В декабре 2020 года исполнилось 150 лет Пермскому академическому театру оперы и балета имени П. И. Чайковского. И это одно из самых знаковых мест на культурном пространстве уральского города.
У меня очень личное и трепетное отношение к этому театру. В свой первый приезд в этот город в самом начале нулевых, в декабре месяце, я чудом попала на балет «Щелкунчик» (билетов не было!). До бурной культурной революции Перми было еще с десяток лет, зимний город был достаточно уныл и депрессивен, жила я у знакомых на самой окраине, с транспортом проблемы, и вдруг… Волшебная музыка Чайковского, любимая с детства сказка, шикарные интерьеры театра – все это врезалось в память с такой силой, и оставило такой эмоциональный след, что вылилось в любовь к Перми в целом и желание в нее возвращаться.
Но, зайдем с начала ;) В 1870 году в Пермском театре состоялась первая премьера – опера «Жизнь за царя» Глинки. А начиналось все волею случая.
По легенде театр в городе появился благодаря… вокзалу. Как ни полноводна была Кама, она не давала надежного сообщения с Зауральем и Сибирью, и в середине XIX в. начались разговоры о строительстве железнодорожной ветки в Перми. Первый поезд от новой станции отправился уже в 1878 году. Прибывшие из столиц путейцы всколыхнули дотоле мирную, тихую Пермь. В городе взметнулись цены — «железнодорожники» буквально швыряли деньгами. Для небогатых пермяков это обернулось ростом цен, но в целом Пермь стала преображаться в богатый, оживленный город, жизнь в котором уже не угасала с концом навигации.
Спросите, а при чем тут театр? Дело в том, что главный подрядчик строительства Губонин Пётр Ионович пообещал выстроить новый каменный театр на месте сгоревшего в 1863 году деревянного, если город бесплатно уступит землю под станцию. А купеческое слово — кремень! Пообещал — выстроил!
В 1874 году в Городской думе был поднят вопрос о постройке большого каменного здания для городского театра. Ходатайствовал об этом известный пермяк Павел Дмитриевич Дягилев, он же внес 4 тысячи 300 рублей для строительства. В 1877 году приступили к строительству. Проектировали здание и курировали строительные работы два замечательных архитектора Р.И. Карвовский и В.В. Попатенко, знатоки секретов акустики церковного строительства.
Потолок был сделан из резонансной ели, в углах были вмонтированы перевернутые корчажки для усиления звука. Еще одна тайна замечательной акустики театра раскрылась во время капитального ремонта здания в 1950-х годах. Многих зрителей, да и артистов удивляло, что сцена помещается на втором этаже, а под ней расположены аркады каких-то галерей. При вскрытии пола были обнаружены фарфоровые слуховые трубы с отверстиями по всей длине. Карвовский заказывал эти трубы на фарфоровом заводе.
В 1956-1959 годах здание театра было реконструировано, увеличилась площадь сцены, стало больше зрительских мест, но, к великому сожалению, исчезло акустическое волшебство, которое было присуще старому театру.
Городской театр получил название театра оперы и балета с 1931 года, когда была организована первая постоянная оперная труппа. В мае 1956 года, в ознаменование 125-летия со дня рождения Петра Ильича Чайковского, театру было присвоено имя великого композитора (Пермский театр — единственный в России, на сцене которого поставлены все три балета и десять опер на музыку, написанную Чайковским), а в 1969-м он получил почетное звание академического.
Статус третьей балетной столицы России у Перми появился неспроста.
Рождение Пермского государственного хореографического училища явилось следствием эвакуации в августе 1941 года в Пермь Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский театр оперы и балета). Вместе с театром приехало в Пермь и старейшее в стране Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета им. Вагановой). Той же осенью ленинградцы открыли в Перми (тогда в городе Молотове) театральный сезон. В 1942 году был объявлен набор малышей в первый класс балетной школы, начались занятия в Пермском отделении Ленинградского училища, которое находилось в отдаленном районе города, на противоположном берегу реки Камы. Летом 1944 года после снятия блокады Ленинградский Кировский театр и Ленинградское хореографическое училище вернулись домой, а в Перми остались дети, которые теперь лишились возможности продолжать занятия хореографией. Три зимы и два лета — срок для истории музыкальной культуры города немалый... Школа всемирно известного Мариинского балета отблагодарила Пермь за гостеприимство.
Встал вопрос об открытии в городе своей студии, которая готовила бы балетные кадры для уральского региона и прежде всего для местного театра оперы и балета. В 1945 году студия была реорганизована в хореографическое училище. В 1947 году оно переезжает с окраины города в здание по улице Коммунистической, дом 18 (бывшее епархиальное женское училище), где и находится по сей день.
Первым художественным руководителем училища до 1956 года была Екатерина Никодимовна Гейденрейх. Выпускница императорского театрального училища в г. Санкт-Петербурге, солистка Мариинского театра, репетитор Ленинградского Малого театра оперы и балета, с 1928 года — педагог классического танца Ленинградского хореографического училища, Екатерина Никодимовна была выдающимся деятелем хореографического искусства, знающим в совершенстве классическое наследие. В 1997 году в память о первом художественном руководителе и к 100-летию со дня рождения Е.Н. Гейденрейх на стене училища была установлена мемориальная доска.
В наше время театр живет полнокровной жизнью, выступая организатором международного Дягилевского фестиваля, открытого конкурса артистов балета «Арабеск». Труппа многократно становилась обладателем премии «Золотая маска», а на премьеры приезжают ценители искусства со всей России и мира.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: