Как-то, много лет назад, я гулял по Шатуре. И, вдруг, меня накрыло дежавю: паровозик из Ромашкова. Возникло ощущение, что он прибежал сюда прямо с экрана обычного черно-белого телевизора из моего глубокого детства. Прибежал сюда, в обычные шатурские жилые дворы. Но прибежал он именно в Шатуру не случайно: пожалуй, самая длинная по протяжённости сеть узкоколеек была в восточном Подмосковье: суммарная длина шатурской, ореховской, егорьевской и мещёрской систем превышала 650 километров (а это дорога от Москвы до Петербурга).
Раньше он стоял как памятник около конторы шатурского торфопредприятия. Потом он сменил место прописки, и жил на территории железнодорожной воинской части. И, как оказалось, в 2009 году он вернулся в родной город, к своим жителям, где он трудился с 1957 года.
Производство узкоколейных паровозов началось в России в 1882 году, в селе Людиново Калужского наместничества, на заводе известного промышленника Сергея Ивановича Мальцова. Но, начиная с 1895 года главным разработчиком и производителем паровозов становится коломенский паровозостроительный завод. Производимые этими заводами паровозы были, в основном, копиями зарубежных образцов, либо немного переработанными иностранными моделями.
Модельный ряд паровозов узкой колеи был очень небольшим: без учёта модификаций по узкоколейным железным дорогам страны бегало всего 4 модели, разработанные в СССР и произведённые на Коломенском, Сормовском, Воткинском и Мальцовском (Людиновском) заводах.
Наш очаровательный паровозик относится к серии паровозов проекта П4 (в последующем с огромным количеством модификаций). Первый образец паровоза П4 был отправлен для испытаний и доработок в Шатуру, а наш герой имеет заводской номер ВП4-1669, что означает "Воткинский Промышленный". Но, почему-то, на табличке написано "ВП4-1442", что не совсем правильно. Паровозик был выпущен в 1957 году и несколько десятков лет весело бегал по узким стальным магистралям, перевозя пассажиров, различные грузы, древесину, торф, встречал рассветы и закаты, знакомился с зайцами и глухарями, лисами и куропатками, и получал огромнейшее удовольствие от бескрайних просторов Мещёры.
Технические характеристики таких паровозиков достаточно скромные, что обусловлено ограничениями узкой колеи. Судите сами: максимальная скорость 35 км/ч, максимальная мощность 170 л.с., максимальное тяговое усилие 3,2 т.
В настоящее время большинство паровозов узкой колеи списаны и порезаны на металлолом. Только некоторые, как и наш добрый знакомый, стоят памятниками ушедшей эпохе узкой колеи. Но, что самое интересное, несколько паровозов из легендарной серии П4 удалось восстановить, и они находятся в рабочем состоянии! Достоверно известно, что два паровозика трудятся на детских железных дорогах Екатеринбурга и Санкт-Петербурга.
Ну, и в заключении, вишенка на тортике для всех любителей паровозов: первый рейс восстановленного узкоколейного паровозика, почти идентичного нашему, в Петербурге: ссылка. Смею заметить: паровозик, хоть и узкоколейный, пыхтит, шумит, стучит, свистит - по-взрослому. Вот ещё одна ссылка.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: