Музей располагается в главном входе в Центральный парк культуры и отдыха, построенном в 1955 году по проекту архитекторов Г.Щуко и А.Спасова. В пилонах Главного входа в разное время располагались отделы дирекции Парка, а в 1970−е годы здесь была кино- и фотостудия. В основном помещения использовались для технических нужд парка и не были доступны для посетителей.
10 июня 2015 года в пилонах Арки Главного входа открыт Музей истории парка, а на крыше - смотровая площадка на высоте птичьего полёта.
Основная экспозиция состоит из уникального архива Парка Горького, а также фото и видео материалов и документов, предоставленных другими архивами и музеями Москвы.
Зал «Нескучный сад» посвящен XVIII-XIX векам и открывается макетом Парка, где хронологически показаны все этапы его развития. Истории Нескучного сада начинаются с 1728 года – когда князь Трубецкой покупает дом на участке близ Калужской заставы. Благодаря его приемам и балам эти места становится популярными. Владельцами земель на территории Нескучного были Демидов, братья Орловы, прототип Пиковой дамы Пушкина – княгиня Голицына и, наконец император Николай I.
Зал «Парк Горького» показывает историю ЦПКиО с 1923 года до наших дней. Начиная с 1-ой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки СССР 1923 года: в максимально короткие сроки вместо свалки на территории Орловского луга было установлено более 250 тематических павильонов в самой разнообразной стилистике – от эклектики до конструктивизма. Перенаселенная Москва 20-30-х годов нуждалась в пространстве для досуга – благоустроенную территорию выставки решено было сделать парком.
На крыше музея расположена смотровая площадка, на ней установлены бинокуляры с увеличением 25х, через которые днем можно рассмотреть аллеи Парка, Храм Христа Спасителя, Сталинские высотки, Крымский мост, а вечером – лунные кратеры.
Из истории ЦПКиО им. Горького.
Парк культуры и отдыха был открыт 12 августа 1928 г. на территории Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, действовавшей здесь с 1923 г.
История Центрального Парка культуры и отдыха начинается с 1923 года, когда вся «городская пустопорожняя земля» вошла в состав огромной территории 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки.
Для размещения выставочной экспозиции на обширной территории, выделенной под Выставку, был проведен новый землеотвод. Выставочная территория заняла все пойменные прибрежные земли Москвы-реки от Крымского моста до Нескучного сада, включая зону Титовского проезда, сформировав, в целом, границы будущего ЦПКиО им. М. Горького.
Журналисты в своих публикациях о предстоящей Выставке в Москве писали: «Территория Выставки, расположенная на правом берегу Москвы-реки и Крымского моста, почти что в центральной части города, представляет собой настолько живописный уголок, совершенно необработанный и запущенный, что при помощи строительства в короткий срок он превратиться в одно из живописнейших и культурных мест Москвы».
Главному Выставочному Комитету под Выставку была передана территория и здания Нескучного сада, кроме той части, на котором располагалось оранжерейное хозяйство с примыкающими к нему постройками. При передаче территории Главный выставочный комитет обязался перед «Москомхозом» Моссовета сохранить парк Нескучного сада в неприкосновенности, не нарушая его внешнего вида и значения, как место отдыха широких масс московского населения.
Основная часть площади Выставки, ориентированная на Крымский вал, располагалась на бывшем Орловском лугу. В 1923 году здесь после рекультивации земли на месте свалок, началось формирование единой зеленой зоны общественного значения.
Был организован Всероссийский конкурс по решению ситуационного плана Выставки и рассмотрено 27 проектов. Победил на конкурсе и был принят к исполнению проект И.В. Жолтовского, соединивший преимущества регулярной организации центральной территории со свободной планировкой в зонах павильонов и мест отдыха.
Были определены основные планировочные зоны и элементы, вошедшие впоследствии в состав территории ЦПКиО (с 1928 г.) и в целом сохранившиеся до нашего времени: головная часть, включающая огромную Площадь народов с большим двухуровневым партером, зоны павильонов, размещенные по обе стороны от партера, зеленая зона около Голицынского пруда, участок за Титовским проездом, а также входы на Выставку, организованные с Крымского вала и у Титовского проезда.
Экспозиционные строения, выполненные по проектам выдающихся архитекторов того времени, группировались в крупные тематические разделы: Союзных Республик, Новой и Старой деревни, Животноводства, Живых посевов, Машиностроения, Кооперации, Переработки, Путей сообщения и др.
Большую художественную роль в решении ансамбля Выставки играли сами павильоны, в основном деревянные, возведенные в различных архитектурных стилях и направлениях — от эклектики до конструктивизма (с преобладанием последнего). На их фасадах активно применялись росписи, рельефы, надписи, выполненные по эскизам выдающихся художников того времени.
В марте 1928 года Президиум Моссовета принял решение об устройстве на территории бывшей ВСХВ в Москве Парка культуры и отдыха.
Была создана комиссия по строительству парка, в которую поступило множество предложений от трудящихся.
Одни выражали пожелание, чтобы парк был хорошо оборудован для отдыха, другие требовали "Больше музыки", третьи - "Даешь физкультуру!" Ход подготовки к открытию парка широко освещался в печати, особенно в московских газетах. Жители Москвы не только горячо обсуждали, каким будет парк, они сами его и создавали. На субботниках и воскресниках разбивали дорожки, утрамбовывали площадки, разбирали ненужные здания, выкорчевывали пни...
«Смотри —
для нас
расчищаются парки,
И с флагов
сияет
«Культура и отдых», — писал В. Маяковский.
Главным архитектором будущего парка стал московский конструктивист Константин Мельников. Он создал планировку партера, в основном сохранившуюся до наших дней. Планировка Мельникова сменила собой ту, которую спроектировал во время подготовки первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки архитектор И.В. Жолтовский.
В центре партера Мельников задумал фонтан, в котором «архитектура формировалась струями самой воды». Фонтан по проекту Мельникова осуществлён не был, но в середине 1930-х годов на том же месте был сооружён иной по характеру фонтан архитектора А.В. Власова.
В парке появились: Ленинская площадь, ясли, аттракцион "Спиральный спуск", Детский городок, малый и большой театры и т.д. В Нескучном саду расположились: Военный городок, Симфоническая эстрада, в парке усадьбы Голицыных - "Уголок тишины" с аллеей гамаков; Ванный и Охотничий домики приспособили под размещение чайных-закусочных - "Поплавок" и "Самоварник". Южная часть Нескучного за Андреевским оврагом, была отведена под Городок однодневного отдыха, который помимо жилого корпуса, включал собственный парк с развитой системой дорожек, газонов и клумб, физкультурные и танцевальные площадки, кино-музыкальную эстраду, читальню и аттракционы.
Открытие парка.
Парк открылся 12 августа 1928 года. Под заголовком "Открывается вход в парк культуры и отдыха" газета "Рабочая Москва" 11 августа 1928 года приглашала всех в парк: "Зав. парком тов. Лебедев сообщил нашему сотруднику, что парк открывается в воскресенье 12 августа в 12 часов дня. Вход в первый день будет бесплатный, а затем устанавливается плата в 10 копеек. Кроме того, выпускаются сезонные билеты за полтинник со дня сезона".
В день открытия парк посетили более 100 тысяч человек со всего города. Газета "Московский день", вторник, 14 августа 1928 года писала: "Вас встречает человек с плакатом: "Пойдем со мной, весь парк тебе я покажу и про работу расскажу". Людские потоки идут по аллеям, павильонам, выставкам, площадкам, - бесконечное людское море... Прекрасное впечатление оставляет культбаза: консультации, викторины, души, комнаты для отдыха, радиогостинные... В читальне - удобные плетеные кресла и книги. Небольшие книжки выдаются без документов. Пожалуй, слишком тесно друг к другу расположены многочисленные площадки. Все виды "болов" - баскетбол, волейбол, хандбол, гигантские шаги, теннис, гимнастика, трапеции, лестницы и... замысловатый "индербейэбол: массовая игра в мяч.... Ребят до 4 лет можно оставить в яслях. Здесь их накормят и уложат спать в маленькие кровати с белоснежным бельем. Десятки забав в детском городке, где улыбаются довольные личики детишек. Ребенок остается в яслях, а мать идет осматривать парк. Очереди у ресторана, чайной и закусочной. Телятина - 70 коп. Осетрина - 80 коп. Вечером - яркий электрический свет залил территорию парка. Толпы направились к театрам и кино. Билеты брались с бою. Желающие отдохнуть скрылись в прохладе вековых деревьев Нескучного сада, гуляли по набережной, откуда дивный вид на реку, с сотнями снующих лодок и лилипутов-пароходиков...
Мы получили место для отдыха, которое через год-два превратится в ценнейший культурный очаг. Надо научиться и вести себя культурно на его территории...".
В 1929 году директором парка становится Бетти Николаевна Глан. Она была директором Центрального парка культуры и отдыха в первые годы его создания — с 1929 по 1937 год. Это время называют «золотой эпохой» парка. Под ее руководством парк получил мировую известность и превратился в один из символов социалистического государства.
В 1929 году продолжалась реконструкция парка. Появился звуковой кинотеатр. Кинотеатр стал легендарным, и одним из самых популярных в Москве. Он проработал до войны, а в 1942 был разрушен бомбой.
В парке появилось много аттракционов. У Москва-реки появилась парашютная вышка высотой 35 метров со спиральным спуском, по которому посетители съезжали вниз на специальных ковриках. Основной «Город аттракционов» размещался между Пионерским прудом и «Шестигранником». Павильон «Шестигранник» стал рестораном со столиками во внутреннем дворике вокруг фонтана. В парке проводилось огромное количество мероприятий, его называли «культурным комбинатом», «школой выходного дня», «зеленым университетом», «клубом на открытом воздухе», «пропагандистом нового быта».
Вход в парк, построенный в 1929 году, был выполнен из дерева находился вплотную у Крымского вала. В его внутренних помещениях в 1930-е гг. проходили выставки, посвященные выполнению пятилетних планов, ударникам труда, индустриализации и красной армии. За входом простиралась Ленинская площадь. В.И. Ленин 19 октября 1923 года посетил ВСХВ и осмотрел павильон «Машиностроение». Это был последний приезд Владимира Ильича в Москву, в честь этого визита площадь за входом назвали Ленинской, о чем свидетельствует мемориальная доска на левом пилоне входа.
В 1932 к разработке нового генерального проекта парка подключается архитектор А.В. Власов. Он к тому времени был известен как опытный проектировщик и талантливый мастер. Он проработал над проектом до 1941 года, и главный акцент был сделан на создании Пушкинской набережной. В 1937 году на международной выставке в Париже за работу по проектированию ЦПКиО им. М. Горького А.В. Власов был удостоен «Гран при».
Также в 1932 году открывается Зеленый театр. На месте террас ботанического сада П.А. Демидова строится Зеленый театр, который продолжил традиции Воздушного театра, работавшего в Нескучном саду.
В 1933 году парк награждается Красным знаменем ВЦСПС, парку присваивается имя Максима Горького, в связи с 40-летием его общественной и литературной деятельности.
В 1931 году парку передано оранжерейное хозяйство, находившееся в Нескучном саду. С этого периода началась активная посадка многолетних цветов и древесно-кустарниковых пород, а также растений-интродуцентов: кленов, белой акации, пестролистного ясеня, туи, голубой ели и др. Стало развиваться цветочно-ковровое искусство, которым и ныне славится парк.
1936 год - начало строительства нового Крымского моста и начало реконструкции парка по проекту архитектора Власова.
Ширина старого Никольского моста составляла всего 17 метров, к 30-м годам прошлого века стало ясно, что нужен новый, более современный мост. Было принято решение передвинуть действующий Крымский мост вниз по течению Москвы - реки на 50 метров, а на его месте построить новый, более современный Крымский мост.
«И вот, весенним майским утром 1936 года прежний Крымский мост отправляется в путешествие. Двадцать домкратов аккуратно подняли пролетное строение с „насиженного места“, стальные лебедки плавно сняли его с гранитных опор, и сооружение, под которое были подведены железные каретки на круглых катках, по трем деревянным эстакадам с проложенными на них рельсами, медленно заскользило к пункту назначения. Чтобы контролировать процесс посередине моста был устроен диспетчерский пункт. Связь между диспетчером и эстакадами осуществлялась с помощью телефонов и цветных светофоров. Эпопея по передвижке моста была недолгой — пролетное строение встало на новые опоры уже к вечеру „дня икс“. Впоследствии, когда новый Крымский мост был построен, старый погрузили на баржи и отправили вниз по течению реки, в Заозерье (60 км от Москвы). Здесь он, вместе с пролетным сооружением прежнего Краснохолмского моста, был использован для возведения большого 270 м. моста».
Новый, знаменитый Крымский мост, был построен в 1938 году.
Парк начинает перестраиваться по проекту архитектора Власова. Сносились все временные постройки, за исключением «Шестигранника», на бывшей Пятилетки устраивался большой фонтан со смотровыми площадками. Первая его очередь — пять больших водоемов, — была построена в середине 30-х годов на центральной площади парка у скульптуры И. Шадра «Девушка с веслом», которая стояла в центре среднего водоема.
В военные годы парк продолжал работать. Только мероприятия изменили тематику: состязания по метанию гранат, финал первенства Москвы по штыковому бою, обучение противовоздушной обороне и тушение зажигательных бомб... От воздушных налетов пострадали здания, аттракционы, зеленые насаждения, система большого фонтана. Годы войны унесли большую часть скульптурного оформления парка, в том числе знаменитую скульптуру Ивана Шадра «Девушка с веслом».
В послевоенные годы парк занимается восстановлением пострадавших от бомбежек павильонов и цветников.
В 1955 г. на территории была произведена реконструкция. Так как головной участок примыкал к Крымскому валу, именно здесь был выстроен центральный вход в виде величественных Триумфальных ворот по проекту архитектора Ю. Щуко, А. Спасова и инженеров Л. Шойхет и Б. Новикова. Ворота спроектированы в виде торжественно-монументальной колоннады, украшенной по бокам рельефами с изображением герба СССР и года постройки ворот. Аттик ворот украшен композицией из флагов и изображением ордена Ленина. По обеим сторонам ворот, по примеру античных аналогов, спроектированы симметричные пропилеи и полукруглые циркумференции, в колоннаде которых были размещены кассы ЦПКиО.
Вскоре начала работать народная обсерватория. Первый астрономический павильон был установлен на территории Парка культуры и отдыха ещё в 1929 году. А в 1957 году построили здание Обсерватории, она была оснащена была оснащена пятидюймовым телескопом-рефрактором Цейсса. Придя в обсерваторию, можно было посмотреть на звезды, загадать желание и подарить любимой девушке звездочку-мечту. Здание обсерватории входило в целый комплекс построек, включающий в себя солнечные часы, глобус Земли, армиллярную сферу, эстраду, читальню и стенды наглядной агитации.
В конце 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия в московских парках было открыто несколько астрономических павильонов, которые работали в летнее время. Дежурили там сотрудники планетария и учащиеся астрономических кружков. Под открытым небом устанавливались небольшие любительские телескопы, все желающие могли приобщиться к наблюдениям за небесными светилами и получить консультацию дежурного астронома. Позднее на базе некоторых астрономических павильонов были построены небольшие обсерватории, в которых установили стационарные телескопы. Эти обсерватории стали называть народными, поскольку доступ туда был открыт всем желающим. В хорошую погоду при ясном небе тут проводились астрономические наблюдения для любознательной публики.
В 1958 году в парке устанавливается знаменитое колесо обозрения. Его высота достигала 52 метров. Колесо демонтировали в 2008 году, когда оно выработало ресурс эксплуатации.
В 1979 году в парке появляется светомузыкальный фонтан.
1990 год. На Пушкинской набережной возводятся гигантские аттракционы. Большая часть парка отдается под развлекательный комплекс «Чудо-града». В этот период большая часть архитектурного и скульптурного наследия парка приходит в упадок.
В 1993 году, сразу после закрытия космической программы «Энергия – Буран» в парке появился корабль Буран. На самом деле это второй макет корабля, который носит название БТС-001 ОК-МЛ-1 (изделие 0.01), он использовался для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса. До июня 2014 года макет стоял на Пушкинской набережной Парка Горького, затем был перевезён на ВДНХ.
Летом 2011 года в Парке Горького начинается реконструкция, в ходе которой были демонтированы около 100 аттракционов и незаконных объектов. На месте демонтированных объектов уложено более 2 тыс.кв.м. нового асфальтового полотна, разбито 1,9 га новых газонов и цветников. Началась кропотливая работа по восстановлению памятников, очистке прудов, завозу грунта и настилу газонов. Буквально за несколько месяцев Парк Горького преобразился, став первым парком мирового уровня в России.
Зимой, начиная с 2011 года, в парке открывается один из самых больших катков с охлаждаемым льдом. Благодаря самым современным технологиям каток может работать с середины октября до середины марта.
В настоящее время особое внимание в парке уделяется восстановлению утраченного наследия. Полную реконструкцию и реставрацию прошли многие здания парка. Воссоздаются знаменитые ландшафтные композиции ЦПКиО, возвращаются на место утраченные скульптуры.
Ежегодно на площади около главного входа в парк, архитектура которого построена в стиле «авангард», происходят встречи ветеранов Великой Отечественной войны.
Сегодня Центральный парк культуры и отдыха слился с зеленым массивом Воробьевых гор. Парк можно поделить на несколько зон: празднично-массовую, историческую и прогулочно-видовую. Он по-прежнему остается излюбленным местом гуляния, культурного и спортивного досуга москвичей и гостей столицы.
Адрес музея: ЦПКиО им. Горького, левый пилон арки главного входа.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: