История Новосибирского авиационного завода им. В.П.Чкалова (НАЗ им. В.П. Чкалова) началась в начале прошлого века. Первый камень в строительство завода Горного оборудования, который решено было возвести далеко от центра Новосибирска, заложили в июле 1931 г. Спустя пять лет, 26 мая 1936 года, решением Совета труда и обороны предприятие было перепрофилировано в самолетостроительный завод. Первенец новосибирских самолетостроителей — истребитель-моноплан И-16 конструкции Н.Н.Поликарпова был построен и успешно испытан уже в ноябре 1937г. С 1938 по 1940 гг. заводчане передали на вооружение Красной Армии более 600 самолетов. И-16 стал самым массовым истребителем своего времени, который широко использовался в войне в Испании, боевых действиях на Халхин-Голе, а позже на фронтах Великой Отечественной войны. На этом маневренном легком деревянном самолете впервые в мире В.П.Чкалов выполнил восходящий штопор. С именем этого легендарного летчика связана еще одна страница истории предприятия. После трагической гибели Героя Советского Союза В.П.Чкалова по просьбе коллектива Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1939г. Новосибирскому авиационному заводу № 153 было присвоено его имя. В конце 30-х годов завод становится родиной истребительной авиации. В 1939 г. коллектив чкаловцев приступил к строительству первого советского скоростного истребителя деревянной конструкции с силовыми элементами из упрочненной древесины (дельта-древесины). ЛаГГ-3 (конструкторы — С.А.Лавочкин, М.И.Гудков, В.П.Горбунов). Но производство этих самолетов осложнялось разными обстоятельствами, одно из которых — проблема приобретения из-за границы фенольных смол. Поэтому с началом войны количество выпускаемых заводом самолетов сокращается, и к концу 1941г. ЛаГГ-3 почти снимается с производства. К этому времени из цехов предприятия было выпущено около 900 машин. С началом Великой Отечественной войны чкаловцы принимают эвакуированных и оборудование родственных заводов из Москвы, Ленинграда, Киева. В декабре 1941г. на территории предприятия разворачивается строительство новых истребителей Як-7Б конструкции А.С.Яковлева. Производственные мощности эвакуированных из европейской части авиационных заводов позволили резко увеличить выпуск изделий. Производственные площади по сравнению с довоенным периодом увеличились более чем в пять раз, количество оборудования — в семь. К концу 1941г. завод выпустил первую партию истребителей Як-7 — 21 самолет, а за 1942 год их было построено 2 211. Неприхотливая, простая в управлении машина была любима летчиками. В 1943 году коллектив чкаловцев осваивает и запускает в серию дальнейшую модификацию Як-7Б, самый массовый истребитель времен ВОВ самолет Як-9.
За четыре года войны коллективом чкаловцев было выпущено 15 500 Яков. Такие результаты были достигнуты благодаря колоссальному труду рабочих и служащих, сутками не выходивших из цехов и перевыполнявших задания в несколько десятков, а то и сотен раз. Мировая практика таких примеров не знала, и это притом, что более 70% работников завода в этот период были женщины и дети — подростки 12-14 лет. «Полк в день!» (28-30 самолетов в сутки) — этот лозунг становится главным девизом чкаловцев на все годы ВОВ.
За годы ВОВ всеми авиационными заводами страны было произведено 36 тысяч истребителей типа «Як», почти каждый второй был выпущен на чкаловском заводе. Орден Ленина и знамя ГКО на вечное хранение — таковы трудовые награды завода за вклад в Великую Победу. Послевоенные годы стали для предприятия судьбоносными. Начиная с 1947г., чкаловцами был осуществлен запуск в серийное производство реактивных самолетов-истребителей со стреловидным крылом МиГ-15, а позднее в 1951г. МиГов-17 конструкции А.И.Микояна и М.Н.Гуревича. Это было время научно-технического взлета освоения передовых технологий, на базе которых создавалось современное оборудование, разрабатывались новые материалы и методы контроля. В результате проведенных мероприятий степень охвата механизированным трудом составила 47%. В 1954г. с заводского аэродрома был поднят в небо первый сверхзвуковой одноместный истребитель МиГ-19, который по своим боевым и летно-техническим характеристикам значительно превосходил лучшие истребители мира. Около 10 лет самолеты конструкции Микояна, выпускаемые заводом, являлись основными истребителями ВВС Советской Армии и армий стран Варшавского договора. За годы выпуска новых реактивных истребителей завод превратился в крупнейшее самолетостроительное предприятие страны, оснащенное новейшей техникой. Производство самолетов было организовано по типу полного замкнутого цикла (кроме комплектации двигателями, вооружением и авионикой). В технологические процессы внедрено более 2000 наименований высокопроизводительной оснастки, а также литье под давлением, точное литье. Завод стал соответствовать самому современному уровню по технической оснащенности и технологии производства. Это все делало возможным увеличить выпуск самолетов до 100 единиц в год. Значительной вехой в истории предприятия стало время сотрудничества с ОКБ П.О.Сухого, которое началось еще в конце 50-х годов и продолжается до сих пор. В 1956г. в производство был запущен истребитель-перехватчик Су-9. Этим событием было положено начало многолетнему серийному производству боевых, учебно-тренировочных самолетов, разработанных ОКБ им.Сухого. Истребители-перехватчики Су-9, Су-11 (1962г.), Су-15 (1966г.), Су-15 УТ, построенные на заводе и успешно прошедшие госиспытания, стали основой авиационного вооружения войск ПВО СССР.
Совершенно новым этапом в развитии завода и отечественного самолетостроения в целом стало создание многоцелевого штурмовика Су-24, его серийное производство было начато в 1971г. По своим летно-техническим характеристикам и боевым возможностям Су-24 превосходил все существующие в то время серийные образцы самолетов аналогичного класса. С начала девяностых годов и по сей день наше предприятие изготавливает многофункциональный истребитель Су-34. Бронированные кабина и топливные баки, высокоэффективное радиоэлектронное оборудование, широкая номенклатура вооружения, — обеспечивают его способность работать как по наземным, так и по воздушным целям. Самолет имеет большой потенциал для дальнейшей модернизации и создания на его базе специализированных модификаций.
Помимо выполнения государственного оборонного заказа, с 2003 года предприятие, в составе холдинга «Сухой», совместно с российскими и зарубежными партнерами, работает над проектом Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) — новым российским региональным самолетом.
Сегодня НАЗ им. В.П. Чкалова это одно из крупнейших авиастроительных предприятий России.
Предлагаю игрокам прогуляться в сквере возле Новосибирского авиазавода, найти ответы на промежуточные вопросы, вычислить координаты финальной точки и найти тайник
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: