В небесах мы летали одних, Мы теряли друзей боевых, Ну а тем, кому выпало жить, Надо помнить о них и дружить.
/из песни «Воспоминание об эскадрилье Нормандия-Неман» /
В конце 1941 года председатель национального комитета Свободной Франции генерал Шарль де Голль в Лондоне сделал заявление о том, что в войне СССР с Германией решается судьба мира, и что он хотел бы, чтобы вместе с советскими воинами с немцами сражались и французы.
Советское правительство ответило согласием и в начале 1942 года в подмосковное Иваново прибыла группа лётчиков-добровольцев из Военно-воздушных сил Свободной Франции, названная именем «Нормандия», состоящая из 15-ти французских лётчиков, 39 техников и 4 штабных офицеров.
Уже в апреле 1943 г. на Западном фронте эскадрилья вошла в 303 авиадивизию 1-й Воздушной Армии известного лётчика-испытателя, генерал-майора М.М. Громова, которой командовал Герой Советского Союза генерал-майор Г.Н. Захаров. Эскадрилья «Нормандия» была французским национальным формированием: командовали ей французы, летчики носили темно-синюю форму и знаки различия французских ВВС, радиопереговоры в воздухе велись на родном языке. До августа 1943 года самолеты первой эскадрильи обслуживали советские техниками, а второй — французские.
В июле 1943 эскадрилья была преобразована в 1-й отдельный истребительный авиационный полк «Нормандия». 26 мая 1944 года полк стал базироваться недалеко от деревни Дубровка Руднянского района Смоленской области.
Состав французского авиаполка в то время был самым большим за время пребывания на советско-германском фронте, боевое мастерство летчиков намного повысилось. Итог боевой деятельности полка только за 1943 год: 77 самолетов противника, 18 повреждено и 8 сбито предположительно. Собственные потери составили 21 человек из 37 участников боев. Победы большие, но и потери немалые.
В воздушных боях погибли летчики Жак Гастон, де Фолетан. На глазах местных жителей погиб Марсель Лефевр, возвращающийся на поврежденной машине с боевого задания. Факелом вспыхнул самолет, идущий на посадку, и летчика, получившего огромные ожоги, спасти не удалось. Французский летчик Марсель Лефевр был удостоенный звания Героя Советского Союза.
…
15 июля 1944 года, когда полк перебазировался с аэродрома с. Дубровка Смоленской области в городок Микунтани (Литва), произошла еще одна беда.
Самолет капитана Мориса де Сейна взлетел в небо, вместе с ним летел его лучший друг и товарищ старшина Володя Белозуб, авиамеханик. Самолет, прощально качнув крыльями, ушел в сторону Литвы, где авиаполк ждал новый аэродром. Этот день стал последним для двух друзей.
Морис де Сейн родился 7 августа 1914 года, в Париже, и был единственным ребенком в семье. В полк «Нормандия – Неман» прибыл в январе 1944 года, в Тулу. И сдружился здесь со своим механиком – простым русским парнем из села Покровское рядом с Днепропетровском. Внешне они никак не походили друг на друга. Один – щеголь, аристократ по происхождению, имел дворянский титул маркиза. Другой – слегка неуклюжий, добродушный парень. Они быстро учили язык друг друга. Старший лейтенант Морис де Сейн первым из летчиков полка ходатайствовал перед командованием о представлении своего техника, старшины Владимира Белозуба, к правительственной награде.
В тот день, при перелете полка на аэродром Микунтаны, оба друга оказались вместе в одной кабине. Это было обычным делом – когда меняли позиции, пилоты часто, вопреки инструкции, перевозили своих механиков на заднем сиденье самолета. При этом парашют на случай чрезвычайной ситуации имелся только у пилота. На низкой высоте их самолет был обстрелян немцами. Одним из попаданий была нарушена герметичность бензосистемы. В кабину начал вытекать бензин, и летчику практически ничего не было видно вокруг. С земли приказали срочно покинуть самолет, но де Сейн ответил отказом – сзади, в фюзеляжном отсеке, был его друг – Володя Белозуб. Он несколько раз пытался зайти на посадку вслепую, после третьего захода самолет врезался в землю и исчез в огромных вспышках пламени…. Оба друга погибли.
Мать Мориса де Сейна, через много лет, скажет посетившему ее генералу Георгию Нефедовичу Захарову, командующему полком:
– Мой генерал! Это был мой единственный сын, моя надежда, мое утешение. С его гибелью обломилась последняя веточка на генеалогическом древе нашего рода. Но иной смерти своему сыну я бы не желала.
В советское время были опубликованы письма, которые написали оба друга домой.
«Когда вернусь, расскажу вам про своего французского друга Мориса де Сейна. Он лихо бьёт фашистов. А на досуге мы учим друг друга грамоте: он меня — французскому, а я его — русскому...».
«Мама, я называю его философом. Он ждет моего возвращения с нетерпением, как и ты, мама. Но к нему я возвращаюсь чаще, чем к тебе, даже в мечтах о родном доме. Пока я сплю, вижу тебя и Клода, он же не знает ни сна, ни покоя. Владимир делает в это время всё, чтобы я вернулся. Мама, какой он мастер, какой парень! Ты увидишь его, мама…».
Рассказывают также, что в мирное время французские летчики, вместе со своими механиками, побывали у матери де Сейна, и увидели висящие рядом портреты Мориса и Владимира. «Они оба – мои сыновья», – сказала им мадам де Сейн. Точно такие же портреты висели в селе Покровское у родителей Белозуба.
…
За участие в освобождении Литовской ССР и форсировании реки Неман приказом Верховного Главнокомандующего полку было присвоено наименование «Неманский».
С мая 1943 года и до конца войны «нормандцы» в составе 303-й истребительной авиадивизии прошли боевой путь от Подмосковья до берегов Балтийского моря, участвовали в освобождении Орла, Брянска, Смоленска, Белоруссии и Литвы, в овладении Гумбиннена, Кенигсберга и других городов.
За боевые успехи 76 лётчиков полка были награждены советскими и французскими орденами. Четверо из них: Марсель Альбер, Ролан де ля Пуап, Жак Андре и Марсель Лефевр были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
20 июня 1945 года полк «Нормандия-Неман» на сорока подаренных истребителях Як-3 совершил посадку на аэродроме Ле Бурже. Один самолет Як-3 и сегодня экспонируется в Парижском музее авиации.
Французские и советские летчики вместе сражались до конца войны. После войны историю полка «Нормандия-Неман» рассказал режиссер Жан Древиль, снявший в 1960 году художественный фильм, ставший первым совместным советско-французским кинопроектом. Картина получилась отличной, но политические реалии того времени не позволяли рассказать о многом. В далеком Париже у сестры погибшего Мориса де Сейна вырос сын Володя, названный так в честь фронтового друга ее брата. На юге Франции в Оранже расположена военно-воздушная база "Капитан де Сейн", которая носит имя капитана Мориса де Сейна, пилота эскадрильи Нормадия-Неман. А на месте дислокации авиаполка в деревне Дубровка стоит скромный обелиск, к которому приносят цветы потомки тех, кто подарил нам это чистое небо и тихие просторные поля.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: