Глазковский мост через реку Ангару — самый старый действующий мост в Иркутске, памятник истории техники. Связывает центр города с Глазковским предместьем. Время строительства — 1934-1936. Прежние названия — Железобетонный мост им. В.И. Ленина, Старый мост, Ангарский мост, Старый Ангарский мост.
Мост опирается на 5 речных и 32 береговые опоры. Его общая длина – 1245 м. Мост сооружен в расчете на четырехполосное движение, в том числе – двухпутное трамвайное, а также на пропуск пешеходов. Ширина моста между перилами – 18 м.
Будучи для своего времени одним из крупнейших мостов в стране, он обладает несомненными архитектурными достоинствами: сочетание полукруглых арок с отходящими от них вертикальными пилястрами и гранями придает конструкции моста легкость и стройность.
Сегодня для иркутян мост через Ангару — нечто само собой разумеющееся. Они даже не представляют себе, как добирались горожане с одного берега на другой в начале XIX века, когда переправы еще не было. Эти воспоминания хранятся в исторических летописях.
В те годы пересечь Ангару можно было на весельных лодках, да и то только в хорошую погоду. Попасть на противоположный берег в бурю и шторм было невозможно. В конце 19 века появилась первая настоящая переправа — понтонный мост. Его построили к приезду цесаревича Николая — будущего российского императора Николая II. Кстати, именно он перерезал ленточку на торжественном открытии нового моста. Поэтому понтонную переправу стали называть николаевской. Но в непогоду понтоны срывало и уносило по течению. Иногда их вылавливали аж в районе Усолья-Сибирского.
Между тем Иркутск рос, развивалась торговля, и такие перебои на переправе были ни к чему. Поэтому городские власти стали всерьез задумываться о необходимости построить капитальный мост через Ангару. Впервые этот вопрос обсуждался на заседании Иркутской думы в 1906 году. Тогда подсчитали, что строительство моста обойдется городской казне в 1,8 миллиона рублей. Но, когда через несколько лет был готов проект, оказалось, что этих денег не хватит — на строительство арочно-консольного моста требовалось 2,3 миллиона рублей. Интересно, что архитекторы разработали 10 вариантов мостов, и все они были арочными — тогда это было самое современное направление мостостроения.
Начать строительство помешала Первая мировая война — государственные деньги тратились на военные нужды. Поэтому несколько лет проекты пылились на полках, дожидаясь своего часа. Возводить фундамент начали только в сентябре 1931 года.
Эту работу выполняли московские специалисты. Им было очень сложно. По рассказам очевидцев, Ангара в тот год вела себя очень агрессивно: волны, ледяные заторы — река никак не хотела подчиняться воле человека. И тем не менее основу моста построили — возвели четыре русловые опоры.
Параллельно с этим городские власти решали, какой ширины будет Ангарский мост. Сначала предлагали остановиться на 11 метрах, потом увеличили ширину на 1 метр, а затем пришли к мнению, что и этого будет недостаточно, и прибавили еще почти 2 метра. В окончательном варианте оставили 13,8 метра.
Строительство моста включили в план второй пятилетки. На его возведение отвели всего два года, а построили и того быстрее — за полтора года. Строили переправу около двух тысяч человек. Сегодня можно точно сказать, что выполнили они свою работу на совесть — за более 80-ти лет существования на капитальный ремонт мост не закрывали ни разу.
На самом деле капитальный ремонт старому Ангарскому мосту требуется — уже сейчас он выдерживает нагрузки в 6—7 раз выше нормы. В целом его состояние удовлетворительное, он может прослужить еще несколько десятилетий. Средняя продолжительность службы моста — 100—150 лет. Но металлический каркас моста требует более частого ремонта. Сейчас обсуждается вариант замены металлических пролетных строений. Но в любом случае этот ремонт будет производиться поэтапно, так как полная реконструкция по стоимости составит почти половину от затрат на строительство мостового перехода.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: