В годы Великой Отечественной войны Череповец, как город прифронтовой зоны, превратился не только в крупнейший эвакуационный центр, но и в госпиталь. С 1941 по 1945 годы в городе постоянно работали 14 госпиталей, а всего их в разное время было 26. Город выделил 40 лучших зданий для медицинской помощи раненным, беженцам и жителям Ленинграда. Под госпитали были отданы Дом культуры, школа №1, педагогический институт, механический техникум, административные здания. До 16 эшелонов в сутки с ранеными и эвакуированными проходили через Череповец, а весной и летом для эвакуации использовался и речной транспорт. Всего в годы войны Череповец с населением в 30 тыс. человек переправил около 2,5 млн. человек в тыл, из них приблизительно 1,2 млн. – ленинградцы.
Отсюда и инициатива создания памятника; прежде всего, она исходила от медицинского училища имени Амосова.
Идея установки монумента в память о военных годах появилась еще в 2008 году, когда была завершена реконструкция привокзального сквера. В конце марта 2014 года инициативная группа череповчан начала сбор подписей в поддержку идеи переименования привокзального парка в сквер Надежды и установки там памятника Женщине. В итоге эти две идеи объединились в одну – создание скульптурной композиции, посвященной труду и подвигу всех медсестер в годы войны.
Конкурс на изготовление памятника был объявлен в 2014 году. Решение принималось коллегиально, с приоритетом мнения общественности. 6 июня 2014 года назван победитель – московский скульптор Александр Рожников.
Памятник решили установить прямо перед зданием вокзала. Сюда массово привозили раненных с фронта.
«Здесь очень хороший фон. Памятник будет всегда освещен. Ему ничего не мешает здесь. И он ни с чем не спорит. Идеальное место для проекта», — говорит архитектор проекта Михаил Тихомиров.
Памятник задуман так, что он будет интересен не только старшему поколению, но и молодым череповчанам. Памятник выполнен в стиле 3D. Человек, который стоит у подножия памятника, в какой-то момент чувствует себя соучастником того, что происходит.
«Концепцию памятника можно выразить одним словом – милосердие. Я хотел совместить два времени, два пласта – войны и спокойной мирной жизни, - сказал скульптор Александр Рожников. – На постаменте контур медицинского креста. Он делит пространство на две части: из зоны войны в зону мира тянется железная дорога, по которой идут люди, гражданские, военные».
«На первом плане — девочка из блокадного Ленинграда, которая успела только взять эту куклу. Из одежды — пальтишко осеннее, ботинки на три размера больше, оставшиеся от старшего брата, который от голода умер. За девочкой идет раненный в ногу мужчина, готовый хоть сейчас снова отправиться в бой, в его глазах – злость по отношению к врагу. За ним следует группа беженцев: женщина с чемоданом, бабушка с внуком. А на заднем плане – мальчик-музыкант, который, возможно, был в Ленинграде скрипачом, — поясняет скульптор, заслуженный художник России Александр Рожников. – Я представлял, что на глазах сожгли скрипку, и думал, что страшные воспоминания должны прочитываться даже через очки мальчика. Для этой группы людей медсестра превращается в ангела-хранителя: если смотреть с фасадной части на памятник, та деталь, шлейф, который проходит через крест на передний план скульптурной группы, воспринимается как ангельские крылья за спиной медицинской сестры. Я не побоюсь сказать, что город обретает своего ангела-хранителя».
Медсестра, придерживая санитарную сумку, ведет за собой маленькую девочку. В их бронзовых фигурах застыла надежда на спасение от страшной войны. Они идут по шпалам – вперед, к Победе… На создание скульптуры ушел почти год, и вот 5 мая 2015 года, к 70-летию Великой Победы, в привокзальном сквере состоялось торжественное открытие памятника.
Главная героиня композиции реального прототипа не имеет – это сборный образ, воплотившийся из военных фото. На разработку эскиза ушло три месяца. Сначала скульптуру вылепили из глины в натуральную величину. Затем последовала производственная часть: снятие формы с глины, заливка воска, отливка каждого куска в бронзе, сварка. Максимальное количество деталей постарались собрать в условиях цеха на комбинате художественного литься в городе Жуковском. Фигура раненого сделана в виде горельефа, беженцы – виде барельефных портретов.
В Череповец привезли три больших куска. Чтобы доставить скульптуру из Подмосковья, использовали низкорамную платформу. Памятник медицинским сестрам отливали на том же комбинате художественного литья, где и скульптуры для Александровского сада в Москве и памятник героям Первой мировой войны на Поклонной горе. К слову, гранитный постамент весит 6 тонн, а сама бронзовая композиция - 2 тонны 650 кг.
Создатели монумента предлагают загадывать здесь желания. Чтобы они сбывались, нужно потереть рельсу. Приживется ли традиция, покажет время. Но точно можно сказать, что благодаря памятнику молодые череповчане о подвиге женщин в годы Великой Отечественной войны не забудут.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: