Вероятность падения Москвы в середине октября оценивалась как очень высокая: в начале месяца в окружение под Вязьмой попали почти 600 тысяч советских солдат и офицеров, 13 октября немцами была занята Калуга, а 15 октября – Калинин. Было принято решение защищать город всеми возможными и невозможными средствами. В первую очередь нужно было сдержать темп немецкого наступления. Было издано распоряжение о создании линии обороны на северо-западном, западном и юго-западном направлениях, то есть там, где немцы наиболее близко подошли к Москве. Предполагалось вырыть десятки километров траншей, противотанковых рвов и «сцементировать» линию обороны сотнями ДОТов, ДЗОТов и противоосколочных пулеметных колпаков.
Противоосколочный железобетонный пулеметный колпак был весьма эффективным оборонительным средством, дешевым и простым в изготовлении: стальной каркас из прутка помещался в специальную форму из деревянной опалубки и заливался бетоном – такая конструкция могла без использования специального оборудования массово выпускаться на любом комбинате ЖБИ.
Такой колпак устанавливался в ключевых точках обороны таким образом, чтобы держать под обстрелом как можно большую площадь. Обычно такие колпаки находятся на естественных или искусственных возвышенностях, контролируя пространство по фронту от 600 до 1300 метров. Все они встроены в единую цепь траншей и стрелковых ячеек и являются своеобразными «узлами» обороны.
Дойти до рубежей московской линии обороны у немцев не получилось: в декабре началось контрнаступление Красной Армии, и немцы были отброшены от столицы.
Осенью 1943 года московская линия обороны была упразднена, но инфраструктура линии обороны так и осталась нетронутой, ДОТы и железобетонные колпаки остались на своих местах и демонтировались лишь в том случае, если мешали строительству домов или прокладке дорог.
По материалам текста А. Плеханова "Московская линия обороны: 78 лет спустя"
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: