1931 год и современное фото.«Хавско-Шаболовский жилой комплекс», лабиринт, 14 шаг.
Автор: Solo
Создан: 20.07.2021
Опубликован: 20.07.2021
(отредактирован: 17.03.2023)
Описание окружающей местности
Когда в 1917-ом году произошла революция, административной границей Москвы была Окружная железная дорога (МОЖД, современное МЦК), построенная в 1908-ом и частично (на юге Москвы) совпадавшая с трассой старинного Камер-Коллежского вала. Районы вокруг МОЖД, застроенные относительно свободно - больницы, фабрики, поля, сады, деревни - приняли на себя основной "удар" архитектурных экспериментов, захлестнувших Москву в 1920-е годы. И сегодня эти районы - одна станция метро от кольца - являются самыми интересными в плане застройки и одновременно самыми уязвимыми и быстро меняющимися во всём городе. Здесь Москва элитных жилых комплексов и безумно дорогих квадратных метров встречается со старой, пыльно-фабричной, рабоче-крестьянской Москвой и неизменно побеждает её, - а это значит, что скоро от исторического облика городских кварталов вокруг МОЖД и ТТК может ничего не остаться. А пока ещё что-то осталось, здесь приятно гулять. В объективе - Шаболовка...
В отличие от многих других радиальных московских улиц, Шаболовка никогда не была магистральной (крупной, оживлённой) дорогой. Она сложилась на пути из Москвы в подмосковное село Шаболово, ещё в 1960-е годы стоявшее на пересечении современных Нахимовского проспекта и Новочерёмушкинской улицы. Дорога на Шаболово начала застраиваться в конце XVII века, и деревянная церковь Троицы (Шаг 2) в ту пору отмечала место, где застройка со стороны Москвы кончалась. Дальше тянулись поля.
На плане Москвы 1739-го года Шаболовка отмечена до Донского монастыря. По состоянию на 1744 год земли к востоку от улицы (по нечётной стороне) принадлежат Свято-Данилову монастырю и сдаются им в аренду под домовладения, к западу (по чётной стороне) - Донскому монастырю. В 1793-ем году на Шаболовке числится тридцать семь дворов, строения везде - деревянные, в один-два этажа, с большими садами и огородами - типичная окраинная улица того времени.
В 1812-ом году Шаболовка считается улицей уже до Серпуховского Камер-Коллежского вала, но по-прежнему по обеим сторонам её главным образом огороды и сады.
В 1854-ом году на Шаболовке уже сорок восемь владений. Нечётная сторона её застроена до Шаболовского переулка (современной улицы Шухова). Огромный двор с садом на углу с переулком принадлежит Варваринскому сиротскому приюту (по нему и переулок переименован вначале в Варваринский, а затем в Сиротский).
На рубеже веков облик Шаболовки меняется: вместо деревянных появляются каменные строения в три-четыре этажа, с палисадниками. Количество домовладений приближается к ста. Улица замощена булыжником, по ночам на ней горят керосиновые фонари. Огороды остаются только вокруг Донского монастыря. Тем не менее, движение по улице небольшое, и она по-прежнему выглядит тихой окраиной.
Сельский ли, умиротворенный характер улицы, близость ли двух монастырей, а может быть и то обстоятельство, что до 1917-го года южные и западные предместья Москвы, в отличие от северных и восточных, были слабо развитыми в индустриальном плане, и воздух здесь был чище, - да только на Шаболовке и ближайших улицах (Донской, Большой Серпуховской, Большой Калужской) в начале XX века действовало огромное количество больниц, школ, приютов и богаделен.
Кое-какое производство на улице также имелось. В 1830-е на углу с Ризположенским переулком открылась шёлковая фабрика Гужона и Симоно. В 1860-е заработал пивоваренный завод Карнеева и Горшанова. В 1916-ом были отстроены и вступили в строй громадные корпуса нового шведско-российского предприятия - «Шарикоподшипник СКФ». После 1917-го года все предприятия были национализированы и расширены.
Что интересно, многие из этих заводов, богаделен и больниц сохранились до наших дней. Одни продолжают работать по исторической специальности, другие давно сменили её. А Шаболовка, застроенная сегодня исключительно плотно и разномастно, умудрилась сохранить своё собственное, неповторимое лицо. Это типичная московская улица - близкая к центру, но не центральная. Здесь и работают, и живут. На автомобиле по Шаболовке ехать не очень удобно: посередине проезжей части, по всей длине улицы, тянутся трамвайные пути. Может быть благодаря трамваям Шаболовку до сих пор можно перейти в любом месте, не создавая помехи транспорту. На этой улице почти всегда оживлённо и как-то уютно, суетно, но не нервозно. Почти Москва начала XX века...
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: