Метрополитен Казани – самый молодой в России, его строительство началось в 1997 году, а открытие состоялось 27 августа 2005 года в честь празднования тысячелетия Казани. Как появилось метро в столице Татарстана?
Краткая справка: Население Казани (на 2017 год): 1,2 млн человек Пассажиропоток за 2015 год: 29,39 млн человек Общая протяженность линий: 15,8 км Число станций: 10 Число линий: 1 Дата открытия: 27 августа 2005
Идея строительства метрополитена в Казани возникла еще в 1930-х годах, но в СССР метрополитены строили лишь в городах-миллионниках, а миллионный житель Казани родился в 1979 году. В годы Великой Отечественной войны в столицу республики эвакуировали предприятия и заводы из Москвы и Воронежа – в процессе последующей индустриализации численность населения увеличилась, и уже в 1990-м году Казань заняла 6-е место по численности населения среди российских городов.
Это стало весомым основанием для строительства метрополитена в городе, и в 1997 году в Федеральную программу было включено строительство казанского метрополитена, отчасти благодаря лоббированию Правительством Республики этого вопроса на федеральном уровне.
Стоимость строительства
Проектирование метрополитена в Казани проходило при сотрудничестве института «Казгражданпроект», который являлся генеральным проектировщиком, с петербургским проектным институтом ОАО «Ленметрогипротранс». Еще в 1984 году были проведены геологические изыскания, а в 1987 году было утверждено технико-экономическое обоснование строительства метрополитена в Казани. Однако из-за экономического кризиса – ещё до распада СССР – сооружение метрополитена отменили.
Работы по строительству казанского метрополитена возобновились только в конце 90-х. В честь этого в 1997 году было организовано торжественное мероприятие на площади Тукая, во время которого заложили капсулу с обращением к будущим пассажирам метрополитена. В 1997 году на строительство казанского метрополитена было выделено 22 млн рублей, в 1999-м – уже 70 млн. А к 2005 году было освоено 12,358 млрд рублей, в них 7,15 млрд – из федерального бюджета.
Тем не менее, еще в 2004 году стало понятно, что закончить запланированное строительство к празднованию тысячелетия не удается. Активизировали все ресурсы – стройку с какого-то момента вели исключительно на средства программы “Казань-1000”, а отделочные работы на большинстве станции осуществляли в авральном режиме. В итоге закончили в срок, и 27 августа 2005 года состоялось торжественное открытие метрополитена в Казани.
Технологии строительства
Учитывая сложные гидротехнические условия строительства метрополитена, было принято решение заказать тоннелепроходческий комплекс (ТПК) в Канаде с учетом индивидуальных особенностей грунтов в Казани. Казанский ТПК назвали «Сююмбике» в честь правительницы Казанского ханства в период с 1516 по 1557 годы. Первая проходка перегонных тоннелей началась 22 мая 2000 года на станции «Суконная слобода», проходка велась со скоростью 4-5 метров в сутки.
Когда в 2004 году стало понятно, что завершить строительство в срок не успевают, срочно докупили и арендовали еще 4 ТПК и 3 щита. Одну станцию из-за сложности строительства просто исключили из планов. В итоге открытый в 2005 году участок казанского метрополитена имел протяженность 7,1 км и состоял всего из 5 станций. Среди них единственная надземная станция «Аметьево», она располагается на метромосте и имеет переход на железнодорожную станцию для пригородных электропоездов.
Все станции метрополитена Казани имеют островные платформы и по два вестибюля с выходом в город. Станции «Площадь Тукая», «Кремлевская», «Проспект Победы» отличаются тем, что у них есть подземная торговая галерея. Главное же достижение метро Казани – комфортные условия для использования всеми категориями граждан. Для инвалидов в казанском метро предусмотрены лифты, пандусы и подъемные механизмы.
Развитие метро
В 2007 году утвердили генеральный план города на период до 2020 года, который включает основные мероприятия по развитию казанского метрополитена. В план входило завершение строительства первой линии метрополитена и строительство первого участка второй линии общей протяженностью 8,0 км.
За 2008 – 2010 гг. были введены в эксплуатацию станции «Проспект Победы» и «Козья Слобода». В 2013 году достроили еще три станции «Авиастроительная», «Северный вокзал», «Юность». Сегодня метро в Казани представлено уже 10 станциями, расположенными на одной линии, а его протяженность выросла вдвое и составляет 15,8 км. Ведутся работы по строительству станции «Дубравная», которая в перспективе станет пересадочной станцией на вторую линию.
Поезда без машиниста
В Казани впервые в истории российского метрополитена применяется автоматизированная система, позволяющая осуществлять движение поезда без участия машиниста. Сейчас все поезда в метро Казани работают в режиме с минимальным участием человека. Поезда без машинистов ездят во Франции, Америке, Японии, но в России такой проект прежде не реализовывался, так как большинство систем подземного транспорта строились еще в советские годы.
Поезда, эксплуатируемые в казанском метро, позволяют реализовать полностью автоматизированную систему управления, но для внедрения такого режима необходимо решить ряд технических и организационных вопросов. В частности для обеспечения безопасности пассажиров при использовании полностью автоматизированных поездов в метро платформы необходимо оборудовать скриндорами – своеобразной стеной с дверями, которые открываются и закрываются одновременно с дверьми прибывшего поезда, что практически исключает падение людей на рельсы. Пока в России нет ни одной линии метро, готовой к запуску поездов без машинистов.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: