Автор: Solo
Создан: 20.04.2023
Опубликован: 21.04.2023
(отредактирован: 21.04.2023)
Описание окружающей местности
Александр Борисович Мастерков родился 12 Сентября 1921 года в Москве, в семье рабочего. Окончил 7 классов школы. В 1938 году окончил школу ФЗУ при заводе "Динамо" (ныне СПТУ № 13), работал токарем в цехе пробных конструкций. Одновременно учился в аэроклубе. С 13 Марта 1940 года Александр Мастерков в Красной Армии. В 1941 году окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова. Служил в ней лётчиком - инструктором.
С Декабря 1942 года старший сержант А. Б. Мастерков на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 5-го ГвИАП воевал под Харьковом.
18 Февраля 1945 года Гвардии старший лейтенант А. Б. Мастерков в районе города Губена (Германия) таранным ударом уничтожил бомбардировщик противника. Сам благополучно совершил посадку на своём аэродроме.
К Марту 1945 года командир звена 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка (11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии старший лейтенант А. Б. Мастерков совершил 195 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 18 самолётов противника.
20 Марта 1945 года погиб в районе города Бауцен (Германия).
27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени.
Похоронен в Москве на Калитниковском кладбище. 30 Мая 1971 года 4-й Автозаводской проезд в районе завода "Динамо" назван именем Героя. На заводе установлена мемориальная доска. Его имя носила пионерская дружина московской школы № 474.
* * *
В начале Ноября 1942 года в 5-й Гвардейский авиаполк пришёл короткий приказ: прибыть во второй запасной авиаполк на одной из станций Горьковской области за получением новых самолётов.
Из запасного авиаполка, в составе группы лётчиков, в полк прибыл Александр Мастерков, бывший до этого лётчиком - инструктором в авиаучилище, имевший хороший налёт, написавший не один десяток рапортов, пока не попал в действующую армию.
Командир полка Василий Александрович Зайцев и его заместитель по политчасти внимательно познакомились с каждым вновь прибывшим. Так было заведено. С первой же минуты новички ощущали отеческую заботу. Им подробно рассказывали историю полка, внушали уважение к овеянному славой Гвардейскому полковому знамени. При получении назначения в эскадрильи их торжественно представляли личному составу. Молодые лётчики взяли схемы и стали знакомиться с проведёнными боями, постигая новые тактические приёмы.
...К исходу Декабря войска Юго - Западного фронта, прорвав передний край обороны противника на правом берегу Дона, успешно развили наступление. Преследуя противника на южном и юго - западном направлениях, вышли в район Миллерово, Ново-Калитва, Кантемировка, окружив гарнизоны 8-й итальянской и остатки 3-й румынской армий в районах Чертаново, Гартмашевка. Мимо аэродрома днём и ночью нескончаемым потоком шагали военнопленные из группы "Дон" Фельдмаршала Манштейна. Они должны были выручать армию Паулюса. Но сами попали в "котел". В общем, получили по заслугам и, кажется, уже осознавали это.
Натужно гудели над донскими просторами тяжело гружённые транспортные самолёты Ju-52, бомбардировщики Ju-88 и Не-111, стремясь пробиться к Сталинграду. Но попытка немецкого командования организовать снабжение своих окружённых войск по воздуху потерпела крах. Воздушный мост разрушила наша истребительная авиация и зенитчики.
Окружение немцев под Сталинградом и захват аэродромов, на которых базировалась вражеская истребительная авиация, вынудили фашистские бомбардировщики летать на задание без прикрытия истребителей. Этим немедленно воспользовались наши лётчики. Они стали летать далеко в тыл на "свободную охоту". Искали фашистские самолёты и сбивали их. За месяц пребывания на Юго - Западном фронте было сбито в воздушных боях 45 фашистских бомбардировщиков. Много вражеских машин уничтожили и на аэродромах.
Василий Зайцев использовал это время для ввода в строй молодых лётчиков. Они хорошо облетали район боевых действий, поверили в свои силы. В эскадрильях были выпущены "боевые листки", посвящённые боевому крещению Мастеркова и других молодых пилотов.
29 Декабря полк перелетел на аэродром, расположенный на правом берегу Дона, на окраине небольшого районного центра Радченское. Печальная картина предстала перед лётчиками. Полуразрушенные, обгорелые дома с выбитыми окнами и выломленными дверями...
* * *
Если бы ещё в средней школе да и в военном лётном училище спросили, где на карте находится населённый пункт Гартмашевка, то вряд ли кто из лётчиков в то время правильно ответил бы. А теперь вот на всю жизнь она запомнилась многим авиаторам 17-й Воздушной армии. Впервые название "Гартмашевка" лётчики 5-го ГвИАП услышали на командном пункте полка 16 Января 1943 года. Собрав лётный состав одной из групп, командир полка В. А. Зайцев подробно разбирал с ними, как лучше произвести штурмовку аэродрома, расположенного рядом с небольшой железнодорожной станцией Гартмашевка. Уяснив задачу, лётчики разошлись по самолётам. Вскоре 8 Ла-5 взлетели в воздух, взяв курс на юго-запад. Группу истребителей вёл Зайцев. Рядом с ним Иван Кильдюшев - мастер штурмовых атак. За ведущей парой по сторонам шли ведомые: Дмитрий Штоколов и Николай Анцырев, Александр Мастерков и Николай Сверлов, Виталий Попков и Николай Макаренко.
Прошло немного времени, и Зайцев внезапно вывел свою группу на вражеский аэродром, на котором в линейку стояли до 20 транспортных самолётов Ju-52, осуществлявших перевозку грузов для окружённых войск под Сталинградом, и около 15 истребителей Ме-109.
С первого же захода Зайцев, Кильдюшев, Макаренко и Мастерков зажгли на земле по одному Ju-52, а Штоколов и Попков сбили Ме-109F, пытавшийся взлететь из состава дежурной пары. Со стороны железнодорожной насыпи начали бить зенитки. По приказу ведущего группы Мастерков и Сверлов немедленно атаковали их огнём своих пушек, загнали зенитные расчёты в щели. Повторным заходом наша пара атаковала расположенный в железнодорожной насыпи командный пункт аэродрома.
А тем временем Зайцев с оставшимися лётчиками снова атаковали стоянки самолётов врага. Гвардейцы сделали 4 захода. Все истребители без потерь вернулись домой, оставив на аэродроме до десятка уничтоженных самолётов врага.
* * *
В Апреле 1943 года на участке фронта, где действовал 5-й Гвардейкий ИАП, немецкое командование впервые ввело в бой новый истребитель FW-190. Иногда они появлялись вместе с Ме-109. Было известно, что на новом истребителе установлен мотор воздушного охлаждения. От "Мессеров" эту машину отличало совершенство аэродинамических форм, повышенная мощность мотора, более высокая скорость и, очевидно, скороподъёмность. Какова маневренность нового вражеского самолёта ? Как он ведёт себя на различных высотах ? Как пилотируется ? Никто не знал. Эти вопросы требовали ответа.
Вскоре разведка донесла, что пилотируют "Фоккеры" лётчики, прошедшие подготовку в Берлинской школе воздушного боя. Командующий 17-й Воздушной армией приказал как следует "прощупать" берлинских асов в бою и, если представится возможным, приземлить одного из них на нашей территории.
...Когда двойной пунктир огненных всплесков, обозначивших передний край, превратился в почти сплошную пульсирующую цепочку и стрелка указателя высоты уже подобралась к 6000 метров, 4 Ла-5, пилотируемыя Николаем Киянченко, Александром Орловым, Александром Мастерковым и Сергеем Глинкиным, перешли в горизонтальный полёт, змейкой заходили над передним краем. Глаза лётчиков слепило от яркого неба. Неожиданно на солнечной стороне горизонта появились тёмные точки. Поворот, горка - и на фоне земли вырисовывались контуры 4 тупоносых "Фоккеров".
Киянченко и Глинкин сразу же врезались в строй вражеских самолётов, сковали боем одну пару FW-190. Идя на сближение со второй парой, Мастерков успел рассмотреть тонкий фюзеляж, тупой нос и словно обрубленные почти под прямым углом концы крыльев.
Первая атака по вражескому истребителю. Первая проба сил. Противники разошлись на вертикалях, не причинив друг другу вреда. Каждая встреча с фашистом, протекавшая даже считанные секунды, требовала от лётчика мгновенного ответа на тактические приёмы врага. Мастерков по манере ведения воздушного боя понял, что ведущий пары немцев - опытный пилот. Он ловко ускользал от прицельного огня и тут же сам переходил в атаку, демонстрируя незаурядное пилотажное мастерство. Чтобы взять верх над врагом, Гвардеец выжимал из своей машины всё, что мог. С концов плоскостей его самолёта то и дело срывались белые струи воздуха. Но и "Фоккеры" не отставали. Немецкие лётчики тоже тянули ручки так, что струи стали срываться не только с концов плоскостей, но и со стабилизаторов.
В последующих атаках Мастерков увеличил скорость и усложнил маневр. И вот желанный результат: на какое-то время фашистский лётчик остался один, без отставшего ведомого; надо отдать ему должное: не растерялся и поначалу предложил такой темп, который даже нашим Гвардейцам показался едва выполнимым. Но скоро в действиях противника появилась какая-то лихорадочность: начал злоупотреблять огнём с дальних дистанций. Тогда Мастерков понял: сбить его теперь будет нетрудно. Но ведь нужно было не уничтожить, а посадить крылатого "крестоносца" на нашей территории. Заставить его приземлиться.
Взгляд вниз - земля своя ! Когда уже порядком утомлённый враг не очень смело, но весьма искусно бросил машину вниз, прямо под брюхо "Лавочкина", Мастерков словно ждал этого. Успел удачно вынести перекрестье прицела перед носом "Фоккера". Трудно удержаться, не нажать пальцем на гашетку, когда перекрестье прицела, кажется, чересчур медленно ползёт сначала по мотору, потом по спине "Фоккера". Надо, надо принудить врага зайти на посадку. Перекрестье легло на хвостовое оперение. Пора ! Мастерков едва успел вдавить гашетку, как тут же дробная пушечная очередь снесла вершину киля, начисто срезала правую часть руля высоты FW-190.
Немецкий самолёт, словно ужаленный, метнулся было вверх, затем перевернулся через крыло и сорвался в штопор. Но вражеский ас сумел вывести свою машину из штопора и со скольжением посадить её. Пробороздив животом землю, FW-190 покорно лёг невдалеке от окопов наших солдат. На это и рассчитывал Гвардеец.
Когда возбуждённый Мастерков докладывал командиру полка о выполнении боевого задания Командующего 17-й Воздушной армией, тот прервал его:
- Молодец ! Представляю к правительственной награде !
23 Июня 1943 года в 8 часов 12 минут утра с командного пункта истребительной дивизии было получено сообщение о приближении к аэродрому на высоте 3000 метров вражеских бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Через минуту по тревоге вылетело на отражение налёта дежурное звено под командой Гвардии младшего лейтенанта Сергея Глинкина. Приказом по радио его направили наперехват противника. С соседнего аэродрома поднялась четвёрка Як-1.
Бомбардировщики противника изменили направление полёта и теперь шли строго со стороны солнца. Встреча наших истребителей с 9 немецкими пикировщиками произошла неподалеку от аэродрома. Заметив наших, "Юнкерсы" начали сбрасывать бомбы. Последовала одна атака наших истребителей, вторая. При выходе из второй атаки Ла-5 и Як-1 завязали было бой с 6 Ме-109. Но взлетевшая с соседнего аэродрома вторая группа Як-1 Старшего лейтенанта Сивцова приняла бой с "Мессерами" на себя.
Глинкин со своими лётчиками снова могли свободно продолжать бой с "Юнкерсами", которые, оторвавшись от своих истребителей и потеряв строй, разрозненно стали уходить на запад. Преследуя их, наши провели несколько последовательных атак. Глинкин с небольшой дистанции зажёг Ju-87.
Короткой была схватка и Гвардии младшего лейтенанта Мастеркова. Мгновенная атака, и чадящим факелом фашистский бомбардировщик пошёл на город Рогань. Одного Ju-87 сбил лётчик соседнего полка лейтенант Кучеренко.
Погоня за вражескими бомбардировщиками продолжалась до линии фронта. А в это время часть наших Як-1 изолировала "Мессеров", сковывая их до подхода наших свежих сил. В этом бою Старший лейтенант Сивцов сбил Ме-109.
На выручку своих самолётов враг посылает подкрепление в составе 16 истребителей, у которых из-под плоскостей выступали стволы и обтекатели пушек. Наши лётчики сразу поняли, с кем имеют дело. Это были Ме-109G-2. Навстречу им в воздух взлетают новые наши четв`рки Як-1 и Ла-5 под командой капитана Вертилецкого и гвардии младшего лейтенанта Попкова. Напряж`нный бой разгорался с новой силой. Он происходил на глазах личного состава в течение 18 минут, в основном на вертикалях. Попков первой же очередью подбил одного Ме-109G-2, затем - второй !
Ещё по одному "Мессеру" уничтожили Игнатьев и Долгов. Окутанный белым дымом, снижался и "Мессер", подбитый Гвардии младшим лейтенантом Кальсиным.
- Вражеские группы разбиты. Всем домой ! - услышали лётчики по радио.
На аэродромах подвели итоги: 10 сбитых вражеских самолётов - 4 "Юнкерса", 6 истребителей. И 3 подбито: 1 Ме-109 и 2 "Юнкерса".
Мы потеряли в этом бою 2-х товарищей: Василия Гринёва и Остапчука. Даже будучи тяжело раненным, на горящем факелом самолёте Гринёв сделал отчаянную попытку развернуться на 180° и пойти в лобовую атаку, чтобы уничтожить врага.
Победе наших лётчиков способствовала правильная организация боя. Хотя наращивание сил шло с обеих сторон, но наше командование добавляло свежие силы понемногу и гораздо чаще, чем противник.
* * *
5 Августа 1943 года в столице нашей Родины прогремел первый артиллерийский салют в честь воинов, освободивших Белгород и Орёл. В этот же день в полк прилетел командир корпуса генерал Аладинский, чтобы вручить отличившимся воинам полка ордена и медали.
...На правом фланге строя чуть колышется алое полотнище, овеянное славой Гвардейское знамя. Первым получает орден Отечественной войны 1-й степени заместитель командира полка по политчасти. Лётчикам И. Шардакову, А. Мастеркову и В. Попкову вручают сразу по 2 ордена. Награждаются И. Лавейкин, Н. Дмитриев, А. Беляков, И. Лавренко, Н. Григорьев, П. Горбатов, В. Комаров и другие. Всего 35 человек получили правительственные награды в этот день. Генерал по-отцовски обнимал награждённых, желал каждому из них новых успехов в боевой работе.
* * *
Раннее морозное утро Ноября 1943 года. Московский центральный аэродром до отказа заполнили готовые к отправке на фронт самолёты. В начале взлётной полосы поблескивали в лучах восходящего солнца свежей краской 2 тупоносых истребителя Ла-5. Около них собралось необычно много народа: лётчики, техники, авиаспециалисты, представители Главного штаба ВВС, фотокорреспонденты и... музыканты. Они прибыли на аэродром, чтобы передать лётчикам приобретённые на свои трудовые сбережения самолёты. На левом борту каждого надпись: "Весёлые ребята", а на правом - "От джаз-оркестра Л. Утесова". Вести на фронт эти машины предстояло Гвардейцам - комиссару авиационного полка и Гвардии лейтенанту Мастеркову.
Начался митинг. В своих выступлениях авиаторы горячо благодарили замечательного артиста и его коллег за подарок, обещали крепко бить фашистов в воздухе и на земле. Затем Леонид Осипович передал лётчикам формуляры самолётов. Лётчики надели парашюты, сели в кабины. Через несколько минут самолёты взлетели и взяли курс на юг...
"Весёлые ребята" - первоклассные самолёты конструкции Лавочкина - пользовались большой популярностью. Каждый лётчик считал за большую честь вылететь на них. Спустя 3 месяца авиаторы писали коллективу оркестра:
"Со времени получения вашего подарка Гвардейцы уничтожили в воздушных боях и на аэродромах 9 вражеских самолётов. Нет сомнения, что этот счёт будет расти. Ваши машины в надёжных руках. Они и впредь будут грозой для фашистов".
Слово своё Гвардейцы сдержали. Вот один из примеров.
...Командир эскадрильи Попков повёл 8 истребителей на прикрытие наступавших советских танкистов. При подходе к заданному району ведущий услышал голос со станции наведения:
- Соколы ! С запада ниже вас идут бомбардировщики.
Виталий Попков быстро вывел группу в заданный район и подал команду: "В атаку !"
Дерзкий налёт Гвардейцев ошеломил вражеских лётчиков. Немцы сразу не досчитались 2-х "Юнкерсов". А тут станция наведения предупредила наших о появлении в воздухе 6 Ме-109. Но Гвардейцы успели сбить ещё 3 бомбардировщика противника. При этом, 2 из них уничтожил на самолёте "Весёлые ребята" Гвардии старший лейтенант Александр Мастерков.
Через несколько дней в составе другой группы на самолёте "Весёлые ребята" отличился Гвардии лейтенант Игорь Глазков. Он сбил "Мессер", защитив своего друга.
Шло время. Счёт сбитых вражеских самолётов продолжал расти. Свою боевую биографию Ла-5 с надписью "Весёлые ребята" закончили в небе Берлина.
* * *
16 Февраля 1945 года 6 Ла-5 во главе с Попковым поднялись для прикрытия наши войска в районе Глогау. Набрав высоту 3500 метров, истребители пришли в заданный район и установили связь со станцией наведения. Самолётов противника не было. Уже в конце патрулирования Попков заметил группу врага. Более 20 Ju-87 под прикрытием 6 FW-190 шли на высоте 2000 метров в направлении наших войск. Попков приказал Мастеркову и Глазкову прикрыть его действия, а сам во главе четвёрки решительно атаковал бомбардировщиков. Короткой очередью он сбил сначала один Ju-87, а затем удачно атаковал второй. Тот, снижаясь, потянул за собой длинный дымный шлейф.
В это время ведущий другой пары Сорокин под прикрытием своего ведомого Марченко сумел зайти в хвост вражескому бомбардировщику и почти в упор расстрелял его.
Пара наших самолётов, не взирая на то, что истребителей противника было в 3 раза больше, также смело атаковала "Фоккеров". Бой шёл с переменным успехом, чаще на вертикалях.
Мастерков ринулся за вражеским самолётом. Как всегда, в такие минуты он почти сливался со своей машиной. Руки чуткие, сильные. Высокий, он сидел в кабине самолёта чуть согнувшись. Ещё мгновение, ещё - и можно дать очередь. Вражеский самолеё почти под прицелом. И тут в шлемофон врывается взволнованный голос Игоря Глазкова: "Саша, берегись ! У тебя в хвосте "Фоккер" !"
Случилось так, что в разгаре боя фашистский самолёт сзади, сверху попытался атаковать Мастеркова. Он уже готовился открыть огонь, но Глазков заметил это и поспешил на помощь. Огнём своих пушек успел подбить вражеский самолёт, а потом вместе с Мастерковым добил его. FW-190 свалился на крыло, огонь лизнул свастику. И вот, прочертив небо чёрным дымом, самолёт стал падать на землю.
Строй вражеских самолётов нарушился. Воспользовавшись их замешательством, Попков и Пчёлкин, поочередно атакуя, сбили ещё один "Фоккер".
Имея численное превосходство, противник пытался перехватить инициативу у наших лётчиков. Но тщетно. Шестёрка Гвардейцев продолжала атаковать фашистов, используя превосходство в высоте и скорости. Боекомплект и бензин подходили к концу, но никто не выходил из боя. Он длился всего 8 минут. За это время наши лётчики сумели сбить 5 фашистских самолётов. Этот бой наблюдал генерал Слюсарев, командир корпуса, который остался доволен действиями Гвардейцев.
...Февральское солнце заметно пригревало, деревья уже готовились к весне - по стволам шли хмельные соки. Март, Апрель... Всего 2 месяца отделяли лётчиков от конца войны.
* * *
20 Марта 1945 года полк понёс тяжелую утрату. Перестало биться сердце бесстрашного лётчика - истребителя Гвардии старшего лейтенанта Александра Борисовича Мастеркова.
Случилось это над немецким городом Бауценом. Первая четвёрка "Лавочкиных" Виталия Попкова, развернувшись в левый пеленг, атаковала железнодорожный эшелон с нефтеналивными цистернами. Александр Мастерков повторил маневр командира группы, вывел свою четвёрку таким же чётким строем. Цистерны стремительно приближаясь, увеличиваются. Пора. Лётчик тянет на себя ручку управления и нажимает на кнопку бомбосбрасывателя. Сверху, делая второй заход, он видит, как пламя, прорываясь сквозь дым, охватывает всю территорию железнодорожного узла. Теперь наши истребители устремляются вдоль железнодорожных составов, поливая их свинцом. И тут же земля ожила. Десятки огненных трасс "эрликонов" потянулись к "Лавочкиным". Не обращая внимания на огонь зенитных пушек, Гвардейцы продолжали расстреливать цистерны. Они выполнили 5 заходов, 5 ошеломляющих ударов...
Узёл коммуникаций противника потонул в облаках дыма и огня. Штурмовка уже подходила к концу. Постепенно рассеялась чёрная пелена дыма, и на фоне проступившей голубизны весеннего неба стало отчётливо видно, как разрывы 3-х зенитных снарядов, вспыхнув перед самым носом самолёта Мастеркова, на какое-то время заслонили его машину. Шедший рядом ведомый, молодой лётчик Алексей Марченко, от неожиданности так рванул свой самолёт, что сразу отскочил на 500 метров в сторону.
- Давай... Остальным занять свои места. Работа не окончена.
И группа снова, как тяжёлый кузнечный молот, обрушилась на цель.
Плавно отвернув от группы, Пчёлкин пристроился к Мастеркову, стал рядом. На левой плоскости его самолёта зияющий просвет пустоты. Из-под обшивки вырвалось пламя.
Тяжело чувствовать свое бессилие. Ничем не мог помочь другу Пчёлкин. Оставалось одно - идти рядом и наблюдать... Израненная горящая машина хотя и подчинялась воле лётчика, но продолжала терять драгоценные метры высоты. Через секунду пламя охватило машину.
- Саша, прыгай ! Прыгай же... - закричал по радио Пчёлкин.
Ответом был только шорох разрядов в наушниках шлемофона. Мастерков молчал. Видимо, он был тяжело ранен, или вышла из строя радиоаппаратура. Вот промелькнула автострада. Внизу территория, занятая нашими войсками. Пора, давно пора расстаться с горящей машиной. Мастерков отстегнул ремни, открыл фонарь, кое-как оттолкнулся ногами от сидения. Рука нащупала кольцо парашюта. Купол начал раскрываться. Вот-вот наполнится воздухом. Вздохнувший было с облегчением Пчёлкин тут же зажмурился от ужаса: киль перевернувшегося самолёта распорол купол парашюта. Это был конец...
Пчёлкин ввёл свою машину в глубокий вираж, а затем, переводя её в пикирование, пошёл к земле, туда, куда падал друг. Он ясно разглядел лежавшего на спине Сашу. Куски лёгкого шелкового купола словно саваном накрыли бездыханное тело Мастеркова.
8 лет тому назад на московском заводе "Динамо" он решил подать заявление с просьбой направить его в аэроклуб. Заводской комитет и комсомольская организация завода единогласно одобрили намерение юноши. Так Саша ушёл в авиацию. Каждый день после работы спешил в аэроклуб на занятия. А когда кончил учёбу, по путёвке комсомола уехал в старейшее в стране дважды орденоносное Борисоглебское авиационное училище имени В. П. Чкалова. Здесь готовили лётчиков - истребителей. Промелькнули курсантские годы. После окончания училища Саша остался в нём лётчиком - инструктором, совершенствуя и оттачивая технику пилотирования.
С первых же дней пребывания на фронте он показал незаурядные способности. Тогда ему только - только исполнился 21 год, а это уже был зрелый пилот. Мягкий и отзывчивый на земле Саша преображался в воздухе.
Однажды 6 истребителей вылетели на штурмовку войск в районе города Губена. Обнаружив скопление вражеских войск и автомашин, группа с пикирования сбросила бомбы и произвела 3 захода на штурмовку. При выходе из очередной атаки ведущий Мастерков увидел на горизонте еле заметные точки. Более 20 бомбардировщиков колоннами шли курсом на восток. Они несли смертоносный груз, чтобы обрушить его на передовые позиции войск. Отважная шестёрка ринулась в самую гущу фашистов. Их флагман был сбит Мастерковым первой же очередью. Однако это не дезорганизовало вражеский строй. Противник продолжал лететь избранным курсом. Ещё одна атака "Лавочкиных". Небо снова расчертили чёрные дымовые шлейфы. Большинство "Юнкерсов" сбросили бомбы и начали уходить. Замысел врагов был сорван.
Мастерков развернул свою шестёрку в 3-ю атаку и стал пересекать курс уцелевшей группе вражеских машин. Огонь наших лётчиков был исключительно точным. Ещё 4 фашистских самолёта вспыхнули в воздухе и один был подбит. Последний пикировщик продолжал удаляться. Догнать его не составляло труда. Перекрестие прицела легло на цель. Нажаты гашетки бортойых пушек, но самолёт, не вздрогнув, как обычно при стрельбе, плавно продолжил полёт. "Кончились боеприпасы", - мелькнула догадка. Таран ! Только эта возможность оставалась у лётчика.
И Мастерков повёл истребитель на сближение с врагом. Он шёл на опаснейший маневр, требующий не только смелости, выдержки, но и твёрдости руки, точности глаза. Ловко подвёл свой истребитель к хвосту бомбардировщика. Вот серебристый диск винта уже навис над хвостовым оперением вражеской машины. Едва уловимым движением лётчик передал усилие на ручку управления и винтом, словно острием клинка, начисто снёс тройник хвостовых рулей вместе с чёрным пауком свастики. Клюнув носом, "Юнкерс", обгоняя собственное хвостовое оперение, врезался в землю.
Вздрогнул "Лавочкин", начал было терять скорость, но лётчик применил всё своё искусство, чтобы дотянуть до места базирования полка. Под прикрытием напарника он пересёк линию фронта и очень бережно посадил самолёт.
В том бою было уничтожено 6 вражеских самолётов, 3 из них сбил Гвардии старший лейтенант Александр Мастерков.
...А потом этот вылет. Виталий Попков первым посадил самолёт и тут же зарулил на свою стоянку. Тяжело дыша, вытирая пот, он вылез из кабины, снял шлемофон, подставив влажные чёрные волосы тёплому весеннему ветру. Один за другим садились лётчики группы. Не хватало только одной машины. Не было Саши Мастеркова.
Однополчане запомнили навсегда эту дату: сердце Саши перестало биться 20 Марта 1945 года, в 11 часов 26 минут. Даже не верилось, что его нет в живых. Коммунисты и комсомольцы полка обратились к командованию с просьбой похоронить Мастеркова на Родине. Вскоре по указанию командующего 2-й Воздушной армией Генерал - полковника авиации С. А. Красовского на полевой аэродром прибыл транспортный самолёт Ли-2. Лётчики, техники, мотористы прощались со своим боевым товарищем. В новой офицерской гимнастёрке лежал в цинковом гробу Саша. Русые волосы аккуратно причёсаны. Спокойный, красивый, он, казалось, просто спал.
Друзья несли ранние живые цветы к его изголовью, а душу рвал на части траурный бетховенский марш. В скорбном молчании замер почётный караул... И как последняя память - боевой листок эскадрильи в траурной рамке с портретом Саши и статьёй, которую подписали все лётчики полка. Она была их клятвой отомстить за смерть Александра Мастеркова, не давать пощады врагу, бить его до полного разгрома. Похоронили его в Москве, на Калитниковском кладбище.
Около 200 раз взлетал он в грохочущее небо Великой Отечественной войны, около 40 раз ходил на штурмовку с бомбометанием, бесстрашно провёл 40 воздушных боёв, в которых сбил 18 самолётов врага. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 15 личных и 2 групповые победы. ] На прифронтовых аэродромах он получил 4 боевые награды. А 5-ю, самую высшую - орден Ленина и медаль "Золотая Звезда" - получить не довелось...
За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года Гвардии старшему лейтенанту Мастеркову Александру Борисовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
* * *
20 Октября 1970 года исполком Моссовета принял решение переименовать 4-й Автозаводской проезд в Москве, примыкающий к заводу "Динамо", в улицу Мастеркова. На памятной доске: "Улица Мастеркова названа в 1970 году в память Героя Советского Союза, лётчика - истребителя, бывшего токаря завода "Динамо" Мастеркова Александра Борисовича (1921 - 1945 гг.)". Пионерская дружина 474-й средней школы Москвы долгое время носила имя Героя, а в 484-й средней школе открыта комната - музей 5-го Гвардейского истребительного авиаполка.
Не только на табличках домов, не только в паспортах жителей улиц, но и в сердцах земляков и однополчан живёт его имя. Министерство связи СССР большим тиражом выпустило почтовые конверты с портретом А. Б. Мастеркова.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: