«Иверский женский монастырь, расположенный на скате крутого волжского берега составляет великое украшение местности города» – писали в 1880 году «Самарские епархиальные ведомости». В XVI—XVIII веках в Самаре существовал женский Спасо-Преображенский монастырь. В 1764 году после выхода указа монастырь был упразднён, а монашки переведены в Симбирский Спасский монастырь. В городе возникло движение так называемых «черничек-келейниц» — женщин, и одеждой, и образом жизни старавшихся походить на монахинь, но не принимавших монашеского пострига. В 1829 году келейницы попытались получить разрешение на открытие в городе женской православной общины, однако начинание не было поддержано ни горожанами, ни епархиальным руководством. Постепенно идея создания такой общины стала пользоваться поддержкой и среди горожан. Со временем, благодаря поддержке видных горожан, идея открытия общины была принята почти всеми православными самарцами. В 1850 году жители Самары обратились с прошением к Федотию – епископу Симбирскому - об открытии в городе женской общины. На тот момент 38 женщин пожелали посвятить свою жизнь служению Богу. Община была названа Иверской согласно воле Е. И. Марихиной – елабужской купчихи, которая пожертвовала ей фамильную икону Иверской Божией Матери в драгоценном золотом окладе. Иверская женская община была основана в 1850 году, но официально утверждена указом императора в 1855 году. Александр II в середине июня 1860 года утвердил решение Святейшего Синода о преобразовании женской общины в Самаре в монастырь. За этим последовало разрешение на постриг в мантию двадцати сестер и настоятельницы. Одна из них была духовного сословия, две – дворянки, четверо представляли купеческое сословие, две –крестьянское, а остальные – мещанское. Возраст сестер был от 40 до 60 лет. Монашеский постриг состоялся 21 августа, а спустя неделю, 28 августа произошла и церемония открытия монастыря, на которой присутствовали представители духовенства Самары, городские чиновники и многочисленные гости из числа простых горожан. В феврале 1861 года в соответствии с постановлением правительства, Иверский монастырь получил просимые настоятельницей луга, а также разрешение на рыбную ловлю. Эти угодья находились совсем рядом с Самарой и прежде принадлежали Спасо-Преображенскому женскому монастырю, поэтому Иверская обитель считалась наследницей упраздненного монастыря. Монастырю передали арендованный у города на девяносто девять лет участок земли, примыкавший к монастырским лугам. На этом участке был высажен фруктовый сад с вишнями и яблонями, здесь развели огромный малинник, стали выращивать овощи: картофель, огурцы, капусту. Сюда же свозили скошенное сено. Для удобства ведения подсобного хозяйства на участке был построен хутор, в котором постоянно проживало пятнадцать сестер, а также наемные работники. При монастыре было два кладбища, на которых были похоронены священнослужители, родовые дворяне и известные в городе люди. В 1876 году по эскизам художника Н. Е. Симакова монахини вышили знамя. Одну сторону полотнища в центре украшал золотом вышитый византийский крест с изображением Кирилла и Мефодия, другую – образ Иверской Божией Матери, тоже в византийском кресте. С этим знаменем в конце апреля 1877 года самарцы провожали ополченцев, которые отправлялись в Болгарию для помощи в освобождении от турецкого ига. Под этим стягом в июне 1877 года храбро сражалась болгарская дружина под Стара Загорой. Во время кровопролитного боя пять знаменосцев сменяли друг друга. Сломанное, но не поверженное знамя было вынесено с поля боя, а сразу после освобождения Болгарии оно заняло почетное место в софийском музее русско-болгарской дружбы. Интересно, что в 1981 году болгары изготовили точную копию этого полотнища и передали его Самаре. Как и большинство культовых сооружений нашей страны, Иверский женский монастырь в 1919 году был закрыт, а на его территории была зарегистрирована община верующих, которой были переданы храмы монастыря. Здесь начала работу швейная артель. Практически все жилые корпуса были отданы под квартиры для рабочих заводов «Металлист» и «Водосвет». Монахиням было позволено проживать в сохранившихся зданиях до 1929 года, но при условии внесения квартплаты наравне с другими горожанами. Весной 1922 года самарский губисполком издал распоряжение, согласно которому из монастыря были изъяты все ценности. Это были драгоценные ризы главных икон монастыря (Иерусалимской и Иверской), большой ковчег, напрестольный крест, серебряный потир, десять икон, серебряные лампады и многие другие ценные и святые для монастыря вещи. В 1925 году прекратила свою деятельность и швейная артель, в жилые корпуса были заселены работниками Самарской ГРЭС и Жигулевского пивоваренного завода, которые находились неподалеку. Таким образом, руководство города сформировало «рабочий городок». В том же году закрыли Иверский храм, а через год разобрали и деревянный придел Иерусалимского храма. Та же участь постигла и остальные три церкви монастыря, но это произошло в 1929 году. В 1930-м были разобраны ограда, колокольня, большинство хозяйственных построек разорено и фактически уничтожено монастырское кладбище. Оставшиеся постройки были переданы различным организациям. В начале декабря 1991 года община Иверского монастыря была официально зарегистрирована и переданы РПЦ сохранившиеся монастырские строения. В марте 1992 года в соответствии с постановлением главы администрации Самары Иверский храм Божией Матери, дом игуменьи, трапезный храм, мастерские и некрополь были объявлены памятниками истории и культуры конца XIX века. Уже осенью 1992 года Иверский храм стал местом проведения регулярных богослужений. Сегодня в обители работают иконописная и золотошвейные мастерские, возрождающие традиции мастериц древности, огромная библиотека для прихожан.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: