«Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство» К.Э. Циолковский
Да, да, именно вот так – дедушка отечественной космонавтики. И вы, наверняка, уже догадались, кому посвящён этот памятник, к которому я вас привела. Да, ему – Циолковскому Константину Эдуардовичу – удивительно самобытному и талантливому учёному, который до многого дошёл сам, занимаясь самообразованием.
Не хочу утомлять вас, дорогие коллеги-геокешеры, длинным рассказом о выдающемся учёном и изобретателе. Хотя рассказать о такой замечательной и нешаблонной личности можно было бы о-о-о-чень много. Но основные вехи жизни Циолковского всё же позволю себе здесь обозначить.
Будущий учёный-самородок родился 17 сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии. А вы знаете, как он сам потом, спустя годы, писал об этом событии? Вот так: «Появился новый гражданин вселенной, Константин Циолковский». Чувствуете, какой масштаб самоощущения? Да, вселенский! Может, поэтому и загадочный космос стал так интересен? Надо было изучить и познать то, разумной частичкой чего ты являешься.
Циолковский проучился четыре года в Вятской гимназии, а потом три года посвятил самообразованию. Во многом это объяснялось тем, что учиться вместе с другими детьми в классе ему было тяжело – он плохо слышал в результате перенесённой в 10 лет скарлатины, которая и дала такое тяжёлое осложнение. В дальнейшем слух продолжал ухудшаться, и Циолковскому даже пришлось пользоваться специальной слуховой трубкой, которую он изобрёл сам. Константин много времени посвящал изучению математики, геометрии и физики. А ещё он любил что-то изобретать и мастерить своими руками – самодвижущиеся коляски, ветряные мельницы, удивительную астролябию и много других поразительных механизмов-самоделок.
В июле 1873 года отец решил направить сына в Москву для поступления в техническое училище, которое ныне известно как МГТУ имени Н.Э. Баумана. Но юноша почему-то туда не поступил, но, оказавшись в столице, продолжал много заниматься самостоятельно – ходил в общественную Чертковскую публичную библиотеку на Мясницкой, проводя там зачастую целые дни. В этот период большое влияние на Циолковского оказали труды Д.И. Писарева, у которого ему очень приглянулись и были взяты в будущем на вооружение методы популяризации научных знаний.
В 1876 году молодой человек вернулся в Вятку, где жила в то время его семья. Отец помог ему устроиться репетитором по алгебре и геометрии, и Константин стал сам зарабатывать на жизнь и свои научные изыскания. Он смог снять помещение, которое приспособил под мастерскую-лабораторию. Спустя два года отец, выйдя на пенсию, решил переехать в Рязань, и вместе с ним туда уехал и Константин. Здесь он опять много занимался самостоятельно – изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. И вскоре экстерном сдал экзамены в Первой гимназии и поехал преподавать математику, геометрию и физику в Боровск, а потом и Калугу. Пришло время, и он женился на дочери священника Варваре Соколовой. Она очень облегчила учёному быт и решение разных бытовых вопросов, отнимавших время от занятий наукой.
Всё свободное от учительства время Циолковский посвящал науке – писал свои труды и ставил опыты. Здесь были написаны первые научные работы – «Теория газов», «Механика животного организма» и «Продолжительность лучеиспускания Солнца». С признанными учёными того времени у него сложились несколько странные отношения, что объяснялось его неординарным характером и натурой – одни относились к его трудам весьма доброжелательно, другие – несколько скептически. Со многими из них, даже, несмотря на приглашения, он отказывался встречаться. Как это было, например, в случае со знаменитой Софьей Ковалевской, познакомиться с которой его пригласил П.М. Голубицкий, уже известный в то время изобретатель в области телефонии.
Циолковский увлёкся воздухоплаванием – его гениальный ум занимала постройка цельнометаллического дирижабля, который должен был наполняться не водородом, а горячим воздухом. Но вскоре учёный-мечтатель обратил свой взор и научную мысль ещё выше – к звёздам, космосу. В 1887 году из-под его пера вышла повесть «На Луне», в которой он описал, что и как чувствует человек, оказавшийся на Луне. Удивительно, но многие предположения и мысли учёного впоследствии оказались верными.
В 1903 году Циолковский уже целиком и полностью стал заниматься вопросами освоения космоса. В работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он уверенно заявил, что космос можно исследовать и покорять с помощью такого аппарата как ракета. Именно он первым разработал концепцию жидкостного ракетного двигателя. Ему принадлежит термин «вторая космическая скорость», которая необходима для выхода ракеты в Солнечную систему. А ещё именно Циолковский предложил варианты ракетного управления, систем охлаждения, конструкции сопла и системы подачи топлива. Он выдвинул смелые идеи космического лифта, как изучить и даже обжить космос при помощи орбитальных станций. Кто-то скептически улыбнётся и пренебрежительно скажет: «Фантазёр!» Нет! Большой учёный с пророческими идеями, предтеча многих научных открытий и изобретений будущего!
Циолковский продолжал неустанно и кропотливо работать над решением многих других интересовавших его вопросов и проблем, связанных с освоением космоса, вплоть до своей смерти 19 сентября 1935 года. И было ему 78 лет.
Существует мнение, что личность Циолковского после его смерти была во многом канонизирована, и был создан некий миф о гениальном учёном-самоучке и универсале. Но мне лично да, знаю, и многим другим подобная позиция и интерпретация личности учёного и его трудов не только не нравится, но и представляется явно несправедливой и надуманной. И хочется мне привести слова русского и советского учёного Я.И. Перельмана, сказанные им в 1937 году, который вот как охарактеризовал Константина Эдуардовича Циолковского и его вклад в науку: «Циолковского принято называть, за неимением иного определения, изобретателем. Он был, однако, изобретатель не в обычном смысле этого слова. Деятельность его не успела ещё принести осязательных плодов, которые вошли бы в наш повседневный быт… Трудами Циолковского воспользуются будущие поколения. Он – творец смелых замыслов, замечательный технический мыслитель, один из величайших в нашем Союзе».
И позволю себе привести ещё одно высказывание о дедушке отечественной космонавтики Константине Циолковском одного человека, а именно общепризнанного отца отечественной космонавтики Сергея Павловича Королёва, известного во всём мире советского учёного, конструктора, основоположника практической космонавтики: «...он не просто теоретизировал, а с исключительной проницательностью и глубиной окружал все свои, иногда столь необычайные, теоретические выводы такими серьёзными и подробными практическими соображениями, что огромное большинство из них нашло применение и широко используется и по сей день во всех странах мира, занимающихся ракетной техникой».
Память о выдающемся учёном чтят и у нас в стране, и за рубежом. Кто бывал, как, например, я, в Калуге, тот знает, что в этом городе есть отличный мемориальный дом-музей К.Э. Циолковского. Там же можно не один час провести в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, узнав много нового и познавательного. Дом-музей Циолковского можно посетить в Боровске, а в Кирове – Музей авиации и космонавтики К.Э. Циолковского. Памятники учёному установлены во многих городах – Калуге, Боровске, Санкт-Петербурге, Москве, Брисбене (Австралия).
Москва в этом плане выделяется особо – в столице целых три памятника учёному. Один, наиболее известный, на ВДНХ, на Аллее космонавтов, у подножия, уверена, всем хорошо известного и грандиозного монумента покорителям космоса – взмывающая ввысь, в космос ракета. Ещё один – на Ленинградском проспекте, недалеко от центрального входа в Петровский путевой дворец, в котором в советские годы располагалась Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского. А третий – вот этот, перед которым вы сейчас стоите. Почему здесь? Наверное, легко догадаться – потому что воздвигли его в скверике рядом с улицей Циолковского. Улицу в память о знаменитом учёном, основоположнике теории космонавтики назвали, по одним данным, аж в 1934 году, а по другим – в августе 1960 года. Улица Циолковского проходит от одной из главных улиц Тушина – улицы Свободы на запад, пересекает улицу с красивым (прямо-таки деревенско-садовым или даже чеховским) названием – Вишнёвая и проходит до подъездных путей Московского машиностроительного предприятия имени В.В. Чернышёва, бывшего завода «Красный Октябрь». А вот о нём и его некой связи с Циолковским я расскажу вам чуть позже.
Памятник учёному – мечтателю и изучателю космических и околокосмических проблем – был открыт 4 октября 2007 года. Его автор – скульптор Н.А. Иванов. Памятник появился здесь, далеко не в парадном центральном районе столицы, благодаря инициативе и стараниям местных жителей – средства на его проектирование и создание собирали всем миром. И от этого, на мой взгляд, этот памятник особенно ценен и достоин внимания. Именно потому, что он далёк от так широко распространённого и заполонившего многие улицы и площади наших городов официоза. А здесь вашим глазам предстанет довольно скромный бюст учёного на высоком гранитном постаменте. Но как же хорош Циолковский! Вдохновенный, талантливый, с устремлённым в космическое будущее взором! Памятник стоит в центре сквера имени Циолковского. Летом, а мне доводилось здесь бывать и раньше, скверик утопает в зелени, и в жаркий день здесь приятно отдохнуть от летнего зноя. Скверик должен понравиться и вашим деткам – они отлично развлекутся и проведут время на ярких новеньких детских площадках, пока вы будете искать ответы на вопросы тайника.
А теперь, как и обещала, немного о заводе, который расположился здесь же, совсем недалеко от памятника Циолковскому (центральная проходная – N 55° 49.743' E 37° 26.663') – в прошлом это и номерной завод № 500 НКАП, и завод «Красный Октябрь», а с 1983 года Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышёва. Завод с историей – был создан ещё в далёком 1932 году. Здесь впервые в стране были созданы звездообразные поршневые моторы конструкции Швецова-Назарова-Коссова для лёгких гражданских самолетов «Сталь-2», Ш-7. В годы Великой Отечественной войны здесь делали авиадизели для ночных бомбардировщиков Пе-8, Ер-2, а также торпедных катеров и танков. После войны на заводе начали крупносерийное производство первых в стране турбореактивных двигателей РД-500, а также двигатель ВК-1 конструкции В.Я. Климова. Двигатели использовались на самолётах конструкции Ильюшина, Лавочкина, Микояна, Сухого, Туполева, Яковлева. В 1952 году с завода начали выходить авиадвигателя АМ-5А конструктор А.А. Микулина для всепогодного истребителя-перехватчика Як-25. А в 1958 году – двигатели С.К. Туманского Р11Ф-300, который на истребителе МиГ-21 позволил установить рекорды скорости и высоты полёта.
Ну, а вот теперь о самом главном. В эти же годы, с конца 1950-х, на заводе начали производить жидкостно-реактивные двигатели С2-1150 конструкции А.М. Исаева для межконтинентальной крылатой ракеты «Буря». Ракета «Буря» (изделие «350», В-350, Ла-350, Ла-Х) была первой в мире сверхзвуковой двухступенчатой межконтинентальной крылатой ракетой наземного базирования. А мы помним, что первым разработал концепцию жидкостного ракетного двигателя Константин Циолковский. Вот вам и эта некая связь и перекличка времён.
Некоторые исторические здания этого завода, построенные в начале 1930-х годов, можно осмотреть с улицы, например, один из производственных корпусов – голубое здание интересной архитектуры (на западном отрезке улицы Циолковского N 55° 49.741' E 37° 26.578'). А напротив памятника Циолковскому на другой стороне улицы Вишнёвая вы можете ознакомиться с Дворцом культуры этого завода, построенным в 1965 году – образцом более позднего периода советской архитектуры.
Ну, а теперь, если вы не просто любознательный житель или гость столицы, но ещё и геокешер, можно приступить к поиску ответов на виртвопросы, потому что тайник виртуальный.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: