07.08.2023 19:18:46)
delia и shimp (03.08.2023 13:55:40)
Steelrat🐭 (01.08.2023 14:30:46)
Solo (08.07.2023 22:09:54)
mmm1863 (27.06.2023 13:54:48)
DenSol (25.06.2023 18:22:30)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.