В сквере имени братьев Дубининых в Моздоке в тени неопознанных нами лиственных деревьев уютно расположился нулевой километр Военно-Грузинской дороги. Барельеф с дилижансом, которым управляет усатый извозчик, руля двумя лошадьми. Рядом, как водится, столб верстовой характерной раскраски. И даже чугунный люк за столбиком в асфальте, хоть и не носит никаких информационных оттисков, но выглядит очень историческим :) Это историческое начало Дороги, сейчас стартом считается Владикавказ. Но история есть история, данная достопримечательность по праву входит в топовые места Моздока и размещается в качестве символа города на местной сувенирной продукции. И оформление нулевого километра здесь одно из самых достойных из посещённых нами.
* * * Как торговый путь эта Дорога известна с древнейших времён. О ней в I в. до нашей эры писал Страбон, а в I в. нашей эры путь, именуемый ныне Военно-Грузинской дорогой, упоминается в трудах Плиния. В то время это была узкая, труднопроходимая и опасная тропа, которая являлась кратчайшим путём через заснеженную цепь Кавказских гор. Дорога упоминается в трудах греческих и арабских писателей и учёных, а в XI-XII вв. она становится популярной в связи с бурным развитием торговли между многочисленными народностями Предкавказья и Грузии. С XIII в. в связи с нашествием монголов движение по дороге временно прекращается, возобновляется и принимает регулярный характер с XIV в. В начале 19 века караванная дорога была промаркирована вблизи перевала высокими шестами с насаженными на них конскими черепами или привязанными тряпками. Крестовый перевал, который в ту пору носил название Гудаури, всегда имел дурную славу из-за снежных заносов и лавиноопасности зимой (пока ситуация не сильно поменялась)).
После присоединения Восточной Грузии к Российской Империи дорога приобрела особое значение, и в 1803 году началось её строительство, а в 1811 г. дорога была передана из армейского подчинения в ведение Управления путей сообщения. Русские войска впервые прошли по этой дороге во время русско-турецкой войны 1768-1774 г. И лишь в 1799 году по ней было открыто постоянное сообщение с Россией, после прохода по ней генерала Г.Г.Тотлебена, который преодолел её со своими полками, по ходу проводя строительные работы и наводя мосты.
В 1863 г. состоялось официальное открытие Военно-Грузинской дороги, именно тогда и появилось это название вместо старого - Дарьяльская. Начальным пунктом считался Моздок, а конечным Тифлис.
«Единственная военная дорога, заслуживающая это название, вьется от Моздока к Тифлису, проходя через теснины Дарьяльского ущелья» Карл Маркс
Дорога Моздок - Владикавказ проходила слишком близко к чеченцам, поэтому вскоре её перенесли на запад за Терек, и стартовая точка началась примерно там, где сейчас город Прохладный. Но всё равно перегон до Владикавказа был диким, безлюдным и опасным. Сейчас стартом считается Владикавказ. Источники (с) (с) (с)
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: